Генеральный директор компании АШАН Олег Альхамов: "Ритейл – это понятие гораздо шире, чем торговля"
время публикации: 11:35 22 августа 2017 года
Генеральный директор компании АШАН Олег Альхамов готовился к выступлению в пленарной сессии RBR’17 «Устойчивая конкурентоспособность, уникальный потребительский опыт», когда рынок потрясла новость о его переводе. В последние дни перед отъездом Олег Альхамов встретился с организаторами XVII Международного бизнес-саммита Retail Business Russia & EAEU 2017 и прокомментировал ключевые темы мероприятия.
В этом году главное событие индустрии пройдет в Москве, 7-8 сентября, в отеле Double Tree by Hilton. Традиционно, первые лица розничного бизнеса, производители и девелоперы соберутся вместе, чтобы обсудить самые важные и животрепещущие вопросы отрасли.
Главная тема RBR’17 - Правила торговли на «рынке покупателя». Возможности и угрозы для бизнеса, когда бездействие страшнее ошибок!
Когда бездействие страшнее ошибок? - Всегда. Сидеть и ждать – ошибочная позиция, особенно в ситуации экономической нестабильности или кризиса. Быстрые перемены требуют от команды объединения, мозгового штурма и выработки решений. В ситуации постоянно меняющегося мира требуется постоянный поиск. Право на ошибку, возможность сотруднику протестировать оригинальную идею, новый подход, поддержка нестандартных решении – достойный ответ Ашана на внешние изменения. Сегодня магазину необходимо постоянно слушать своего покупателя, реагировать, изменяться, предлагать новые и улучшенные решения по обслуживанию. Главное - не заиграться. Любые проекты требуют контроля и оценки, поэтому каждый проект в Ашане имеет ограничение по времени реализации и критерии оценки промежуточных результатов. Иногда, эмоционально сложно команде признать, что проект оказался неэффективным, «не пошел», однако, часто в этом скрывается гораздо больше, чем просто объективная оценка. Смелость команды - признать неуспех, остановиться и понять, куда лучше использовать имеющиеся ресурсы и энергию, - бесценный опыт для компании.
Эксперименты и тесты являются достойным орудием организации, имеющей в своей основе долгосрочную стратегию развития. В рамках 3-5 летней стратегии, оперативные и актуальные нововведения всегда имеют шанс проявить свое влияние на результаты.
Главный вызов для бизнеса сегодня – слабый спрос и низкая лояльность покупателей.
Все мы столкнулись с тем, что экономическая ситуация в стране изменилась, доходы населения снизились, что вынуждает покупателя часто пересматривать свои предпочтения в покупках, уделяя все большее внимание товарам дешевого ценового сегмента, или вовсе отказываясь от покупки тех или иных товаров. Падение доходов покупателей отразилось на снижении спроса, некоторые покупатели вынуждены не идти в свой любимый магазин, а искать там, где подешевле.
От этого эффекта сложно скрыться и большим, и маленьким магазинам. Тем не менее, жизнь продолжается: есть праздники, дни рождения, традиции собирать застолья и радовать близких вкусностями, магазины должны предлагать разнообразный ассортимент на все случаи жизни. Задача менеджеров - формировать ассортимент, удовлетворяющий самые разнообразные потребности покупателей. Наши люди умеют себя удивлять, баловать, дарить себе и близким праздник, в этот момент качественные товары, любимые бренды по хорошим ценам всегда готов предоставить Ашан.
Главная угроза в области регулирования – законодательное ограничение торговой наценки.
По мнению Генерального директора компании Ашан Олега Альхамова, ограничение торговой наценки – инструмент излишний. Ритейл достаточно высоко конкурентная отрасль, в которой работа с ценой является важным фактором борьбы за лояльность покупателя. Международный опыт регулирования, в частности похожие инициативы во Франции, в свое время привели к очень высокой концентрации рынка и постепенному уравниванию розничных цен. Был момент, когда для покупателя не было разницы, в какой магазин идти. В некотором смысле, конкуренция была убита. Уже в начале 2000-х годов французский бизнес стал искать пути выхода из сложившейся ситуации. Появление ассоциаций, совместная активная работа индустрии производителей, поставщиков и индустрии ритейла, постепенно вывела отрасль на новый уровень взаимоотношений. Саморегулирование – правильный путь, к которому следует идти и в России. Выработка правил игры и соблюдение достигнутых договоренностей – вот первые шаги на пути к саморегулированию. Ассоциации предприятий розничной торговли, отраслевые и специализированные ассоциации, представители крупного бизнеса хорошо разбираются в тонкостях своего товара, знают специфику и особенности продукции. Никакие законодательные органы не учтут всего многообразия вопросов. Саморегулирование – лучшее решение для рынка.
Специальная пленарная сессия саммита RBR’17 посвящена вопросам будущего потребительского рынка как пространства для инвестиций. Сохраняет ли современная торговля инвестиционную привлекательность?
Ритейлеры продолжают развиваться и инвестировать. Retail – это понятие гораздо шире, чем торговля. Это и финансы, и логистика, и маркетинг. Развитие и экспертиза в торговле бесконечна. Интересная индустрия, требующая кропотливого труда и серьезных инвестиций, от всех, кто в ней занят.Качество продукции остается одним из очень важных вопросов для торговли. В погоне за снижением затрат и низкой ценой, недобросовестные производители и предприниматели насытили рынок некачественными товарами.
Покупатель должен иметь возможность купить качественный товар по доступной цене - не важно, любимый товар известной торговой марки, продукцию локальных производителей или товары СТМ. Прямые взаимоотношения с фермерами и производителями, система контроля качества продукции на всех этапах цепочки поставок, позволяет не только гарантировать качество продукции, но и снижать ее стоимость для покупателя. Собственные склады и перерабатывающие предприятия Ашана отвечают самым современным требованиям и оснащены новейшим оборудованием и технологиями, что, в свою очередь, позволяет повышать эффективность работы, и в конечном итоге также влияет на конечную цену. Развиваясь, торговые сети осуществляют огромные инвестиции в самые разные направления отрасли.
Кто ты, CPO?
Новая позиция, которую займет русский топ-менеджер звучит как Cheif Performance Office (Директор по развитию результатов) и не имеет прямого аналога в организационных структурах, принятых в России. Нечто схожее по смыслу подразумевает позиция Директора по эффективности. Такая позиция, кстати, есть и определенное время уже работает и в самом Ашане.
Так чем же будет заниматься бывший Генеральный директор Ашан Россия Олег Альхамов на должности Chief Performance Office в штаб квартире AUCHUN в Леоне? Узнаем из первых уст.
Задача CPO - финансовое сопровождение коммерции:
Помощь коллегам-коммерсантам в принятии правильных решений. Какой именно ассортимент товаров, вид продукции интереснее, рентабельнее, более востребован клиентами.
Любой коммерческий проект, будь он связан с закупками, логистикой, ИТ, e-commerce, digital или открытием нового магазина, должен пройти экспертизу специалиста СРО, задача которого оценить предлагаемые варианты с позиции результата максимально ориентированного на бизнес.
Внутренний контроль, аудит.
Некоммерческие закупки. Как купить дешево качественные товары и услуги на b2b рынке - определенное НОУ ХАУ в работе над эффективностью закупок для внутренних нужд.
Вопросы безопасности бизнеса.
Для группы Auchan решение о назначении русского топ-менеджера на такую высокую должность стало новым и неожиданным. Что такое быть в руководстве международной компании, включающей 17 стран, сейчас сложно предсказать. Коллеги и друзья Олега желаю ему успешной адаптации и великих свершений.