0/5

Лента Новостей

08:00 Главное за неделю: Новый флагманский бренд «Пятёрочки», QBI вместо OBI, «Шоколадница» закрыла сеть «Ваби саби»
19:05 Как различаются подходы к ведению бизнеса у разных поколений
18:40 Количество свадебных салонов в России уменьшилось на 12%
СТМ нового поколения: как строить бренды, которые приносят прибыль и укрепляют лояльность
18:15 Денис Кобялко из «Авито Путешествий» возглавит маркетинг в «Яндекс Доставке»
17:50 Kia оформила в РФ права на товарный знак новой модели бизнес-седана
17:25 «МегаФон» и «Почта Mail» фиксируют существенный рост мошеннических действий
Как БЫСТРОДЕЛ увеличил РТО на 2% для торговой сети «Фабрика качества»: эффективное управление и рост продаж за 1 месяц
17:00 В Нью-Йорке осудили крупную группировку магазинных воров
16:35 Падение продаж новых легковых автомобилей за первое полугодие превысило 25%
16:10 «ОЧАКОВО» дополнил бренд-маскотами упаковку COOLCOLA
Потребительский экстремизм: раздутая тема или реальная проблема?
15:45 В работе МТС и МГТС зафиксирован сбой
15:20 «Чек Индекс»: штучная реализация мороженого за полугодие выросла лишь на 2%
14:55 Вина Грузии в РФ продолжают отражать тенденции потребления времен СССР
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в июне
14:30 Выручка сети «ВинЛаб» за два года увеличилась на 70%
14:05 Только каждый десятый россиянин готов к зарплате в цифровых рублях
13:40 ФАС выдала предупреждение крупнейшему производителю соли в России
Как новая касса CSI s.kit поддержала требования «Дикси» к тиражу самообслуживания в магазинах
13:15 Wildberries запустит возможность размещения рекламы в ПВЗ через личный кабинет селлера
12:50 Темпы выхода новых брендов на российский рынок сократились вдвое
12:25 Holy Сorn и VK Музыка: новая коллаборация, посвященная книжному бестселлеру «Ониксовый шторм»!
От хаоса к эффективным логистическим стратегиям: как аутсорсинг ВЭД помогает бизнесу
12:00 «Вкусно – и точка» может выкупить бизнес-центр
11:35 «Магнит Косметик» открывает флагманский бьюти-стор в Москве (ФОТО)
11:10 ЦБ хочет ограничить период использования карт с истекшим сроком
Как гибкое управление помогает снижать текучку и масштабировать бизнес (опыт Dodo Brands)
10:45 Онлайн- и офлайн-розница объединились против скидок на Wildberries и Ozon
10:20 В Яндекс Еде появилась возможность бронирования столика во «Вкусно – и точка»
09:55 «Ростелеком» планирует создать собственный интернет-магазин
Что скрывают отчёты клининга торговых площадей: 5 простых способов проверить работу на локации (чек-лист)
09:30 «Авито Тех» покупает аналитическую платформу Sigma
20:45 Общая сумма платежей за заказы с курьерской доставкой выросла на 13%
20:20 Бывший топ-менеджер ЦУМа возглавила маркетинг в «Авито Работа»
Защита персональных данных в 2025: как работать с ПД за пределами России в соответствии с 152-ФЗ
19:55 Михаил Мишустин поручил ускорить процесс принятия закона о маркетплейсах
19:30 Сбербанк вновь привлек внимание ЦБ на финансовые «дочки» маркетплейсов
10:00 Хранение и возврат заказов в интернет-магазинах косметики в 2025 году
Все новости →

Пожар в «Зимней вишне» подкосил рынок развлечений в ТЦ

время публикации: 10:20  29 октября 2018 года
Поток посетителей детских парков, резко упавший после того, как в марте в результате пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня» погибли 60 человек, начал восстанавливаться.
После мартовской трагедии в Кемерово власти и участники рынка заговорили о необходимости усиления контроля за торговыми центрами и ужесточении законов о размещении развлекательных зон в них.

Детские активити-парки (зоны с большим игровым пространством, предполагающим большую физическую активность) и другие развлекательные объекты в последние годы были драйвером развития торговых центров. После 2014 года fashion-ритейлеры замедлили свое развитие, уровень покупательской способности россиян пошел вниз, и именно развлечения помогли заполнить пустующие площади и привлечь покупателей в торговые центры.

По словам вице-президента Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений Федора Гавриченко, поток посетителей в развлекательные зоны торговых центров сразу после трагедии в Кемерово упал на 20–50% в зависимости от региона и начал восстанавливаться только в сентябре-октябре. «Но в полной мере возврата не произошло», — говорит Гавриченко, добавляя, что итоги следует подводить в конце года.

Совладелец сети активити-парков «Замания» Павел Ковшаров отмечает, что большинство посетителей вернулись в центры только осенью. «Сразу после трагедии трафик упал на 40% и отрастал примерно на 5% в месяц. Сейчас он нормализовался», — говорит Ковшаров.

Директор по развитию сети Joki Joya Эдуард Погонченко отмечает, что наибольшее падение трафика произошло в первые два месяца после трагедии. «Тогда наш оборот упал на 30%, — говорит он. — Кроме того, была ранняя теплая весна и жаркое лето, это тоже повлияло на сокращение посетителей».

