Оформление магазинов – это голая технология
Почему такое большое внимание уделяется дизайну и выкладке товара. Разве название марки и элементарный порядок в торговом помещении не являются хорошими стимулами для покупок? Зачем еще нужна какая-то «концепция»?
Обычно человек ходит в пять любимых магазинов. Не более. И чтобы его перетянуть к себе, владельцу приходиться совершить некое усилие. Это касается и дизайна.
Существуют определенные законы планировки пространства. Можно ли придумать что-то в корне иное, но без риска потерять потенциальных покупателей?
Надо понимать, что клиенты привыкают к определенной выкладке. И когда что-то в ней меняется, они должны к этим переменам привыкать. В принципе, все магазины одинаковы. И все они продают одно и то же. Поэтому какая-то общая тенденция вырабатывается: в этом углу – одно, а вот в этом углу – другое. И все покупатели по этой схеме и курсируют. То есть, клиент сам того не осознавая, идет туда «куда надо».
Возьмем супермаркеты. Если вы постоянно ходите в «О, Кей», то, очутившись в «Ашане», вы испытаете настоящее раздражение. Там все иначе. Все не на тех местах. В магазинах одежды – такая же история. Менять, конечно, можно. Но надо при этом понимать, что уйдет много времени на «перевоспитание» покупателя. И за это время можно потерять некоторую часть клиентуры.
То есть, везде превалирует одна и та же схема? Может быть, кому-то даже легче «содрать» планировку у соседа?
А все так и делают! Есть какие-то «якоря», типа, Zara. Так вот, целый ряд мелких брендов, которые выходят на рынок. Они все тупо «дерут» дизайн помещения с Zara.. Конечно, что-то новое придумать можно. Но насколько это нужно? У меня был такой опыт.
То есть, покупатель там чувствовал психологический дискомфорт?
В «Весне» очень много конструкций, которые сильно путают. И все это серьезно раздражает. Архитектору, возможно, там интересно. Но покупателю находится в таком магазине утомительно. Кроме того, их нестандартный дизайн очень сильно забивает то, что они продают.
Покупатель настолько сильно отвлекается на цвета и конструкции, что теряет интерес к одежде. Все-таки, продажа должна быть в приоритетах, а дизайн должен способствовать ощущению комфорта, благоприятствовать покупке, а не отвлекать. Можно, конечно, выкрасить бутик черным и красным и создать в нем такую дьявольскую атмосферу. Но если человеку там будет некомфортно, эти «художества» причинят лишь одни убытки. Поэтому у всех, в общем, все нейтрально.
Вот, например, интерьер Brax. Он нейтральный и выигрывает только за счет своей выкладки. Клиент в этом магазине четко понимает: в стопках брюки и трикотаж, а остальное представлено на вешалках.
Не стоит забывать, что люди прочно связаны со своими привычками. Менять что-то можно, но очень осторожно. Явные перемены могут себе позволить, наверно, бренды категории «люкс». Собственно, они и являются инициаторами модных тенденций.
Вот, свое время Gucci сделал черный магазин, и все стали черными, включая Zara. Они могут позволить новаторства, так как их все знают, им не надо никого привлекать. Но принципиальные перемены обычно исключаются. Что можно радикально изменить? Сделать примерочную у входа? А зачем? Логика планировки и выкладки давно отработана.
А как же тогда расценить экстремальный вариант оформления, который позволил себе GAP?
Насколько часто должны происходить перемены дизайна бутиков?
По идее, концепция должна меняться каждые 5-7 лет. Понятно, что всех этот закон довольно сильно напрягает, так как смена концепции сопряжена с серьезными финансовыми тратами. Поэтому концепцию предпочитают менять частично, выбирают так называемый «пошаговый ребрендинг». Например, в какой-то момент можно перекрасить все панели в другой цвет. Или поменять, скажем, ковер. Для больших сетей глобальные перемены очень дороги. Они и так должны менять витрины каждый сезон. Любое обновление, так или иначе, замечается. Все это делается постепенно.
Понятно, что у торговых сетей единый корпоративный стиль. Он одинаково успешен, как в столице, так и в регионах? Или, все-таки, учитывая психологию местных жителей, в провинции следует как-то по-другому выстраивать стиль, планировку, выкладку?
