0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Владимир Пученков: «Устаревшие схемы логистики могут потопить неокрепший бизнес»

Владимир Пученков: «Устаревшие схемы логистики могут потопить неокрепший бизнес»
Владимир Пученков, директор практики Warehouse Management консалтинговой компании Columbus, рассказывает, какие проблемы поджидают интернет-магазин с традиционной схемой управления складом, как правильно выбрать систему складской автоматизации и как понять, что она приносит пользу.


С какими главными проблемами сталкивается магазин при отсутствии налаженной системы складской логистики?

Без системы класса WMS очень сложно придется интернет-магазинам, которые имеют дело с большим числом заказов, особенно мелких. К примеру, один из наших клиентов, крупный онлайн-магазин косметики, оформляет в день 1500-2000 заказов, состоящих из одного-трех товаров. Интернет-магазин средней руки обслуживает чуть меньше – 500-800 клиентов, но этого достаточно, чтобы вызвать коллапс на складе, работающем «по старинке».

Главной проблемой магазина в таких условиях станет низкое качество работы с клиентом. Заказы будут собирать не полностью и слишком долго, не говоря уже о том, что для этого понадобится не один десяток работников. Неэффективная работа склада приведет к потере клиентов и будет стоить слишком дорого.

Владимир Пученков Columbus

Рынок онлайн-ритейла в России в основном растёт только за счет прироста пользователей и расширения географии, и многие игроки могут позволить себе роскошь терять деньги на работе склада. Когда рынок насытится, эффективная система управления логистикой, в том числе складской, станет одним из главных средств конкурентной борьбы. 

Как магазину или складской компании правильно выбрать систему автоматизации склада среди множества предложений? Что учитывать при выборе?

В первую очередь, нужно требовать от WMS максимально возможной гибкости в настройках. Акцент необходимо сделать на сборке заказов, и, естественно, этот процесс должен быть максимально быстрым и качественным, без недоборов и пересорта. Когда сотрудники склада не могут быстро найти нужные товары, клиенты нередко отказываются от заказа. 

Попробую объяснить, зачем нужна гибкость. Интернет-магазины обычно имеют дело с огромным числом мелких и разнородных заказов. В этом случае для качественной и быстрой комплектации необходима современная автоматизированная система, которая способна организовать многоступенчатую сборку (иначе её называют волновой). 

Обычный работник склада в одиночку собирает несколько товаров для конкретного клиента, он снует взад-вперед по огромному складу и выискивает их на полках, что занимает значительное количество времени. Интернет-магазин, обрабатывающий более 800-1000 заказов в день, не может себе этого позволить.

Fotolia_76464068_Subscription_Monthly_M.jpg

Современные решения для складской автоматизации существенно упрощают процесс. Система класса WMS, поддерживающая режим волновой сборки, составляет задания для нескольких работников склада, и они собирают множество позиций сразу для десятка-двух заказов. Каждый из сотрудников работает исключительно в своей зоне, а не курсирует по всему складу. Затем сборщики доставляют свой груз в зону сортировки, где общий пул собранных товаров сортируется непосредственно по грузополучателям. При этом компания может использовать как обычные терминалы сбора данных («ручная» сортировка), так и автоматические сортировщики, которые максимально увеличивают скорость и качество процесса комплектации. Далее упакованный товар следует в зону отгрузки.

Многоступенчатая сборка сильно ускоряет комплектацию заказов и их точность и позволяет обойтись малыми силами. Даже если сортировка заказов ведется вручную, компания значительно увеличивает количество обрабатываемых заказов. Один из наших клиентов выбрал такой усеченный вариант и сумел полностью снять ограничения на количество заказов. Раньше менеджеры компании нередко переносили продажи на следующий день из-за того, что их не успевали обрабатывать на складе.

Полноценное и, следовательно, более дорогое решение включает установку роботизированных систем в зоне сортировки товаров и современного складского оборудования: конвейерных линий, транспортеров и мобильных стеллажей. Конечно, автоматические сортировщики предпочитают крупные онлайн-магазины вроде Ozon, а магазины средней руки могут обойтись и без них.

Здесь следует отметить, что на одном и том же складе могут обрабатываться и другие заказы, для которых описанная технология «волновой» комплектации либо слишком затратна, либо попросту неприменима. В этом случае в отдельных зонах нужно настроить и организовать другие виды комплектации. 

