Алексей Кузьмин: «Бизнес в России воспринимает технологии indoor как вишенку на торте»
время публикации: 12:30 10 июня 2015 года
Более 80% времени мы проводим в помещениях: магазинах, университетах, офисах, шопинг-моллах, ресторанах и кафе. Здания становятся объёмными, их структура усложняется, и ориентироваться в лабиринте коридоров и залов порой могут лишь те, кто постоянно посещает эти места, а для неподготовленного человека поиск нужной двери превращается в настоящий квест.
На помощь приходят системы навигации внутри помещений – IPIN (Indoor Positioning and Indoor Navigation). Сервисы, которые позволяют определять местоположение на карте, прокладывать маршруты, и, главное, открывают широкие возможности для общения продавца с покупателем. На что способна новая технология, как выглядит рынок сейчас и чего нам ждать в ближайшем будущем – в интервью с коммерческим директором российской компании – разработчика технологий indoor-навигации iBecom Алексеем Кузьминым.
Расскажите подробнее о технологии? В чем суть indoor, когда она появилась и чем это отличается от привычного нам GPS?
Технология iBeacon была представлена миру совсем недавно – в 2013 году. Она основана на протоколе Bluetooth 4.0 и позволяет при помощи миниатюрных Bluetooth-маячков определять не только расстояние от смартфона до маяка, но и местоположение внутри помещения. Bluetooth-маячки передают окружающим устройствам информацию о своих идентификаторах. Человек с установленным мобильным приложением, входя в зону действия одного или более маяков, может воспользоваться indoor-навигацией и LBS (location based service; сервисы, основанные на понимании местоположения) в своем смартфоне.
В чем отличие технологии от привычных GPS? В том, что последние работают только на открытом воздухе. GPS был создан вооруженными силами США для определения места боя и навигации для самолетов и кораблей. Он работает за счет 24 спутников, находящихся на расстоянии 12 600 миль от земли. GPS на вашем гаджете ищет 3-4 спутника, чтобы определить местоположение. На открытом пространстве это происходит достаточно легко и быстро, а вот, оказавшись в застроенном мегаполисе или под крышей многоэтажного знания, начинаются проблемы со связью. И даже если GPS-сигнал доступен, он не применим внутри помещений, т.к. точность на порядок хуже, а в помещении плюс-минус 15 метров – это очень большая погрешность.
Можете рассказать подробнее о том, что такое LBS-сервисы и в чем их суть?
Это сервисы, основанные на понимании местоположения пользователей. К примеру, человек при помощи своего мобильного приложения может, нажав пару кнопок, отыскать нужный ему отдел, магазин или даже полку с товаром, к которой система автоматически построит ему оптимальный маршрут. Система сходна с тем же GPS – где вы получаете уведомления о скорых поворотах, камерах фиксации или ДТП. В США такая indoor-система уже реализована в розничной сети Marsh. В специальном мобильном приложении пользователь составляет свой шопинг-лист, и система автоматически отмечает все нужные точки в магазине, едва покупатель переступает порог.
Для ритейлеров подобная технология полезна еще и тем, что представляет собой инструмент маркетинга. Предприниматели могут транслировать посетителям на мобильные телефоны сообщения о новых коллекциях, специальных акциях и предложениях именно тогда, когда потенциальный покупатель находится рядом с магазином. Уткнувшийся в экран своего мобильного, клиент больше не сможет пройти, не заметив, мимо вашей яркой вывески – она же всплывет и у него на экране. А мы все помним, что большинство покупок (около 90%) совершается спонтанно. Аналитическое агентство Business Insider Intelligence не так давно провело исследование, согласно которому перспективы подобных сервисов в 85 из 100 крупнейших моллов США оценили в 1% дополнительной прибыли уже в 2016 году, что эквивалентно 4 миллиардам долларов. А суммарные доходы в области indoor-навигации, по данным аналитического агентства ABI Research, уже к 2020 году превысят отметку в 10 миллиардов долларов. Причем основными статьями, которые обеспечат рост, будут BLE-маячки и реклама.