На самом деле это делается довольно хитро. Zara, скажем, одинакова по всему миру. Но понятно, что в городе с населением в 25000 к сетевым магазинам немного другой подход должен быть. Там не требуется огромных финансовых вливаний. В центре России сверх дорогое оформление будет просто отпугивать. Поэтому в регионах возможно использование более дешевых материалов. Но, так или иначе, благосостояние определенной части людей растет. Они не хотят одеваться абы где, поэтому магазины и на периферии, и в столице начинают следовать единым стандартам капиталовложений в интерьер.
А, вообще, какую роль играет качество материала? Можно ли из дешевого материала создать качественную обстановку?
Можно. В бутиках «люкс» это сделать сложно: все равно будет видно, что вместо дорого материала используется суррогат. В магазины этой категории ходят люди, которые привыкли жить в высококачественном интерьере. Они заметят подмену. Из-за дешевых материалов что-то во внешнем виде теряется. С другой стороны, клиентам по большому счету совершенно неважно из чего все это сделано. Все то, за что мы гоняем наших подрядчиков, – кривая щель на потолке, неправильное расположение плинтуса – реальный клиент не замечает.
А что он замечает?
Одежду замечает. Он приходит за одеждой. Нет, конечно, какие-то вещи покупатель видит, но сказать, что он предает интерьеру большое значение нельзя.
Какие основные ошибки на ваш взгляд совершают дизайнеры и мерчендайзеры?
Первая ошибка заключается в том, что работники не любят считать товар. То есть, они не хотят заниматься планированием. Даже когда человек планирует ремонт в квартире, он сначала прикидывает: здесь у меня будет стоять этот предмет, а здесь этот. А всего у меня – пятнадцать предметов.
Вторая проблема. Когда выполняешь заказ частного магазина, а не «сетевика», часто сталкиваешься с вкусовщиной. Заказчик хочет создать «нечто», напоминающее его квартиру. Они и товар покупают как себе в гардероб, и магазин делают не клиентам, а себе. Не стоит забывать, что ты работаешь на клиента, а не на свой вкус.
И, конечно, как я уже говорила, дизайн не должен «забивать» товар. Главный материал для работы архитектора – это товар. Он должен понять его или «вытрясти» из клиента всю информацию о нем.
Кроме того, исполнитель должен понять менталитет будущих покупателей, разобраться, что это за люди, чем они живут. Вот, например, мы делали магазин «Кенгуру» в Краснодаре. Там осталась все та же лепнина, фирменная фишка «Кенгуру», но только позолоченная. Почему позолоченная?
Дело в том, что в этом городе отношение к магазину немного другое, чем, скажем, в Москве. Краснодарцы любят богатую обстановку, любят, чтобы магазин сверкал. Кстати, там и поход в магазин является важным семейным мероприятием: за покупками отправляются все вместе – от мала до велика. Такой компанией они и кочуют по бутикам самой разной направленности – от детской одежды, до женского белья.
Существуют магазины, так сказать, ангарного типа, вроде «Фамилии» и каких-нибудь «таможенных терминалов». Цены там не сильно ниже, чем в некоторых бутиках. Однако интерьер и выкладка этих торговых учреждений как на дешевом рынке. С чем это связано?
Какая-нибудь разница в работах российских и зарубежных дизайнеров есть?
Есть. У нас просто никто не умеет это делать. Вот и все.
То есть? У нас отсутствует специальные учебные заведения?
В России пока нет мерчендайзингового образования, как такового. У нас мерчендайзером называется тот, кто бутылки на полке расставляет. Профессиональные мерчендайзеры – все самоучки. Их можно найти по знакомству. Либо это те, кто работал в крупных иностранных компаниях, и чему-то там научился. Но это не значит, что развития специальности стоит на месте.
Последние новости
Самое популярное
-
Подготовка к обязательной маркировке игрушек: что должен знать импортер
-
От MVP до миллионной аудитории: кейс развития приложения для ритейлера сферы раз...
-
Как учитывать «черных лебедей» при прогнозировании спроса
-
EcomWeekend Club: что дает самое активное сообщество российского екома и как ста...
-
Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопре...