0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

История успеха Стива Джобса или чему учат проекты, потерпевшие фиаско

История успеха Стива Джобса или чему учат проекты, потерпевшие  фиаско
24 февраля 1955 года родился Стив Джобс, сооснователь компании «Apple», человек, ставший на стыке веков символом всего самого передового в сфере IT. Кто знает, когда бы до широкого потребителя дошли компьютерные технологии, если бы Джобс безоговорочно не верил бы в то, что компьютеры могут стать популярны в среде обычных людей.
Следуя буквально наощупь по непроторённой дороге, находясь в постоянном поиске совершенства, Джобс подчас совершал ошибки и в управлении компанией, и  в выборе концепций для продуктов. Какие же идеи Стива Джобса не оправдали ожиданий, и провались по тем или иным причинам, став неудачными порождениями «поля искажения реальности», которое вольно или невольно генерировал при жизни этот странный, противоречивый человек? Давайте посмотрим, как неудачи в маркетинге или просчёты Стива Джобса в технических моментах могут послужить примером того, чего в бизнесе делать нельзя.

 джобс


1. Ставка на дизайн в ущерб техническим возможностям


Собирая пылесос, всегда перепроверяй – не остались ли «ненужные» детали.

Долгое время именно  дизайн был камнем преткновения на пути идей Джобса. Излишне увлекаясь внешним совершенством продукта и впадая  в жёсткий перфекционизм, Джобс требовал от техников жертвовать функциональными элементами будущих продуктов. В результате часть воплощённых  идей не оправдала себя после выхода на рынок, поскольку отличалась невысокими характеристиками в стабильности работы.

Вывод: Содержание не должно идти вразрез с формой. Это не просто может выглядеть нелепо в глазах покупателя (скажем, претенциозный нейминг на фоне убогого антуража магазина), но и сыграть не в пользу корпоративной репутации, когда дело дойдёт до использования продукта (красивая коробка с отвратительным печеньем). 
 

2. Apple III, 1978 - 1983 гг. 

джобс

Это первый чисто маркетинговый продукт молодой компании «Apple», и отвечал за него сам Джобс. За основу был взят Apple II – детище Стива Возняка. Маркетологи планировали позиционировать третью модификацию компьютера, как рабочую лошадку для бизнеса, а вторую – как любительский, домашний вариант. Группа разработчиков третьего Apple добавила платы и расширения, которые позволили установить среды для работы с масштабными таблицами. При этом новая «начинка»  едва могла поместиться в корпус, имевшийся в наличии. Однако  Джобс потребовал от подчинённых  любыми правдами и неправдами уместить всё короб установленных габаритов. Кроме того, поскольку вентиляторы, по мнению Джобса, не просто занимали полезный объём компьютерного корпуса, но и вообще мешали постигать дзен своим шумом, проблему теплоотдачи пришлось решать не слишком изящно: железо заключили в тяжёлый алюминиевый «чемодан». 

джобс

Ко всем бедам ОС для третьего Apple  была создана заново, в отрыве от Apple II, а значит ПО от компьютера Возняка не было совместимо с новой разработкой группы Джобса.  Все деньги компании уходили на проект Джобса, тогда как проект Возняка, который был окупаем, финансировался мало, а потом вообще сошёл на нет. Рекламная акция Apple III была серьёзной, люди ждали чего-то действительно необычного. Результат: компьютеры ломались от перегрева, дополнительные платы установить на машины было нельзя, нормального ПО не было – покупатели разочаровались в компании, репутация была испорчена. 

Вывод: нельзя создавать «клоны», пусть даже модифицированные,  нужно искать что-то новое (Джобс наступил на те же грабли с Macintosh XL). Ну и ко всему: переброс финансов на пилотные проекты в ущерб тем, которые приносят прибыль, чреваты провалами сразу на двух фронтах.

