История успеха Стива Джобса или чему учат проекты, потерпевшие фиаско
время публикации: 13:13 24 февраля 2015 года
24 февраля 1955 года родился Стив Джобс, сооснователь компании «Apple», человек, ставший на стыке веков символом всего самого передового в сфере IT. Кто знает, когда бы до широкого потребителя дошли компьютерные технологии, если бы Джобс безоговорочно не верил бы в то, что компьютеры могут стать популярны в среде обычных людей.
Следуя буквально наощупь по непроторённой дороге, находясь в постоянном поиске совершенства, Джобс подчас совершал ошибки и в управлении компанией, и в выборе концепций для продуктов. Какие же идеи Стива Джобса не оправдали ожиданий, и провались по тем или иным причинам, став неудачными порождениями «поля искажения реальности», которое вольно или невольно генерировал при жизни этот странный, противоречивый человек? Давайте посмотрим, как неудачи в маркетинге или просчёты Стива Джобса в технических моментах могут послужить примером того, чего в бизнесе делать нельзя.
1. Ставка на дизайн в ущерб техническим возможностям
Собирая пылесос, всегда перепроверяй – не остались ли «ненужные» детали.
Долгое время именно дизайн был камнем преткновения на пути идей Джобса. Излишне увлекаясь внешним совершенством продукта и впадая в жёсткий перфекционизм, Джобс требовал от техников жертвовать функциональными элементами будущих продуктов. В результате часть воплощённых идей не оправдала себя после выхода на рынок, поскольку отличалась невысокими характеристиками в стабильности работы.
Вывод: Содержание не должно идти вразрез с формой. Это не просто может выглядеть нелепо в глазах покупателя (скажем, претенциозный нейминг на фоне убогого антуража магазина), но и сыграть не в пользу корпоративной репутации, когда дело дойдёт до использования продукта (красивая коробка с отвратительным печеньем).
2. Apple III, 1978 - 1983 гг.
Это первый чисто маркетинговый продукт молодой компании «Apple», и отвечал за него сам Джобс. За основу был взят Apple II – детище Стива Возняка. Маркетологи планировали позиционировать третью модификацию компьютера, как рабочую лошадку для бизнеса, а вторую – как любительский, домашний вариант. Группа разработчиков третьего Apple добавила платы и расширения, которые позволили установить среды для работы с масштабными таблицами. При этом новая «начинка» едва могла поместиться в корпус, имевшийся в наличии. Однако Джобс потребовал от подчинённых любыми правдами и неправдами уместить всё короб установленных габаритов. Кроме того, поскольку вентиляторы, по мнению Джобса, не просто занимали полезный объём компьютерного корпуса, но и вообще мешали постигать дзен своим шумом, проблему теплоотдачи пришлось решать не слишком изящно: железо заключили в тяжёлый алюминиевый «чемодан».
Ко всем бедам ОС для третьего Apple была создана заново, в отрыве от Apple II, а значит ПО от компьютера Возняка не было совместимо с новой разработкой группы Джобса. Все деньги компании уходили на проект Джобса, тогда как проект Возняка, который был окупаем, финансировался мало, а потом вообще сошёл на нет. Рекламная акция Apple III была серьёзной, люди ждали чего-то действительно необычного. Результат: компьютеры ломались от перегрева, дополнительные платы установить на машины было нельзя, нормального ПО не было – покупатели разочаровались в компании, репутация была испорчена.
Вывод: нельзя создавать «клоны», пусть даже модифицированные, нужно искать что-то новое (Джобс наступил на те же грабли с Macintosh XL). Ну и ко всему: переброс финансов на пилотные проекты в ущерб тем, которые приносят прибыль, чреваты провалами сразу на двух фронтах.