Как сейчас выглядит рынок indoor-LBS в РФ? Когда он появился, как можно оценить его «развитость» по сравнению с Западом?
В России зарождение рынка indoor-LBS довольно сильно притормозил свалившийся осенью прошлого года валютный кризис. В итоге сейчас технология продолжает развиваться, появляются новые решения и идеи, а рынок – так и не появился. Лишь спустя 2-3 месяца после нового года мы начали наблюдать потепление со стороны бизнеса к технологиям indoor.
Еще одна причина – в том, что в нашей стране превалирует государственный сектор, где быстро ничего не развивается. А бизнес в России пока воспринимает технологии indoor скорее как «вишенку на торте», нежели как эффективный инструмент маркетинга, способный принести дополнительную прибыль или повысить лояльность клиентов.
К тому же, если сравнивать с Западом, то там даже на устоявшихся рынках есть серьезная конкуренция за лояльность клиентов, чего в нашей стране пока, к сожалению, не наблюдается. К тому же, в России традиционно не доверяют прямой рекламе, предпочитая «сарафанное радио»: прямой маркетинг воздействует лишь на 40% людей.
Сколько сейчас игроков на рынке? Сколько из них отечественных разработчиков, сколько иностранных?
Сейчас в России существует два типа компаний – участников рынка. Первый – это производители оборудования, сосредоточившиеся главным образом в Москве и Санкт-Петербурге. Таких компаний немного – по нашим оценкам, не более пяти. Второй сектор – это компании, занимающихся навигацией, их тоже можно пересчитать по пальцам одной руки. Также есть компании – поставщики иностранного оборудования. Они закупают западное либо китайское оборудование, которое затем внедряют и настраивают заказчику. Причем зачастую оно ввозится в нашу страну по серым схемам.
Традиционно бизнес относится скептически к новым технологиям. Как реагируют клиенты на предложения услуги навигации? Как убеждаете?
Сейчас довольно часто бизнес узнает о данной технологии от нас впервые, так что объяснять приходится с нуля. Привычный скепсис по отношению ко всему новому легко снимается демонстрацией того, как она работает. Специально для этого мы построили несколько демо-зон, где на месте сразу можно увидеть, как это работает и как запускаются сервисы. Бизнесу остается только решить, как и где это использовать.
Большую роль в убеждении бизнеса играют наши основные партнеры – разработчики мобильных приложений, которые вносят ощутимый вклад в продвижение LBS-сервисов. Это открывает широкие возможности для совместной работы.
Какие тренды рынка можете выделить? Чего нам ждать в этом году?
Сейчас уже довольно большое количество компаний, где в первую очередь используются технологии навигации, такие как ритейл, торговые центры и транспортные узлы, опробовали indoor-технологии и убедились в их эффективности. Бизнес начинает понимать, как ему использовать сервисы, основанные на определении местоположения. Некоторые ритейлеры в больших торговых моллах, убедившиеся на пилотных запусках в том, что технологии работают, уже запускают коммерческие проекты.
Потенциальные клиенты приходят к нам пока только из столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, – именно здесь мы запускаем первые пилотные проекты. В целом же предприниматели занимают выжидательную позицию и хотят посмотреть, что же получится у пионеров. После реализации первых коммерческих проектов, результаты которых будут известны через 2-3 месяца после старта, рынок должен оживиться. Первые отзывы мы ждем уже этим летом, а ближайшие полгода покажут, в какую сторону все пойдет.
Беседу вела Светлана Золотар
0
Последние новости
Самое популярное
- Самые высокооплачиваемые вакансии ноября-декабря в области ритейла
- Что продавать на Российских маркетплейсах в 2025 году: лучшие ниши и товары
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- 12 фактов о главной выставке в индустрии моды России – CPM
- Потребители готовы покупать сложные товары: крупнейшие маркетплейсы подвели итог...