3. Macintosh, 1984 г.


джобс 

Разработанный группой под руководством Джобса компьютер и рекламная акция, принятая на ура, сначала резко увеличили выручку компании, но успех был недолог: в погоне за дизайном далеко позади был оставлен функционал компьютера. Джобсом не рассматривалась  и возможность того, что потребитель будет докупать необходимое железо сам: он  сделал всё, чтобы не только ПО для ОС Macintosh было не совместимо ни с каким иным, но чтобы  ни один покупатель в дальнейшем не мог модифицировать  данный продукт – даже корпус компьютера был собран на специфической фурнитуре. Но и это ещё не все просчёты:    оперативная память Macintosh составляла всего 125 КБ, тогда как конкуренты предлагали к 1985 уже 1МБ.  Macintosh всё ещё не имел жёсткого диска и работал на дискетах. Отсутствие вентиляторов, как и в Apple III, делали работу машины нестабильной, стоимость новинки была слишком высокой. Результат: компьютеры конкурентов, например, IBM,  больше пришлись по вкусу публике, знающей толк в компьютерах. 

джобс

Вывод (к нему пришёл и сам Джобс): не правильно включать расходы на рекламную кампанию в конечную стоимость продукта. А сама продукция, конечно, должна представляться потребителю чем-то целостным, но с совместимостью надо что-то делать (решение этой проблемы было найдено в 1997 году, когда Джобс вновь вернулся в «Apple»  и заключил договор с «Microsoft» на разработку ПО для Mac). 


4. Рекламная акция для Macintosh Office


Файловый сервер, сетевое оборудование для терминалов Macintosh на платформе AppleTalk, лазерный принтер LaserWriter.

Акция, как и сам продукт, были уничтожены в мгновение ока.  В рекламном ролике офисные работники с повязками на глазах шли друг за другом, а затем падали с обрыва, и только Macintosh Office мог открыть им глаза. Некоторая беспросветность, исходящая от ролика,  уничижительный тон Джобса на презентации продукта сделали своё дело:   потенциальные клиенты из бизнес-сегмента посчитали это агрессивным выпадом или жестокой насмешкой. Проект Джобса был свёрнут, а через некоторое время и сама деятельность Джобса в компании «Apple». 



Вывод: манера общения с потребителями не должна быть такой же, как с подчинёнными. Первые гораздо менее выносливы и лояльны. Реклама, бьющая по самолюбию клиента – это путь в бухгалтерию за расчётом. 


5. Компьютеры линейки NeXT


джобс 

Компьютер, вид которого Джобс придумал совместно с Эсслингером – гуру промышленного дизайна тех лет, представлял собой матово-чёрный куб  с идеально прямыми углами. Форма короба машины изрядно подпортила нервы разработчикам железа. В 1989 году, когда продукт поступил в продажу для вузов по цене 6, 5 тысяч долларов к нему прилагались ещё и ОС NeXTSTEP, а также некоторые учебные пособия – прототипы нынешних электронных книг. В 1990 году в обычной розничной продаже компьютер стоил 9999 долларов, а посему огромного спроса, которым можно прокормить компанию, не возымел.

Дальнейшие разработки в линейке NeXT также не стали востребованы в академсреде и организациях по причине слишком высокой стоимости. Хотя некоторые программисты и могли себе позволить такую дорогую инновационную машину (к слову, Всемирная паутина рождена была именно на NeXT). В результате, новая компания Джобса начала коллапсировать от недостатка оборотных средств и, еле живая, перешла на производство ПО для крупных мультимедийных компаний. 
Вывод: выживает тот, кто охватывает как можно большую аудиторию, имеет в арсенале товары и для профессионалов, и для широкого потребителя. А понимание того, насколько платёжеспособна целевая аудитория продукта, не может быть отметено ни при каких обстоятельствах.

джобс

Стремление к определённой цели всегда сопряжено с получением опыта, который позволяет нам ориентироваться в ситуациях и своевременно менять «транспорт», на котором мы собираемся добраться до этих целей. Чтобы находить в себе силы двигаться вперёд, не смотря на то, на каком удалении от желаемого результата мы находимся, нужно научиться принимать любой опыт. Отрицательное уравновешивается положительным. Одно лишь положительное – притупляет чутьё. А когда речь идёт о бизнесе, чутьё работает на таких же правах, что  логика и объективные факты. Кстати сказать, Джобс придавал интуиции  в бизнесе большое значение. Хотя без осечек, как видите, не обходилось. 

О неудачах и стремлении к совершенству рассказывала Ирина Жукова

время публикации: 13:13  24 февраля 2015 года
0
Теги: Apple , Стив Джобс

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
Адизес