0/5

«Чёрная метка» от Facebook: как отразится введение НДС на российских рекламодателях

«Чёрная метка» от Facebook: как отразится введение НДС на российских рекламодателях
время публикации: 10:00  30 ноября 2018 года
Не первый день российские рекламодатели обсуждают новость о том, что с января Facebook будет взимать дополнительный НДС в размере 20% со всех без исключения российских рекламодателей. Мы посоветовались с экспертами на предмет того, чем это нововведение грозит и можно ли его избежать.
На неделе социальная сеть Facebook «порадовала» всех, кто размещал в ней рекламу своих компаний и продуктов, новостью, – с января 2019 года компания будет брать НДС в размере 20% со всех, кто рекламирует здесь свои сервисы и товары. Связано это с тем, что с января 2019 года в России вступает в силу новый механизм уплаты зарубежными компаниями (к которым относится и Facebook) так называемого «налога на Google» – НДС с проданных в России электронных товаров и оказанных электронных услуг. Сейчас налог за иностранных партнеров уплачивают сами российские рекламодатели. 

С 1 января зарубежным поставщикам придется встать на учет в Федеральной налоговой службе и отчислять налог в соответствии с локальными нормами законодательства. 

Пользователи, для которых Facebook является лишь источником интересного контента и общения, пропустили новость мимо ушей, – их она и правда не коснется. Те же игроки рынка, для которых реклама в сети была серьезным маркетинговым инструментом, серьезно напряглись и начали прогнозировать масштабы возможного разрушения.

Мы спросили у экспертов о том, каким образом введение налога повлияет на бизнес и рынок рекламы в целом, и существуют ли действенные способы оптимизации стоимости рекламы в популярной социальной сети.

По мнению активных игроков рынка, в данной ситуации далеко не всегда стоимость рекламы будет определяться простым арифметическим действием – плюс 20%. При этом как всегда есть и вполне эффективные законные способы спасения бизнеса от увеличения рекламного бюджета. Но обо всем по порядку.


Для кого стоимость рекламы возрастет, а для кого нет?

Булат Ламбаев, руководитель отдела по развитию брендов и агентства Aitarget, официального маркетингового партнёра и реселлера Facebook и Instagram, сообщает, что  введение НДС коснется не всех. 

«Я думаю, что это, прежде всего, коснется мелких и средних рекламодателей. Сам НДС надо было платить и раньше, но ответственность за его уплату была на стороне рекламодателя. Крупный бизнес уже давно платит НДС за рекламу на Facebook, а мелкий и средний чаще всего просто не платил». 

Булат считает, что кардинальных изменений на рынке не произойдет, так как российские площадки всегда закладывают НДС, а с внедрением «налога на Google» НДС теперь будут платить и иностранные компании. 

Юлия Магась, PR-директор платформы для работы с блогерами Epicstars считает, что стоимость рекламы возрастет, но отмечает, что здесь есть ряд нюансов и вариантов развития событий. 

«Первый вариант, – рассказывает Юлия – если одновременно с введением НДС Facebook разрешит пополнять баланс юридическим лицам, как это делает, например, «Яндекс. Директ» (кстати, они уже давно берут НДС с рекламодателей, и никого это не пугает). При таком сценарии компании особо не пострадают, так как смогут вернуть НДС», – отмечает Юлия Магась. 

«Чёрная метка» от Facebook: как отразится введение НДС на российских рекламодателях

Гай Карапетян, основатель Gai.Company и вовсе не усматривает в нововведении Facebook чего-то необычного для российского бизнеса. И, как следствие, эксперт считает, что появление налога не отразится на активности рекламодателей. 