Гибкая информационная система поможет складу работать с максимальной отдачей.


Одним из способов снижения издержек на обработку заказов является использование технологии кросс-докинга. Конечно, не всегда удается договориться с поставщиками, да и требования к обработке некоторых типов заказов могут не поддерживаться данной технологией, но в случае совпадения всех факторов руководству компании обязательно нужно поинтересоваться, умеет ли система работать с кросс-докингом.

Кросс-докинг - это очень удобный и выгодный способ приема-отгрузки товаров. Он помогает избежать двойной работы: не нужно сначала раскладывать по полкам и ячейкам полученный от поставщика товар, а затем собирать его для отправки клиентам. Если WMS поддерживает технологию кросс-докинга, только что поступивший товар можно сразу же отправлять заказчикам. Дополнительная выгода в том, что складу не требуется больших площадей, так как нужда размещать большое количество товара на хранение отпадает.

Вид кросс-докинга меняется в зависимости от товара и требований клиента. Он позволяет работать как по простой схеме - получить партию товара от поставщика, проверить, всё ли на месте, и отправить её клиенту, так и по сложной. К примеру, распределительный центр крупного интернет-магазина с помощью кросс-докинга сможет консолидировать заказы клиентов из нескольких областей, а затем распределить их по локальным направлениям.

Fotolia_31129769_Subscription_Monthly_M.jpg

Почти все современные системы класса WMS умеют работать и с кросс-докингом, и с волновой сборкой заказов. Однако, многие из них делают это либо на базовом, примитивном уровне, либо имеют ограничения в выборе настроек. Интернет-магазин должен внимательно оценивать возможности систем управления складом, выбирая те, где оба процесса максимально удобны и позволят выполнить пожелания клиента в минимальные сроки. Скорость обработки заказа – важное преимущество. Не сможете вы - сможет ваш конкурент, и клиент уйдет туда, где справляются быстрее.

А если склад работает с разными видами товарами – продовольственными и непродовольственными, обслуживает розничную сеть, интернет-магазин, да еще и оптовых партнеров? Какой должна быть WMS-система в этом случае?

Для мультиканального ритейла система управления складом должна быть универсальной, поддерживать одновременно разные технологии и учитывать требования всех партнеров и клиентов: интернет-магазина, розничной сети, логистических операторов, которые доставляют заказы, розничных магазинов, заказывающих оптовые партии товаров и т.д. При этом очень важно, чтобы одни и те же складские сотрудники могли выполнять операции для всех каналов продаж. Таким образом, можно сэкономить на персонале и на обучении сотрудников, поскольку их не придется учить работать с разными технологиями.

На каком этапе развития интернет-магазину пора автоматизировать работу склада? Какой должен быть оборот и количество заказов?

Сказать, при каком числе заказов или обороте нужно устанавливать полнофункциональную WMS, невозможно. У каждого интернет-магазина свои цели развития и свои критерии выбора системы. Оценивайте текущие показатели и решайте, устраивают они вас или нет. Высокооборотный бизнес, такой, например, как магазин детских игрушек, должен подробно просчитать план по продажам и сопоставить его со складскими ресурсами и технологиями. Если работа склада не позволяет достигнуть желанной цели, значит, пора повышать его эффективность.

Fotolia_69901795_Subscription_Monthly_M.jpg

Надо четко понимать, что даёт компании автоматизация складской логистики. WMS повысит качество работы с заказами и производительность персонала, будет давать полную информацию о состоянии запасов на складе и позволит свести на нет потери и издержки. Также компаниям стоит обратить внимание на уже упомянутые современные конвейерные системы, оценить возможность использования роботов на складе. То, что кажется слишком дорогим сегодня, может стать конкурентным преимуществом в будущем, позволит добиться еще более ощутимой экономии.

Насколько охотно растущие магазины идут на автоматизацию?

Сейчас таких магазинов всё больше. Один из плюсов WMS в том, что она делает компанию менее зависимой от человеческого фактора, а для небольших продавцов это очень актуально. Представьте себе такую ситуацию: магазин неплохо чувствует себя без автоматизации, склад успевает вовремя собирать все заказы, покупатели довольны. Но вот уходит несколько ключевых сотрудников, и идиллия заканчивается - склад перестает справляться с нагрузкой. На поиск новых хороших работников уйдет время, кроме того, они не сразу освоятся на новом месте. В это время двадцать покупателей получат не то, что заказывали, а десять других вообще не дождутся своей посылки. В итоге, магазин потеряет клиентов.

