Александр Перемятов, Magic Group: «Реконцепция региональных торговых центров - только аккуратные изменения с практичным подходом к инвестициям»
время публикации: 10:00 25 сентября 2019 года
Александр Перемятов, Генеральный партнер ГК Magic Group, как сейчас принято говорить, «серийный бизнесмен». Мы поговорили с Александром о креслах, о вендингах, но главное – обсудили направление консалтинга региональных торговых центров, и особую философию взаимодействия с региональными партнерами.
***
Перед нашим разговором я изучила твою бизнес-биографию. Если я правильно понимаю, как-то на отдыхе в Таиланде, увидев массажные кресла, появилась первая бизнес-идея, которую ты успешно реализовал.Массажные кресла не были моей первой бизнес-идеей. Первый предпринимательский опыт со мной случился еще во времена студенчества, тогда это была торговля лесом. Но если говорить о проекте, который структурно имел отношение к торговым центрам, к ритейлу, к торговому сектору, то да – массажные кресла стали первым таким серьезным опытом. И именно с ним компания стала известна как Magic Group и начала работу на российском рынке.
Увидел в Таиланде массажные кресла – занялся реализацией бизнес-идеи, увлекся вендинговыми аппаратами – взялся и за них, снискав в итоге звание «вендингового короля». Возникает ощущение, что ты человек импульса. Это правда?
Нет! Еще на заре бизнеса я понял, что импульсивный подход не работает. Всегда было четкое осознание, что без подготовки, четкого анализа и правильной последовательности действий даже самая интересная и перспективная идея работать не будет. А отсутствие точного алгоритма практически обрекает бизнес на 100%-й крах. И, прежде чем заняться теми же креслами, я системно продумывал всю концепцию, оценивал риски и перспективы. Это было совсем не импульсивное решение!
Первым делом состоялась поездка в Китай. Я изучил поставщиков, с некоторыми из них познакомился на заводах, где производятся кресла, прикинул, как будет работать бизнес с точки зрения российского законодательства. Только после всего этого я смог принять осмысленное решение о целесообразности проекта.
Именно через конфликт происходит выход на новый уровень.
В этом контексте я бы говорил не столько об импульсе, сколько о риске и его осознании. Любой бизнес связан с опасностью многое потерять, это я чувствовал всегда. Поэтому безрассудно пуститься во все тяжкие – не моя история. А то, что ты называешь импульсом – для меня просто скорость реакции.
Пришлось выйти из зоны комфорта?
Конечно! У меня в жизни все было хорошо и стабильно, в 25 лет я достиг топ-позиции в компании. Начало своего дела стало для меня тяжелым испытанием. Но я точно знаю, что серьезного бизнеса и вообще любого развития без риска быть не может. Только через конфликт происходит выход на новый уровень.
Возвращаясь к нашим креслам: я сам их отгружал в минус 30! Коробки по 200 килограммов. Мне, абсолютному гуманитарию, пришлось поначалу разбираться в особенностях этих агрегатов, паять микросхемы и устранять все технические неполадки.
А что за проблемы? В креслах не работал массаж?
В них не были предусмотрены купюроприемники. Я изучал рынок, искал технологии, каким образом можно реализовать в уже готовых креслах способ приема купюр. И, конечно, кресла сопротивлялись, купюроприемники ломались. Кошмар!
Вслед за массажными креслами появились вендинговые аппараты, «Йармарки» в разных форматах, а сейчас компания Magic Group активно занимается консалтингом и управлением региональных торговых центров и другими объектами недвижимости. Как ты распределяешь силы на все направления и чему уделяешь особое внимание?
В моем портфеле, назовем это так, есть отлаженные бизнес-процессы – тот же вендинг. И есть процессы, которые требуют большего участия, так как они находятся на стадии активного роста. Это «Йармарки», развитие универмагов и pop-up stores и, конечно, комплексный антикризисный аудит торговой недвижимости с дальнейшим ведение операционной деятельности.
Но ведь консалтинг не является новым направлением для Magic Group?
Да, мы занимаемся антикризисным консалтингом с 2014 года. Однако именно сейчас на рынке появился так называемый голубой океан – большая потребность в работе с региональными торговыми объектами, в сочетании с нехваткой качественных услуг в этой области.