«Введение налога никак не отразится ни на активности рекламодаталей, ни на рынке рекламы, – рекламодатели давно исправно платят 18% НДС на рекламу в Google, Яндексе, Одноклассниках, ВКонтакте и прочих российских рекламных системах. Так что то, что с 2019 года придется платить 20% везде, никак не может повлиять на настроение игроков, тем более что реклама в Facebook в большинстве медиапланов занимает достаточно скромные объемы. Что же касается небольших, частных, рекламодателей – ситуация в точности повторяет историю крупных игроков. Самозанятые россияне давно привыкли к тому, что перечисляя 1000 рублей в самую понятную российскую рекламную систему «Яндекс.Директ», на рекламном счету у них отображается 847 руб. 46 копеек», – выразил свое мнение Гай Карапетян. 

Эксперты также отмечают, что в новых обстоятельствах перед рекламодателями встанет вопрос более тщательного подхода к выбору рекламных площадок и перераспределения бюджетов. И при грамотном анализе целевой аудитории и формирования рекламных бюджетов бизнес может оптимизировать затраты, сведя к нулю риск дополнительных потерь. Возможно, инициатива Facebook станет для кого-то толчком к тестированию новых, даже рискованных форматов.

Так, Юлия Магась PR-директор платформы для работы с блогерами Epicstars в качестве третьего варианта развития событий видит «поиск рекламодателями новых способов коммуникации со своей аудиторией и перераспределение рекламных бюджетов на них, например, в работу с блогерами и лидерами мнений, или же эксперименты с таргетом в других социальных сетях, рекламой в мессенджерах и на YouTube».

Татьяна Нетребенко, директор Департамента маркетинга и рекламы DPD в России также в своем комментарии говорит о возможном перераспределении бюджетов.

«Конечно же, стоимость рекламы автоматически повысится, – уверена Татьяна – Хотя возмещение и будет происходить, но полностью возместить не всегда удается. Так что либо придется повысить рекламный бюджет в следующем году, либо при том же бюджете получить меньше. Но оптимизацию стоимости рекламных форматов никто не отменял – это наиболее правильный путь. А самое интересное – как отреагируют Яндекс и Google. Эффективность и стоимость рекламы в этих сетях и в Facebook отличается в зависимости от индустрии, сегментов и задач, которые ставятся перед рекламой. Поэтому возможно перераспределение бюджетов, и с учетом оптимизации есть вариант, что расходы не вырастут для рекламодателя».  








Что делать?

Конечно, мы не могли не задать вопрос о том, существуют ли способы спасения от новых условий взаимодействия с Facebook. 

Александр Петерман, основатель сервиса Notify.Network считает, что первыми помощниками в этом процессе станут зарубежные агентства. 

«Первый и самый очевидный (способ ухода от налога – прим. New Retail) – обращаться в агентства, работающие в юрисдикции, где реклама налогом не облагается. Многие крупные агентства имеют филиалы за рубежом. Я полагаю, что первая пятерка крупнейших рекламных агентств воспользуется этим механизмом, чтобы не допустить существенного повышения стоимости размещения рекламы в Facebook», – рассказывает Александр.

Основатель сервиса Notify.Network признает, что такой способ не подходит малому бизнесу и частным игрокам, которые не могут закладывать серьезные финансовые ресурсы в партнерство с агентствами. Для таких рекламодателей подойдет использование платежных систем, которые официально не представлены в России.

«Они смогут обходить такой налог, просто используя платежные системы, которые официально не представлены в России. Например, оплачивать рекламу не с помощью Visa, Mastercard и PayPal, а через Neteller или Paxum. Эти системы доставляют карты в РФ, и отечественный бизнес может ими пользоваться, чтобы не тратить ⅕ часть рекламного бюджета на оплату налога», – резюмирует Александр Петерман.

***

Увеличение расходов, даже минимальное, конечно, явление неприятное. Однако в 25 странах, среди которых Индия, Ирландия, Франция, Италия и многие другие, Facebook использует структуру локального налогообложения. Россия почти примкнула к этой достойной компании. На данный момент более двух с половиной миллиардов землян имеют профили в Facebook, благодаря чему социальная сеть остается одним из популярных рекламных инструментов. Однако согласимся с высказанным мнением о том, что повышение затрат на FB может стать отличным шансом придумать что-то «новенькое» для продвижения своих товаров и услуг. 

0
Реклама на New Retail. Медиакит