3. Macintosh, 1984 г.
Разработанный группой под руководством Джобса компьютер и рекламная акция, принятая на ура, сначала резко увеличили выручку компании, но успех был недолог: в погоне за дизайном далеко позади был оставлен функционал компьютера. Джобсом не рассматривалась и возможность того, что потребитель будет докупать необходимое железо сам: он сделал всё, чтобы не только ПО для ОС Macintosh было не совместимо ни с каким иным, но чтобы ни один покупатель в дальнейшем не мог модифицировать данный продукт – даже корпус компьютера был собран на специфической фурнитуре. Но и это ещё не все просчёты: оперативная память Macintosh составляла всего 125 КБ, тогда как конкуренты предлагали к 1985 уже 1МБ. Macintosh всё ещё не имел жёсткого диска и работал на дискетах. Отсутствие вентиляторов, как и в Apple III, делали работу машины нестабильной, стоимость новинки была слишком высокой. Результат: компьютеры конкурентов, например, IBM, больше пришлись по вкусу публике, знающей толк в компьютерах.
Вывод (к нему пришёл и сам Джобс): не правильно включать расходы на рекламную кампанию в конечную стоимость продукта. А сама продукция, конечно, должна представляться потребителю чем-то целостным, но с совместимостью надо что-то делать (решение этой проблемы было найдено в 1997 году, когда Джобс вновь вернулся в «Apple» и заключил договор с «Microsoft» на разработку ПО для Mac).
4. Рекламная акция для Macintosh Office
Файловый сервер, сетевое оборудование для терминалов Macintosh на платформе AppleTalk, лазерный принтер LaserWriter.
Акция, как и сам продукт, были уничтожены в мгновение ока. В рекламном ролике офисные работники с повязками на глазах шли друг за другом, а затем падали с обрыва, и только Macintosh Office мог открыть им глаза. Некоторая беспросветность, исходящая от ролика, уничижительный тон Джобса на презентации продукта сделали своё дело: потенциальные клиенты из бизнес-сегмента посчитали это агрессивным выпадом или жестокой насмешкой. Проект Джобса был свёрнут, а через некоторое время и сама деятельность Джобса в компании «Apple».
Вывод: манера общения с потребителями не должна быть такой же, как с подчинёнными. Первые гораздо менее выносливы и лояльны. Реклама, бьющая по самолюбию клиента – это путь в бухгалтерию за расчётом.
5. Компьютеры линейки NeXT
Компьютер, вид которого Джобс придумал совместно с Эсслингером – гуру промышленного дизайна тех лет, представлял собой матово-чёрный куб с идеально прямыми углами. Форма короба машины изрядно подпортила нервы разработчикам железа. В 1989 году, когда продукт поступил в продажу для вузов по цене 6, 5 тысяч долларов к нему прилагались ещё и ОС NeXTSTEP, а также некоторые учебные пособия – прототипы нынешних электронных книг. В 1990 году в обычной розничной продаже компьютер стоил 9999 долларов, а посему огромного спроса, которым можно прокормить компанию, не возымел.
Дальнейшие разработки в линейке NeXT также не стали востребованы в академсреде и организациях по причине слишком высокой стоимости. Хотя некоторые программисты и могли себе позволить такую дорогую инновационную машину (к слову, Всемирная паутина рождена была именно на NeXT). В результате, новая компания Джобса начала коллапсировать от недостатка оборотных средств и, еле живая, перешла на производство ПО для крупных мультимедийных компаний.
Вывод: выживает тот, кто охватывает как можно большую аудиторию, имеет в арсенале товары и для профессионалов, и для широкого потребителя. А понимание того, насколько платёжеспособна целевая аудитория продукта, не может быть отметено ни при каких обстоятельствах.
Стремление к определённой цели всегда сопряжено с получением опыта, который позволяет нам ориентироваться в ситуациях и своевременно менять «транспорт», на котором мы собираемся добраться до этих целей. Чтобы находить в себе силы двигаться вперёд, не смотря на то, на каком удалении от желаемого результата мы находимся, нужно научиться принимать любой опыт. Отрицательное уравновешивается положительным. Одно лишь положительное – притупляет чутьё. А когда речь идёт о бизнесе, чутьё работает на таких же правах, что логика и объективные факты. Кстати сказать, Джобс придавал интуиции в бизнесе большое значение. Хотя без осечек, как видите, не обходилось.
О неудачах и стремлении к совершенству рассказывала Ирина Жукова
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...