Приключения «электроников»
В то время как одни ритейлеры делают ставку на электронные ценники, другие, попробовав, возвращаются к традиционным бумажным. Ждет ли российские магазины «всеобщая электронизация», или мы еще долго будем любоваться ценниками, напечатанными на принтере, а то и вовсе написанными от руки?
Ценники: вчера, сегодня, завтра
Первые электронные ценники появились в Европе около трех десятков лет назад. Стоили они недешево и при этом имели ряд технологических недоработок. Например, медленно обновляли цены и часто выходили из строя. К тому же информация на них передавалась по проводам, которые нужно было расположить в торговом зале таким образом, чтобы они не портили внешний вид магазина и не мешали покупателям. Добавим сюда долгий срок окупаемости подобных систем, и становится понятно, почему они не сразу стали востребованными.
Но технологии не стоят на месте, и со временем электронные ценники становились все более совершенными, а их стоимость снижалась. Вспомнив о достоинствах подобных систем, западные ритейлеры предприняли вторую попытку их внедрения, которая оказалась более удачной. Сейчас системы электронных ценников успешно работают в крупных европейских сетях, таких как Carrefour, Metro или Kohl's.
Как работает система электронных ценников?
Современная система электронных ценников состоит из непосредственно ценника, комплекса передачи информации и компьютера. Сам ценник выглядит как небольшое по размеру электронное табло с жидкокристаллическим экраном, где отображается цена, а иногда и дополнительная информация о товаре – его описание или размер скидки. Некоторые продвинутые модели имеют даже анимацию.
Передача информации из компьютера на ценники происходит по беспроводной технологии. Сначала данные изменяются на компьютере в центральном офисе компании, затем отправляются на компьютеры в торговых точках, а оттуда посредством установленных в магазине низко- или высокочастотных передатчиков – непосредственно на ценники.
Плюсы и минусы электронных ценников
По сравнению с бумажными электронные ценники имеют ряд преимуществ. Они дают возможность одновременно изменить
цены по всем торговым точкам сразу, а также менять стоимость товара очень быстро и неограниченное количество раз в
день. Благодаря синхронизации электронных ценников с кассой, цены на полках и в пробитом чеке всегда совпадают, а
работа кассира становится быстрее. Также они экономят и время продавцов, которым больше не приходится вручную
размещать ценники в зале, а значит, можно потратить это время на коммуникацию с покупателями. Одним словом,
электронные ценники улучшают качество обслуживания, тем самым повышая лояльность клиентов к компании.
Серьезный минус у них, пожалуй, только один – высокая цена. Причем, себестоимость самого ценника невысока – от 5 до
15 долларов, основные расходы приходятся на покупку и монтаж оборудования. Стоимость оснащения одного гипермаркета
системой электронных ценников измеряется десятками тысяч долларов. Со временем эти затраты окупаются, но не каждый
предприниматель готов потратить круглую сумму сразу.
Назад в будущее?
В России систему электронных ценников одной из первых стала использовать сеть «Карусель» в своих гипермаркетах на Северо-Западе. В 2004 году в магазине на проспекте Большевиков в Санкт-Петербурге было установлено порядка 15 тысяч электронных ценников. Однако позже от них отказались. Как пояснили нашему порталу в пресс-службе сети, причиной стало то, что первые модели ценников попросту оказались неудобными в использовании - как для покупателей, так и для продавцов.
В декабре прошлого года X5 Retail Group, которой принадлежит бренд «Карусель», совместно с проектной компанией «Магазин будущего» представила тестовый супермаркет, созданный на базе корпоративного магазина в московском офисе компании. «Магазин Будущего» работает без кассиров, а все товары в нем имеют радиометки с уникальными идентификаторами. «Умные» корзины считывают данные с меток и создают электронный чек. Все ценники в «Магазине Будущего» тоже полностью электронные. Некоторые источники поспешили анонсировать, что уже в конце текущего года компания внедрит подобную технологию в «Перекрестках». Но в X5 Retail Group эту информацию нам не подтвердили, сказав, что планы оборудовать гипермаркеты электронными ценниками есть, но точные сроки пока не определены.
Перспективы
Работающие в сегменте электробытовой техники ритейлеры, которые, казалось бы, по техническому оснащению магазинов должны быть впереди планеты всей, также не торопятся внедрять подобные системы. Хотя и признают перспективность технологии. «Пока мы не используем электронные ценники, но в будущем видим возможность их внедрения в нашей сети вместе с переходом касс на обслуживание клиентов через веб-интерфейс, - отмечает Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью компании «М-Видео». - Наряду с другими технологиями, электронные ценники помогут нам в создании единого канала продаж – объединении интернета и оффлайна, так как позволят оперативнее реагировать на изменения цен».
Пока единственный российский ритейлер, полностью оснастивший свои магазины электронными ценниками – сеть продуктовых дискаунтеров «Верный», проект основателя «Карусели» и «Пятерочки» Андрея Рогачева. Систему электронных ценников компания использует с момента своего выхода на рынок в октябре 2012 года. New-retail.ru попытался узнать у представителей сети, как они оценивают эффективность системы, но в организации от комментариев отказались. Возможно потому, что за полгода существования еще просто не успели оценить все плюсы и минусы «электроники». На данный момент сеть насчитывает несколько десятков магазинов, в каждом из которых действует от 3 до 5 тысяч электронных ценников. Суммы инвестиций в проект компания также не раскрывает.
Елена Яркова
Последние новости
Самое популярное
-
Личный автопарк как конкурентное преимущество: зачем ритейлу в России переходить...
-
Роботизация складов и Big Data — как устроена автоматизация бизнес-процессов на ...
-
Исследование «Солар» и hh.ru: факторы, обостряющие дефицит профессионалов в кибе...
-
Едим не дома: как правильно войти в ресторанный бизнес
-
Дробление как новая сборка: как и зачем застройщики трансформируют площади под с...