0/5

Лента Новостей

16:30 INFOLine: на DIY-рынке крупные ритейлеры вытесняют небольшие сети
16:05 «Авито»: каждый третий россиянин планирует дарить на Новый год гаджеты и бытовую технику
15:40 «Яндекс» добивается досрочного прекращения правовой охраны товарных знаков Jaguar Land Rover в России
E-commerce в эпоху нейропоиска: как AEO и GEO возвращают продажи
15:15 Ozon назвал самые трендовые товары 2025 года
14:55 Количество выданных лицензий на продажу алкоголя за год сократилось на 25%
14:30 RuStore и F6 назвали основные схемы предновогоднего мошенничества
5 уроков 2025 года для российского ритейла: анализируем уходящий год и собираем инструменты на 2026
14:00 LIMÉ открыл кафе в ГУМе на Красной площади
13:35 «Серый» рынок iPhone в России вырос до 70%
13:10 Вакансия в торговых центрах Петербурга за год выросла на 1,6%
Как опыт работы с люксовыми брендами и знание особенностей торговой точки помогают при проектировании POP UP
12:40 Совет Федерации поддержал закон о блокировке сайтов по продаже табачных изделий
12:15 Расходы россиян на новогодние покупки вырастут на 20-25% год к году
11:45 Кикшеринг Яндекс Go за сезон применил к пользователям 130 тыс. штрафных санкций
Составная касса самообслуживания: обзор технического решения
11:20 «Магнит» открыл в Москве магазин «М.Косметик» в обновленном концепте (ФОТО)
10:50 Нильсен: 62% опрошенных россиян предпочитают покупать отечественные товары
10:25 С 12 по 15 февраля состоится масштабная конференция лидеров электронной торговли
Не лендинг, а экосистема: как создать сайт, который вызывает доверие и закрывает крупные B2B-сделки
09:55 Роскачество выявило кишечную палочку в красной икре пяти брендов
09:30 В российском общепите количество заведений сократилось на 3,1%
09:00 «Яндекс» запустил новый инструмент для продвижения товаров в ритейл-медиа
Что такое ТС ПИоТ? Или новые требования для реализации маркированных товаров
20:40 Сбер: доля оплат по биометрии лица за год выросла более чем в 10 раз
20:15 Число выданных кредитов в ноябре сократилось на 5%
19:50 В России появится единый обезличенный идентификатор пользователя в интернете
Запретить нельзя разрешить: как ограничить свободу ИИ-агента
19:25 Wildberries откроет логистический парк под Тверью
19:00 «Пятёрочка»: россияне считают шампанское одним из главных символов Нового года
18:35 В магазинах Лондона продают произведенные в России батончики Snickers
Как избежать падения интернет-магазина в праздники — практическое руководство от GMONIT
18:10 Стоимость рекламы в Retail Media выросла на 83% за три года
17:45 В России появился единый каталог продуктов без пальмового масла
17:20 ЦБ разрешит покупку и продажу цифровых валют и стейблкойнов
Почему ритейлерам стоит урезать рекламный бюджет в декабре и перенести его на январь: математика внимания
16:55 Эксперт назвал основные тренды на российском рынке франшиз в 2025 году
16:30 Объем рекламных услуг X5 за январь-сентябрь достиг 19,7 млрд рублей
10:00 Инфографика для маркетплейсов – 15 сервисов для создания инфографики
Все новости →

Сигаретный рынок может рухнуть в ближайшие пять лет

время публикации: 09:50  23 августа 2018 года
Это станет следствием роста акцизов, нелегальной торговли и популярности новых продуктов.
К 2022 г. российский сигаретный рынок сократится на 30% по сравнению с 2017 г.: будет продано всего 182 млрд шт., прогнозируют аналитики Euromonitor International в ежегодном отчете, посвященном российскому табачному рынку. В деньгах за это же время продажи также упадут на 11%, выручка составит 1,39 трлн руб., прогнозирует Euromonitor.

До 2018 г. рынок в стоимостном выражении рос. К примеру, в 2017 г. рынок, по данным Euromonitor, достиг 258 млрд сигарет, а в деньгах – 1,6 трлн руб.

В новом отчете аналитики Euromonitor International сильно изменили прогноз в худшую сторону. В прошлогодней версии, где прогнозировались продажи на 2021 г., они предсказывали падение в штуках лишь до 227,4 млрд, или на 18,3% по сравнению с 2016 г., а в деньгах обещали рост на 4,8% до 1,5 трлн руб.