Конечно, существует «Большая четверка» консультантов, которые неохотно занимаются всем массивом рынка. В их внимание попадает Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники и крупные региональные объекты, а все остальное находится в «серой зоне» и остается вне круга интересов крупных агентств. Региональным игрокам приходится обращаться за помощью к местным специалистам, но они едва ли могут предложить эффективные меры для реального выхода из кризиса.
Потребность есть уже давно, но самое главное уже точно есть понимание, что кризис достиг высшей точки и дальше так вести бизнес нельзя.
Еще нельзя сбрасывать со счетов важный момент: региональные центры площадью до 40 000 кв. м ограничены в средствах, а столичные консультанты, которые проводят аудит, в итоге создают стратегии, не соответствующие текущему финансовому контексту. Грубо говоря, предлагаемые меры неподъемны для собственника в объеме, необходимом для реализации намеченных изменений.
У региональных ТРЦ созрела потребность в качественных изменениях их бизнес-процессов?
Потребность есть уже давно, но самое главное уже точно есть понимание, что кризис достиг высшей точки и дальше так вести бизнес нельзя.
Собственники торговых центров в регионах начали понимать, что вытаскивать объекты из кризиса по старинке больше не получится, так как изменилась среда, в которой они существуют. Смена поколений, упадок ритейла, развитие онлайн-коммерции и непонимание ее механизмов – все это усугубляет кризис региональных центров, который зачастую обусловлен банальной ветхостью объекта, его моральным устареванием. А вишенка на торте – это невозможность эффективно работать с крупными консультантами, так как последние не обладают субъектностью в работе с регионами и не понимают нюансы местного ритейла.
Читайте также: Обзор рынка вендинга: актуальная ситуация и ближайшее будущее
Торговый центр – это не только набор арендаторов, инженерных коммуникаций и технических параметров. Это живой организм со своей историей, и изменения в его устройстве нужно начинать не только с основных бизнес-процессов, но и с малозначительных вещей, которые способствуют выбору правильного вектора.
Иногда нужно просто выйти на улицу и посмотреть на объект глазами потребителя, что окружает, какое место он занимает в общей инфраструктуре улицы или района. Это уже первый чистый взгляд на правильное позиционирование.
Один из последних проектов Magic Group – Тюменский ЦУМ. Это как раз такой объект с историей?
Да, мы сразу поняли, что ЦУМ в Тюмени – не просто торговый центр. Этот объект можно преобразовать в целый кластер в центре города, все элементы которого будут работать друг на друга. Это и здание самого ТРЦ, и городская площадь перед ним, и парк, который упирается в ЦУМ, создавая органичную пешеходную зону вблизи объекта. При этом здание историческое, а сам торговый центр был открыт в 1947 году. Поэтому для жителей Тюмени это больше, чем просто место для шопинга.
Ждут ли от столичных консультантов волшебства?
Пожалуй, да. В представлении многих региональных собственников московские консультанты обладают «волшебными таблетками», которые способны спасти от всех болезней бизнеса. И, как правило, речь идет о снятии симптоматики, но не о полноценном лечении. Это не наша история. Уже в ходе обсуждения будущего партнерства мы предупреждаем, что не занимаемся просто выявлением проблем; наша задача – их устранение.
Старт для изменений – сознание собственника. Именно там предстоит провести подготовительные действия, и от их успешности зависит дальнейшее развитие компании.
Безусловно, мы проводим глубокий аудит, чтобы найти слабые места в устройстве компании. Часто это непростая задача: нужно не только пересматривать работу с арендаторами, бренд-микс и уровень клиентского сервиса, но и менять существующую культуру ведения бизнеса. Собственник Тюменского ЦУМа был заинтересован в выявлении проблем и серьезной работе над ними, и поэтому партнерство сложилось.
Какие результаты были достигнуты?
На первом этапе работы мы провели технический, юридический, бухгалтерский, организационный, кадровый и арендный аудит объекта. На этой базе была сформулирована и отрисована концепция обновленного торгового центра с детальными рекомендациями, что нужно исправить или полностью изменить. Также мы придумали новую стратегию для PR и GR. Второй этап – это практическая реализация обозначенных мер.
Насколько велик риск, что изменения будут внесены частично?
