0/5

Лента Новостей

18:15 X5: 60% российских мам считает готовую еду способом сэкономить время и силы
17:50 В «585*ЗОЛОТОЙ» стала вакантной должность руководителя направления диджитал-маркетинга
17:25 Большинство россиян не планирует посещение ТЦ в «Черную пятницу»
Упаковка не поможет: как сократить потери от брака при доставке через маркетплейсы
17:00 ПЭК возобновил работу всех филиалов в России и за рубежом
16:35 Выручка Whoosh за девять месяцев снизилась на 14%
16:10 Новый магазин «Золотое Яблоко» открылся возле Кремля
Временный тренд или стратегический инструмент? Почему бизнесу больше нельзя игнорировать ИИ
15:45 Две трети россиян считают несправедливым запрет скидок на маркетплейсах
15:20 Медиахолдинг МТС запускает масштабный ребрендинг
14:55 Суд отказался аннулировать товарный знак Hugo Boss в России
Как маркетплейсу развивать B2B-направление
14:30 Россияне рассказали об основных трудностях онлайн-шопинга
14:05 «Пятёрочка» расширила линейку премиальных продуктов Premissimo
13:40 Количество новых складов в регионах России стало максимальным за всю историю рынка
Рынок e-com FMCG достигнет 1,7 трлн рублей в 2025 году: Ozon и «Пятёрочка» — лидеры по рекламным возможностям
13:15 Татьяна Ким обвинила банки в попытке ограничить маркетплейсы и призвала власти вмешаться
12:50 JVO переходит на модель оплаты за результат
12:25 Группа «О’КЕЙ» завершила сделку по продаже сети гипермаркетов менеджменту
Тренды омниканальности 2026: от ROPO до технологической устойчивости
12:00 Финтех-компания Yagoda запустила интернет-эквайринг с фиксированной ставкой 1,9%
11:35 «Улыбка радуги» изменила условия программы лояльности: баллы начисляются за все покупки
11:10 «Озон Фармацевтика» за девять месяцев 2025 года увеличила выручку на 28%
«Беби-бумеры» и «Иксы» не покупают готовую еду? Этот и другие поколенческие мифы о потреблении food-to-go
10:45 Финский бренд Lassie запустил демократичную линейку детской одежды
10:20 Бухгалтерия остаётся одной из самых стабильных сфер по доле прибыльных компаний
09:55 «Лента PRO» нарастила онлайн-продажи готовой еды более чем на 200%
Почему отдел продаж теряет клиентов и как это исправить
09:30 Российский fashion-бренд Luzeen завершил работу
18:10 «РОЛЬФ» назвал количество китайских автомобильных марок в России
17:45 Ozon запустил витрину товаров «Сделано в Волгоградской области»
RuStore как точка роста: как ASO-продвижение принесло «ВкусВилл» +73% установок и +150% к покупкам
17:20 В России могут увеличить размер штрафа за рекламу в запрещенных соцсетях
16:55 Исследование: только 6% покупателей всегда обращают на внимание на рекомендуемые товары
16:30 INFOLine назвал лидеров на рынке e-grocery по числу открытий дарксторов
От стажёра до директора: реальные кейсы карьерных треков в сети «Спортмастер»
16:05 Сотрудники Inditex проведут акции протеста в «Черную пятницу»
15:40 Сколько готовы потратить россияне на подарок ко Дню матери в 2025 году – исследование
10:00 Лояльность в ритейле в 2026 году: 4 ключевых тренда
Все новости →

Сигаретный рынок может рухнуть в ближайшие пять лет

время публикации: 09:50  23 августа 2018 года
Это станет следствием роста акцизов, нелегальной торговли и популярности новых продуктов.
К 2022 г. российский сигаретный рынок сократится на 30% по сравнению с 2017 г.: будет продано всего 182 млрд шт., прогнозируют аналитики Euromonitor International в ежегодном отчете, посвященном российскому табачному рынку. В деньгах за это же время продажи также упадут на 11%, выручка составит 1,39 трлн руб., прогнозирует Euromonitor.

До 2018 г. рынок в стоимостном выражении рос. К примеру, в 2017 г. рынок, по данным Euromonitor, достиг 258 млрд сигарет, а в деньгах – 1,6 трлн руб.

В новом отчете аналитики Euromonitor International сильно изменили прогноз в худшую сторону. В прошлогодней версии, где прогнозировались продажи на 2021 г., они предсказывали падение в штуках лишь до 227,4 млрд, или на 18,3% по сравнению с 2016 г., а в деньгах обещали рост на 4,8% до 1,5 трлн руб.