Автоматизированная система и четкие регламенты работы снимают прямую зависимость от квалификации персонала.


В условиях сегодняшней нестабильности магазины начинают оценивать свои затраты и ориентируются не столько на рост, сколько на повышение качества услуг. Владельцы компаний понимают, что логистика – одна из самых затратных статей их бизнеса. Поэтому многие откладывают долгосрочные внедрения, такие как ERP, но и склады автоматизируют с удовольствием. WMS как класс решений для бизнеса очень популярен. К нам приходят не только ритейлеры, дистрибьюторы и логистические операторы, но и производственные компании, которые тоже хотят сделать работу своих складов эффективной.

С какими трудностями складского управления сталкиваются крупные ритейлеры и сети при переходе на интернет-торговлю?

Все наши клиенты из числа розничных сетей начинали с обычного ритейла. Запуская свои склады, они рассчитывали только на хранение собственного товара и его отгрузку по проверенным маршрутам. С развитием электронной торговли успешно работающие схемы управления начали давать сбой, так как интернет-магазин требует совсем другой организации работы. Недостаточно будет просто выделить на складе специальную зону и собирать заказы обычным способом – оборудование и люди не справятся с валом мелких заказов.

Свои требования к работе складов предъявляют логистические операторы и курьерские службы, доставляющие заказы интернет-магазина. Надо правильно вести реестр партнеров, собирать заказы к определенному времени, оформлять их надлежащим образом, готовить пакет сопроводительных документов.

По каким показателям можно отследить эффективность внедренных решений?

Во-первых, нужно отслеживать, насколько сокращается доля прямого неподбора, когда работник склада не может найти товар там, где он должен быть. При внедрении системы автоматизации склада, в идеале, должны полностью собираться почти 100% заказов.

Fotolia_46341944_Subscription_Monthly_M.jpg

Во-вторых, необходимо анализировать изменения в количестве претензий от клиентов, когда привозят не то, что они заказывали, или не в том количестве. В этот показатель не нужно включать возвраты. Клиент вполне может заказать три одинаковых розовых майки разных размеров, чтобы выбрать одну подходящую, а остальные вернуть – это обычная практика для интернет-магазинов.

В-третьих, должна измениться скорость обработки заказов. Изменения видны при подсчете количества строк заказов, собираемых за смену.

С чего начинается процесс автоматизации? Какие первые шаги требуются от владельцев и сотрудников при переходе на новую систему? Насколько болезнен этот переход для сотрудников?

В первую очередь, компания должна определить цели запуска новой системы и донести свою позицию до всех подчиненных, обеспечив четкий контроль операций, которые заложены в решении.

Требования к системе, с которыми магазин приходит к поставщику WMS, нужно продумать максимально подробно. Детально опишите все регламенты, условия и конкретные схемы работы склада с указанием сотрудников, ответственных за определенные участки.

Чем глубже компания изучит собственные процессы и вникнет в решение, которое для неё готовят, тем лучше будет конечный результат.


Многие интернет-магазины уже имеют сложившуюся систему управления складской логистикой, но часто текущие процессы не оптимальны. Внедряя современную WMS, вы получаете шанс их существенно улучшить. 

Как быстро адаптируются сотрудники?

Обычно старшее поколение довольно болезненно переживает процесс внедрения. Им сложно осваивать новые технологии, да и сама значимость опытных работников снижается. Они перестают быть ключевыми фигурами, настоящими экспертами по работе склада. По нашему опыту скажу, что молодые сотрудники гораздо быстрее и проще приспосабливаются к новым условиям.

В какие сроки после внедрения WMS-решения можно ожидать видимых изменений в процессе работы?

В среднем, от трех до шести месяцев после запуска новой системы. В том случае, когда автоматизируется отдельный участок на действующем складе, вложения возвращаются быстрее.  

Беседовала Светлана Золотар
время публикации: 12:10  30 января 2015 года
0
Теги: автоматизация, интернет-магазин, склады

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Synergy Global Forum 11'18
Маркетинговые иссследования_b2b