В основном участники рынка сходятся в том, что на восстановление количества посетителей понадобилось полгода. У некоторых сетей к концу августа, у других к октябрю трафик восстановился. Согласно оценке «Открытие Брокер», рынок детских парков развлечений в России в последние годы рос примерно на 20% ежегодно. Объем рынка в компании оценивали в 3–6 млрд руб. Таким образом, при произошедшем падении трафика и оборота на 30% за полгода операторы развлекательных центров могли потерять около 1 млрд руб.

Павел Ковшаров говорит, что после трагедии в Кемерово «Замания» скорректировала свои планы по развитию, хотя и добавляет, что на это повлияло и общее изменение стратегии компании. В январе этого года, когда стало известно, что в «Заманию» инвестировала ГК «Основа», которая принадлежит экс-владельцам девелоперской компании «Мортон» (вошла в ГК «ПИК»), сообщалось, что до конца 2018 года планируется открыть около 15 центров в Москве и регионах. Но фактически откроется в 2,5 раза меньше: пока открыт только один центр — в Москве, а до конца года планируется еще пять.

В сетях Joki Joya и «КидБург» говорят, что на их планах развития кемеровская трагедия и уменьшение числа посетителей не сказались. «Планы всегда меняются, это нормально, когда развитие корректируется исходя из внешней конъюнктуры. Но именно из-за этой ситуации мы ничего специально не корректировали», — говорит генеральный директор ГК «КидБург» Максимилиан Пивоваров. «Единственное, что корректирует планы, — это отсутствие на рынке необходимого формата помещений, которые бы подходили нам по площади и экономическим показателям», — говорит Эдуард Погонченко.

По данным CBRE, в торговых комплексах, открытых в 2017 году, развлечения заняли 3%, в открывшихся в 2018 году — 8%.

Сразу после трагедии Минстрой разослал письма главам регионов, в которых напоминалось, что нужно контролировать соблюдение свода правил по строительству общественных зданий и сооружений. В пресс-службе министерства РБК пояснили, что в письме говорилось о необходимости «провести комплекс мероприятий по выявлению фактов нарушения свода правил при эксплуатации торгово-развлекательных комплексов и иных зданий и сооружений с массовым пребыванием людей». Речь идет о правилах, которые были введены Минстроем еще как часть санитарных правил и норм (СанПиН) 2009 года.

В одном из пунктов этого свода правил говорится, что «детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода». При этом развлекательные зоны традиционно располагаются на последних этажах торговых центров. «В регионах местные власти, особенно прокуратура, достаточно буквально понимают требования, которые к ним предъявляют. [После трагедии] были найдены правила, на которые раньше никто не обращал внимания, по которым детская развлекательная зона должна находиться не выше второго этажа. Но никто не понял и не объяснил, что такое детская развлекательная зона», — отмечает Федор Гавриченко.

Не появилось этого уточнения до сих пор. «Понятие «детская игровая зона» в нормативно-технических документах в настоящее время не установлено», — подтвердили РБК в пресс-службе Минстроя.

В результате определением, что такое детская игровая зона, занимаются региональные инспекции Госстройнадзора, и в разных регионах делают они это по-разному. Например, в Татарстане нашли детские игровые зоны, размещенные выше второго этажа, в 14 торговых комплексах и оштрафовали их владельцев, в Архангельске закрыли батутные центры. В Петербурге закрыли торгово-развлекательный комплекс с аквапарком «Питерлэнд», хотя собственник оспорил это решение. В Томске в мае закрыли игровую зону на третьем этаже в ТЦ «Мегаполис». «У нас прокуратура решила, что детям до 18 лет выше второго этажа находиться нельзя, таких городов в России всего два-три, в остальных можно. Раньше все думали, что детские игровые комнаты — это те места, где находятся малыши и у них есть воспитатели. Более расширенного толкования этому нет», — говорил директор торгового центра «Мегаполис» Олег Степанов.

​В то же время в Москве, Петербурге и некоторых других городах подобные парки продолжили работать, планируется открытие новых, в том числе выше второго этажа. В Петербурге на третьем этаже торгового дома «Пассаж» на Невском проспекте летом этого года планировалось открытие тематического парка по мультфильму «Маша и медведь». Управляющий «Пассажем» Дмитрий Абрамов рассказал РБК, что открытие планируется в начале 2019 года, и заверил, что отсрочка не связана с трагедией в Кемерово. По его словам, ограничения, связанные с детскими игровыми зонами, этого объекта не коснулись.

«У нас не детские парки, у нас семейные парки активного отдыха, и ничего общего с детскими развлекательными зонами и детскими площадками они не имеют. И эти ограничительные меры на данный момент наших парков не касаются», — говорит Эдуард Погонченко.

Однако в «Замании», которая также позиционирует себя как «сеть семейных парков развлечений», столкнулись с проблемами. Компания планировала разместить парк на третьем этаже ТЦ «Парк Хаус» в Екатеринбурге, рассказал Павел Ковшаров. После трагедии и последовавших проверок размещение на третьем этаже стало невозможным, но компания «Атриум», которая управляет торговым центром, предложила развлекательному парку площадку на первом этаже, и сеть сейчас рассматривает этот вариант.

Развитие развлечений в регионах, конечно, не остановилось совсем. «Доля развлекательной функции в региональных торговых центрах практически не изменилась за последние два-три года. В современных торговых центрах кинотеатры, детские развлекательные комплексы, рестораны и другие развлекательные концепции составляют примерно 20–25% от общей арендуемой площади», — говорит директор отдела торговых помещений CBRE в регионах России Михаил Рогожин.

Ранее по теме: 

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.