К сожалению, это довольно распространенный сценарий. Многие собственники начинают вносить точечные изменения, связанные лишь с устранением симптомов. Ощутив минимальный эффект, они на этом и останавливаются. Но этого недостаточно для достижения результата. Свою задачу мы видим в том, чтобы на практике реализовать намеченные изменения, к которым пришли на этапе аудита. Мы не работаем «для галочки».
Важно отметить, что старт для изменений – сознание собственника. Именно там предстоит провести подготовительные действия, и от их успешности зависит дальнейшее развитие компании. Особенно важно объяснить заказчику, что проблемы нельзя решить мелкими доработками.
Вопрос финансов в регионах стоит остро?
Да. Как я сказал ранее, финансовый контекст в регионах иной. И, собственно, финансовые возможности обсуждаются в самом начале работы. Совершенно нецелесообразно тратить время и человеческие ресурсы, чтобы нарисовать совершенно нереальные для объекта решения. Здесь я бы употребил выражение «консалтинг с человеческим лицом».
Вопрос объемов финансирования становится краеугольным камнем, так как именно исходя из бюджета, мы выстраиваем стратегию будущих нововведений. Сразу скажу, что в 99% случаев ограничения очень ощутимы, и в таких условиях возможны только аккуратные изменения с практичным подходом к инвестициям. Не стоит также забывать о том, что нужно всегда сопоставлять желания и возможности. Можно посоветовать «региональщику» дополнить ТРЦ обширной развлекательной зоной, на которую у него не будет даже технических средств. Каждый случай – это индивидуальный контекст, и именно под него надо находить решения.
Разве развлекательная зона – не важнейший элемент современного торгового центра?
Да, но в региональных торговых центрах я бы делал упор на социализацию. Она актуальна для всех поколений посетителей. Торговый центр, помимо прочего, должен быть местом встреч, где всем комфортно проводить время.
Как это выглядит в Тюменском ЦУМе?
Это достаточно сложный в инженерном отношении объект: Тюменский ЦУМ состоит из двух частей, построенных в разное время. В этом нет ничего нового, тогда в принципе все так строили. Кроме того, на третьем этаже не так много места и есть определенные ограничения по высоте. Например, там невозможно уместить кинотеатр.
Каждый случай – это индивидуальный контекст, и именно под не-го надо находить решения.
Поэтому мы решили сделать ТРЦ местом встреч для студентов и уже договорились со всеми тюменскими ВУЗами. Особый акцент решено было сделать на иностранных студентах, для которых во всей Тюмени не было единого места для общения. Также мы нашли понимание с властями города, чтобы туристические автобусы останавливались у Тюменского ЦУМа, а людям выделялось время на его посещение. В фойе выделено место для выставок и мастер-классов тюменского Технопарка по робототехнике, программированию и т.д.
Это решения, которые не требуют больших инвестиций, но создают новый образ Торгового центра и расширяют его аудиторию, что в свою очередь дает новые возможности для привлечения сетевых арендаторов, которым принципиально важны качество трафика и позиционирование объекта.
Насколько я понимаю, у Magic Group есть дополнительные преимущества в виде быстрой реализации своих же проектов в рамках управляемых тобой проектов?
Да, не скрою – это преимущество у нас есть, и мы активно им пользуемся. Существенным плюсом является возможность оперативного развертывания универмагов и точечные работы с небольшими форматами арендаторов, что позволяет достаточно оперативно получить существенный бюджетный плюс.
Если же говорить про развитие всех остальных наших проектов в регионах, то да, подтверждаем – и в вендинге, и в концепциях с российскими дизайнерами видим большой потенциал и прогнозируем существенный рост в период 2019 -2021 г.
В завершении нашего интервью, какой главный совет ты можешь дать рынку на сегодняшний день?
Не занимайтесь самолечением. Самолечение опасно для жизни.
***
С Александром Перемятовым, Генеральным партнером ГК Magic Group общалась Жукова Ольга.
0
Последние новости
Самое популярное
- Новый клиентский опыт в офлайне: технологии для ритейла 2024-2027
- Сооснователь MD Audit Андрей Подгорнов: «Наша цель — создать в одном продукте це...
- Людмила Этиз, «О’КЕЙ»: «Наша цель – сформировать экологичное сообщество, где все...
- Кейс «Эвалар»: как значительно увеличить конверсию в покупку на маркетплейсе за ...
- Трекер продаж: как помочь операционному директору мотивировать продавцов и подня...