При постоянно падающих продажах в натуральном выражении рост рынка в деньгах обеспечивался лишь ростом цен на сигареты из-за увеличения акцизов, объясняет руководитель отдела исследований «Напитки и табачные изделия» Euromonitor Int Георгий Гребинский: цены росли быстрее, чем падал рынок в штуках, что позволяло рынку расти в стоимостном выражении. К 2020 г. рост акциза замедлится, констатирует он: если в 2018 и 2019 гг. заложен рост акцизной ставки на 10%, то в 2020 г. – лишь на 4%. По действующей редакции Налогового кодекса налоговая ставка на сигареты c 1 июля 2018 г. до конца года – 1718 руб. за 1000 шт., с 1 января 2019 г. – 1890 руб., а с 1 января 2020 г. – 1966 руб.

В 2021 г. ставки акциза предполагается индексировать на уровень инфляции – 4%, сообщил представитель Минфина. Таким образом, рост акциза не сможет компенсировать падение продаж, а сами производители сигарет вряд ли пойдут на значительное увеличение цены, заключает Гребинский.

Рост цен на сигареты спровоцировал рост нелегальной торговли – доля черного рынка увеличилась на 0,6 процентного пункта до 4,6%, пишет Euromonitor. Покупатель, который все еще живет в экономичном режиме, очень чувствителен к цене, а поэтому охотно переключается на более дешевые сигареты вне зависимости от законности их происхождения, объясняет Гребинский.

В I квартале 2018 г. доля нелегального рынка была почти в 2 раза выше – 7,7%, не согласен вице-президент «JTI Россия» по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Головко, он ссылается на данные TNS Kantar. В приграничных с Белоруссией и Казахстаном регионах доля теневого рынка доходит до 30%, знает он.


В странах Таможенного союза ставки акциза в 1,5–3 раза ниже, чем в России, указывает директор по корпоративным и юридическим вопросам «Imperial Tobacco Россия и Центральная Азия» Георгий Соустин: без гармонизации акцизов нелегальный рынок будет расти.

За последние четыре года нелегальный рынок вырос в 7 раз, из-за чего государство только в 2018 г. недополучит около 50 млрд руб. акцизных платежей, считает Головко.

В 2018 г. всего будет продано примерно 20 млрд нелегальных сигарет, предполагает представитель Philip Morris Int. (PMI). Цена – главный фактор, определяющий выбор потребителя в пользу нелегального продукта, подтверждает Головко.

В странах, где теневой рынок резко вырос после сильного повышения акцизов (например, Болгария, Германия, Румыния), более взвешенная налоговая политика помогла затормозить рост торговли нелегальной продукцией и снизить потери государства, напоминает Головко.

Еще одной причиной сокращения сигаретного рынка стали новые табачные продукты, отмечается в отчете Euromonitor. Потребители стали активно переходить с классических сигарет на электронные, поскольку воспринимают их как менее вредную альтернативу, отмечает Гребинский. Среди таких устройств – IQOS производителя PMI и Glo производителя British American Tobacco (BAT). Это заметно как по сокращению количества выкуриваемых в день сигарет, так и по снижению доли курящего населения, объясняет Гребинский. Развитие каналов сбыта, увеличение доступности устройств и маркетинговая активность игроков приведут к значительному падению потребления сигарет к 2022 г., уверен он.

PMI ставит в основу своей стратегии устойчивого развития именно продукты с пониженным риском, подтвердил представитель компании. Сейчас в Москве доля рынка табачных стиков (используется в устройствах по нагреванию табака) занимает около 4,4%, указывает представитель PMI. В России IQOS продается с 2015 г., добавляет он, устройство представлено в семи городах, а онлайн-продажи – по всей стране.

Однако другие производители сомневаются, что устройства с пониженным риском повлияют на рынок. Традиционные табачные изделия и продукты с потенциально сниженным риском в ближайшие годы будут существовать параллельно и доля последних будет постепенно расти, уверен Головко. Продажи такой продукции не превышают 1,5% рынка традиционной табачной розницы, поэтому о каннибализации говорить преждевременно, поддерживает его Соустин.

Четвертой причиной падения сигаретного рынка Euromonitor называет популярность здорового образа жизни. По данным ВЦИОМа, за последние четыре года почти в 1,5 раза выросла доля россиян, стремящихся бросить курить: с 57% курильщиков до 70%. Важно и то, продолжает Гребинский, что почти в 3 раза выросла доля россиян, занимающихся спортом: с 12% опрошенных в 2016 г. до 31% в 2017 г.

Читайте также: 

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.