Законопроект, дающий властям право изымать оборудование стеклозаводов в случае использования их продукции для выпуска нелегальной водки, вызвал опасения участников рынка по поводу остановки предприятий и срыва контрактов.
Ассоциация производителей стеклянной тары (АПСТ) 16 июля направила письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину, в котором попросила отклонить в целях доработки законопроект по регулированию производства и оборота стеклотары. Копия обращения, подписанного представителями 19 заводов («Русджам стеклотара холдинг», «Экран», Тверской стекольный завод и др.). Представитель господина Володина от комментариев отказался.
Законопроект, о котором идет речь в письме АПСТ, в декабре 2017 года внесла в Госдуму группа сенаторов. Они предложили поправки к 171-ФЗ (о госрегулировании производства и оборота алкоголя), устанавливающие ряд требований для производителей стеклотары. Первое чтение документа должно было быть во вторник, но его перенесли. Согласно законопроекту, стеклозаводы могут поставлять бутылки для напитков крепостью более 28 градусов лишь организациям с лицензией на выпуск алкоголя. На такие бутылки нужно наносить маркировку в виде уникального знака-идентификатора завода-изготовителя, а также буквы A в окружности. Повторное использование тары законопроект запрещает. Если она попадет на предприятие без лицензии, то оборудование, на котором была произведена тара, подлежит изъятию.
Критикуя законопроект, в АПСТ ссылаются на отсутствие механизма контроля за повторным использованием тары для алкоголя. «Может возникнуть ситуация, когда законопослушный производитель тары будет привлечен к ответственности за противоправные действия недобросовестных производителей алкоголя, использующих тару повторно»,— говорит исполнительный директор АПСТ Елена Емельянова. Она также обращает внимание на то, что тара не может быть защищена от подделки столь же хорошо, как акцизная марка или банкнота. «Можно наладить производство стеклотары, имитирующей продукцию какого-либо другого завода, переложив на завод-производитель ответственность»,— полагает она.
Меру по изъятию оборудования в АПСТ считают чрезмерной. «Это парализует деятельность завода, что приведет к критическим последствиям не только для него и сотрудников, но и для потребителей стеклянной тары из смежных отраслей, например производителей фармацевтики, детского питания, консервов, соков, минеральных вод и слабоалкогольных и безалкогольных напитков»,— указывает госпожа Емельянова. Также, отмечает она, 85% стекольных заводов — градообразующие предприятия, в связи с чем их остановка повлечет непоправимые социальные последствия.
Опасения стекольщиков разделяют производители пива. На прошлой неделе исполнительный директор Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслав Мамонтов написал письмо председателю комитета по экономической политике Госдумы Сергею Жигареву, в котором попросил учесть интересы смежных индустрий при рассмотрении законопроекта. Господин Мамонтов подтвердил отправку письма. «СРП выражает озабоченность в отношении потенциальных последствий для пивоваренной отрасли при блокировке всего производства стекла на заводе»,— написал он.
Президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев претензии стекольщиков к законопроекту называет надуманными:
«Никто не заберет у них оборудование, если в суде не будет доказано, что они сами поставляли стекло нелегальным производителям». Истинной причиной недовольства стеклозаводов он считает нежелание терять большие прибыли от ежегодного обеспечения бутылками 20 млн дал нелегальной водки. «С этого объема бюджет страны мог бы получить дополнительные 60 млрд руб. акцизов»,— подсчитал господин Косарев.
Он отметил, что ранее СПАП подписал с 21 производителем стеклотары соглашение, по которому представители союза могут иметь допуск на стеклозавод. «Но категорически отказались от подписания этого соглашения остальные 20 заводов, которые, согласно заключениям лаборатории Минюста, и поставляют стекло для нелегальных производителей алкоголя. За это наказанием для них сейчас являются штрафы, измеряемые десятками тысяч рублей против левых доходов в сотни миллионов»,— заявил он.