При постоянно падающих продажах в натуральном выражении рост рынка в деньгах обеспечивался лишь ростом цен на сигареты из-за увеличения акцизов, объясняет руководитель отдела исследований «Напитки и табачные изделия» Euromonitor Int Георгий Гребинский: цены росли быстрее, чем падал рынок в штуках, что позволяло рынку расти в стоимостном выражении. К 2020 г. рост акциза замедлится, констатирует он: если в 2018 и 2019 гг. заложен рост акцизной ставки на 10%, то в 2020 г. – лишь на 4%. По действующей редакции Налогового кодекса налоговая ставка на сигареты c 1 июля 2018 г. до конца года – 1718 руб. за 1000 шт., с 1 января 2019 г. – 1890 руб., а с 1 января 2020 г. – 1966 руб.

В 2021 г. ставки акциза предполагается индексировать на уровень инфляции – 4%, сообщил представитель Минфина. Таким образом, рост акциза не сможет компенсировать падение продаж, а сами производители сигарет вряд ли пойдут на значительное увеличение цены, заключает Гребинский.

Рост цен на сигареты спровоцировал рост нелегальной торговли – доля черного рынка увеличилась на 0,6 процентного пункта до 4,6%, пишет Euromonitor. Покупатель, который все еще живет в экономичном режиме, очень чувствителен к цене, а поэтому охотно переключается на более дешевые сигареты вне зависимости от законности их происхождения, объясняет Гребинский.

В I квартале 2018 г. доля нелегального рынка была почти в 2 раза выше – 7,7%, не согласен вице-президент «JTI Россия» по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Головко, он ссылается на данные TNS Kantar. В приграничных с Белоруссией и Казахстаном регионах доля теневого рынка доходит до 30%, знает он.


В странах Таможенного союза ставки акциза в 1,5–3 раза ниже, чем в России, указывает директор по корпоративным и юридическим вопросам «Imperial Tobacco Россия и Центральная Азия» Георгий Соустин: без гармонизации акцизов нелегальный рынок будет расти.

За последние четыре года нелегальный рынок вырос в 7 раз, из-за чего государство только в 2018 г. недополучит около 50 млрд руб. акцизных платежей, считает Головко.

В 2018 г. всего будет продано примерно 20 млрд нелегальных сигарет, предполагает представитель Philip Morris Int. (PMI). Цена – главный фактор, определяющий выбор потребителя в пользу нелегального продукта, подтверждает Головко.

В странах, где теневой рынок резко вырос после сильного повышения акцизов (например, Болгария, Германия, Румыния), более взвешенная налоговая политика помогла затормозить рост торговли нелегальной продукцией и снизить потери государства, напоминает Головко.

Еще одной причиной сокращения сигаретного рынка стали новые табачные продукты, отмечается в отчете Euromonitor. Потребители стали активно переходить с классических сигарет на электронные, поскольку воспринимают их как менее вредную альтернативу, отмечает Гребинский. Среди таких устройств – IQOS производителя PMI и Glo производителя British American Tobacco (BAT). Это заметно как по сокращению количества выкуриваемых в день сигарет, так и по снижению доли курящего населения, объясняет Гребинский. Развитие каналов сбыта, увеличение доступности устройств и маркетинговая активность игроков приведут к значительному падению потребления сигарет к 2022 г., уверен он.

PMI ставит в основу своей стратегии устойчивого развития именно продукты с пониженным риском, подтвердил представитель компании. Сейчас в Москве доля рынка табачных стиков (используется в устройствах по нагреванию табака) занимает около 4,4%, указывает представитель PMI. В России IQOS продается с 2015 г., добавляет он, устройство представлено в семи городах, а онлайн-продажи – по всей стране.

Однако другие производители сомневаются, что устройства с пониженным риском повлияют на рынок. Традиционные табачные изделия и продукты с потенциально сниженным риском в ближайшие годы будут существовать параллельно и доля последних будет постепенно расти, уверен Головко. Продажи такой продукции не превышают 1,5% рынка традиционной табачной розницы, поэтому о каннибализации говорить преждевременно, поддерживает его Соустин.

Четвертой причиной падения сигаретного рынка Euromonitor называет популярность здорового образа жизни. По данным ВЦИОМа, за последние четыре года почти в 1,5 раза выросла доля россиян, стремящихся бросить курить: с 57% курильщиков до 70%. Важно и то, продолжает Гребинский, что почти в 3 раза выросла доля россиян, занимающихся спортом: с 12% опрошенных в 2016 г. до 31% в 2017 г.

Читайте также: 

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.