0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Союз нерушимый: советские бренды, пережившие СССР

Союз нерушимый: советские бренды, пережившие СССР
26 декабря 1991 года была принята декларация о прекращении существования государства под названием СССР. С момента распада Союза прошло больше 20 лет, но многие советские бренды и сейчас живее всех живых. Большинство из них окажется на новогодних столах у россиян.

Если быть точными, понятия «бренд» в Советском Союзе не существовало. Оно появилось гораздо позже, чем сами торговые марки, и пришло к нам с Запада. Да и столь масштабных рекламных кампаний, как сейчас, в советское время почти не проводилось. Тем не менее, такие названия, как шоколад «Алёнка», конфеты «Мишка на Севере», колбасы «Краковская» или «Докторская» знает каждый – и тот, кто вырос в СССР, и тот, кто родился после его распада.

В продуктовом сегменте не меньше 20% торговых марок сохранилось с советской эпохи. До распада Союза они не были зарегистрированы как товарные знаки. Повальная регистрация началась в середине 90-х – тогда кто успел, тот и выкупил право владения тем или иным названием. Например, право на использование марки конфет «Мишка на Севере» отошло фабрике имени Крупской, а печенья «Юбилейное» - компании Danone.

советские бренды1.jpg

Не все марки были проданы в собственность. Например, колбасу «Докторская» или сыр «Российский» вправе выпускать любой производитель. Это не может не сказываться на качестве продуктов. Тех, кто ищет под знакомыми названиями привычный вкус, скорее всего, постигнет разочарование. Лишь небольшая часть продукции производится по советским ГОСТам. 

Сейчас, в условиях санкций, все чаще звучат призывы все импортные продукты отечественными. И, наверняка, многие торговые марки «made in USSR» окажутся на новогодних столах россиян. 

Читайте также: Знаменитая реклама 90-х 

«Советское» шампанское


Ussr_10.jpg

Неотъемлемый атрибут новогоднего стола советского, а теперь и российского гражданина появился на свет в 30-е годы прошлого века. После отмены «сухого закона» правительство СССР решило, что необходимо создать недорогое игристое вино, которое было бы доступно простым советским семьям. Покупку французских вин могли позволить себе далеко не все.

Разработка была поручена виноделу Фролову-Багрееву. После нескольких лет изысканий, он изобрел оригинальную методику изготовления. Вторичное брожение вина происходило не в бутылке, как в случае с французскими винами, а в резервуаре. Этот метод позволил ощутимо ускорить и удешевить процесс производства. Весь цикл брожения занимал около месяца.

Уникальную технологию оценили даже французы. В 70-х годах лицензию на изготовление игристого советским методом приобрела компания Moët & Chandon, ведущий производитель шампанских вин.

Водка «Столичная»

советские бренды9.jpg

Торговая марка водки «Столичная» появилась в 1938 году, в этот же год была зарегистрирована рецептура напитка. Фирменной «фишкой» водки стала узнаваемая этикетка, которая изображала здание гостиницы «Москва» с угла проспекта Маркса и улицы Горького. Эта этикетка даже была упомянута в книге «Все об упаковке» Томаса Хайна – как образец оформления алкогольной продукции.

Водка «Столичная» стала одним из первых советских брендов, экспортированных за рубеж. На одной из продовольственных выставок в 1971 году Леонид Брежнев попробовал «Пепси-Колу». Напиток ему понравился, и он разрешил импорт «Пепси» в СССР. Взамен договорился об экспорте в США водки «Столичная». В настоящий момент бренды «Советское шампанское» и водка «Столичная» принадлежат компании «Союзплодоимпорт».

Лимонад «Буратино»

буратино.jpg

Один из самых популярных безалкогольных напитков СССР. Лимонад «Буратино» производился во всех республиках Советского Союза по единой технологии, без консервантов и красителей, только из  натуральных ингредиентов.
Продавался такой напиток в стеклянных бутылках по 0,5 литра, имел срок годности всего неделю, а стоимость – 10 копеек.
От других популярных лимонадов, таких как «Колокольчик» или «Ситро», «Буратино» отличал характерный кисло-сладкий вкус и узнаваемая желтая этикетка с изображением сказочного героя. Правом использовать товарный знак «Буратино» сейчас владеет компания «Жигулевское пиво».

Читайте также: Как бренды воюют друг с другом

Колбаса «Докторская»


советские бренды12.jpg 

Согласно исследованиям ВЦИОМ, самым известным советским брендом среди людей старше 18 лет стала именно «Докторская» колбаса. Эта марка известна более чем 30% опрошенных. Из них 27% по-прежнему регулярно покупают «Докторскую». А началась история знаменитой советской колбасы в 1936 году.

Тогда Сталин поручил разработать рецептуру диетической колбасы с низким содержанием жира. Предполагалось, что она будет использоваться для лечебного питания и позволит восстановить здоровье нации, подорванное гражданским войнами. Получился качественный продукт из первосортных говядины и свинины, сухого молока, яиц и небольшого количества специй. Диетологи рекомендовали «Докторскую» даже для детского питания.

К сожалению, в 90-х советские ГОСТы были изменены. Теперь при изготовлении «Докторской» колбасы могут использоваться и соевый белок, и крахмал, и даже мясо буйвола. Не говоря уже о продукте, изготовленном по ТУ, который и вовсе имеет мало общего с оригинальным советским.  

Шоколад «Алёнка»

8585341.jpg

Самая узнаваемая советская шоколадка появилась на свет почти 50 лет назад – в 1965 году. Тогда правительство СССР озадачилось вопросом создания шоколада массового спроса. Лучшую рецептуру предложила московская фабрика «Красный Октябрь». Есть версия, что шоколад назвали в честь дочери Валентины Терешковой, Алёны.

Первый год у «Алёнки» не было стандартного дизайна упаковки. На одном из фантиков можно было видеть комсомолку с букетом в руках.

советские бренды14.jpg

На другом – юную лыжницу.

советские бренды15.jpg

Чуть позже появилось привычное нам оформление  – с нарисованной девочкой в платке. Именно в таком варианте «Алёнка» и существует до сих пор. 

Советское детство вспоминала Алёна Яркова
время публикации: 09:30  26 декабря 2014 года
4
Теги: бренд , СССР

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Synergy Global Forum 11'18
Маркетинговые иссследования_b2b