0/5

8 трендов в ритейле на 2021 год (и даже дальше)

8 трендов в ритейле на 2021 год (и даже дальше)
время публикации: 10:00  13 января 2021 года
Ритейл всегда ближе всех стоял к потребителю. Любое изменение потребительских привычек незамедлительно отзывается на ритейле, поэтому ритейл сейчас демонстрирует невероятную скорость изменений. Какие 8 трендов будут определять развитие торговли в 2021 году? Что станет в ритейле определяющим: технологии, форматы ритейла, поведение покупателей или что-то иное?
8 трендов в ритейле на 2021 год (и даже дальше)



Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле. 




Несколько прогнозов о новых трендах:

● Ритейл идет по домам

Ритейлу уже не сидеть в комфортных торговых комплексах, жизнь его стремительно подталкивает к домохозяйствам, к нашим с вами подъездам. Первые шаги на этом пути делает Wildberries, который открыл более 30 тысяч пунктов самовывоза товаров, разместив их рядом с нашими домами. 

Ещё ближе подобрались к нам сервисы экспресс доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Они тоже не арендуют коммерческие площади, им вполне подходит заброшенный подвал в 100 м2, но он должен быть рядом с вашим домом, чтобы они могли за 10 минут доставить вам коробку конфет или пончик к двери квартиры. А следующий шаг – это просто разместить ритейл в нашем подъезде.

● Банки уводят покупателей

Ритейл оказался не настолько проворным в изобретении новых форматов, все усилия сейчас ритейла уходят на оптимизацию дряхлеющих бизнес-моделей, а на новые модели не остаётся уже сил. Банки, высокотехнологичные компании активно входят на поляну ритейла и постепенно забирают его аудиторию, предлагая новые форматы. 

«Сбер», «Яндекс», становятся настоящими конкурентами ритейла, по крайней мере, в новых форматах, если ритейл упустит инициативу в новых форматах, то можно будет говорить о формировании новой реальности на вершине пирамиды, которой будут банки и технологичные компании, а не ритейлеры. Владельцам ритейла стоит обратить внимание на эту ситуацию в 2021 году.

● Изобилие технологий: выстроить систему приоритетов

Ритейл ждёт активное внедрение инноваций на всех его уровнях, во всех сегментах, в борьбе за выживание и повышение эффективности ритейл вынужден начать активный поиск инновационных решений, в первую очередь IT-решений. Сложностью, с какой столкнётся ритейл в 2021 году, станет изобилие технологий и отсутствие критериев выбора решений. 

Решений много и решают они множество задач, но при ограниченном бюджете как выбрать решение, которое нужно в первую очередь внедрить, а какое во вторую. 2021 год – это проблема приоритетов. Возрастает роль консультантов, которые помогут подобрать решения и выстроить приоритеты.

8 трендов в ритейле на 2021 год (и даже дальше)

● Производители влияют на стратегии ритейла в борьбе за покупателя

Офлайн ритейл долго пренебрегал организацией обратной связи между потребителем и производителем. Такое пренебрежение может поставить ритейл в очень сложное положение, т.к. производитель видит очень демократичные каналы выхода напрямую на потребителя и в этих каналах он получает обратную связь для улучшения своего продукта, большую маржу. 

Наиболее прозорливые ритейлеры сделают своей стратегией не блокирование связи производителя и покупателя, а сосредоточатся на выстраивании удобного интерфейса общения. У ритейла в большинстве случаев товар не свой, а у производителя товар свой, но нет доступа к покупателю, его монополизировал ритейл. В 2021 году мы увидим процессы изменения стратегии производителя в направлении работы с покупателем напрямую и, как следствие, изменение стратегий ритейла, чтобы уменьшить ущерб от новых стратегий производителя.

● Дискаунтеры рулят

У потребителя всегда был запрос на справедливую цену, но удовлетворить его не спешили, т.к. не складывались для этого условия. Жесткие дискаунтеры во всех сегментах будут занимать всё большую долю. В ближайшие 3-5 лет она может перевалить за 20%. Благоприятным условием для развития дискаунтеров является не столько падение доходов населения, сколько усталость большего числа покупателей от брендов. Покупатель просто не видит разницы между покупаемыми брендами и решающим фактором для него является только цена. 

Важно понимать, что жесткий дискаунтер – это в первую очередь удовлетворение спроса на справедливую цену, а потом уже всё остальное.




Читайте также: «Магазин 4.0» в действии: репортаж с открытия первого цифрового концепт-стора Digital Fashion Lounge




● Мобилизация

Продолжится мобилизация всего и вся, будет лавина разработок мобильных приложений: для покупателя, для продавца, для офисных сотрудников ритейла. Мы все уходим в маленькие экраны, а доступность 24/7 становится новым стандартом.

● Кассы самообслуживания

В ритейле продолжится тренд на развитие касс самообслуживания. В ближайшие 3-5 лет доля чеков, пробиваемых через такие кассы, может дойти в среднем до 30-40%.

● IT-аутсорсинг

Часть ритейла, которая активно вошла в собственные разработки IT-продуктов начнёт сворачивать такие разработки в пользу аутсорсинговых решений. Многие компании увидят, что собственная разработка хорошо может отражать проблемы твоего бизнеса, но сильно отставать от общерыночных задач и это уже непосильная задача для непрофильного подразделения в ритейле, которым является IT-разработка. Те же ритейл-компании, которые продолжат активные разработки, в следующие 5 лет станут поставщиками IT-решений для рынка и начнут активно менять свою бизнес-модель в сторону развития в качестве IT компаний.

* * *

В заключение хочется сказать, что мы ещё долго будем вспоминать 2020 год и говорить, что он был сложным и необычным. Однако он явился лишь катализатором процессов в ритейле, а плоды мы будем пожинать уже в 2021 году. Вот 2021 станет действительно необычным и положит начало новой эпохи в ритейле.

Читайте также:
Америка против России: чьи тренды круче в фуд ритейле?

Борис Агатов, Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле, автор концепции «Магазин 4.0».

Связывайтесь через Facebook.


0
Реклама на New Retail. Медиакит