0/5

DevOps как сервис: инструменты и практики в новой цифровой реальности

DevOps как сервис: инструменты и практики в новой цифровой реальности
время публикации: 10:00  05 апреля 2023 года
Сегодня все больше компаний, в первую очередь b2c-сегмента, остро нуждаются в DevOps. Почему эти инструменты и практики вышли на первый план и как услуга DevOps as a service помогает удовлетворять растущий спрос на них?
DevOps как сервис: инструменты и практики в новой цифровой реальностиРассказывает Николай Молчанов, директор технологического консалтинга компании «Мобиус Технологии».  

Тренд на инструменты для ускорения разработки появился довольно давно. Он обусловлен несколькими причинами. Во-первых, поставщики любых цифровых решений хотят, как можно быстрее продвигать функционал и выводить новые возможности на рынок. 

Во-вторых, все стремятся разгрузить команды и автоматизировать процессы по максимуму. Но это должно быть безопасно и, самое главное, управляемо – то есть все обновления необходимо понятным образом доставлять до среды исполнения. Отсюда появились инструменты DevOps. Это не просто набор программных продуктов – это прежде всего концепция, включающая практики.  

DevOps особенно востребован там, где идет работа с конечным потребителем – в ритейле и банках, обслуживающих физических лиц. По сути, это тоже ритейл, только финансовый.


Мы уже давно ушли за рамки обычных офлайн-магазинов. Сначала появились веб-магазины, потом мобильные приложения – онлайн-ритейл давно превратился в огромный состоявшийся рынок со своими правилами и трендами. Чтобы потребитель мог получать продукт максимального качества в кратчайшие сроки с минимальными затратами для поставщика решения, необходим DevOps. 

При этом решение может быть и коммерческим, и чисто сервисным – как, например, чат-бот службы поддержки. Он не зарабатывает деньги сам по себе, но помогает клиенту получать тот сервис, которого они ждут, повышая их удовлетворенность. 

Поэтому удовлетворенность клиента – один из ключевых драйверов DevOps. Иначе ее невозможно добиться в современной цифровой реальности – или это будет слишком долго и дорого. Если, например, банк раньше выбирали по критериям надежности, репутации, то сегодня ключевые факторы – удобство мобильного приложения, возможность совершать платежи по короткому номеру и так далее. Фронт-офис из отделений перешел на другой край и на другое устройство.  

То же касается ритейла. Поскольку конкуренция идет на уровне маржинальности, все научились быстро искать, где дешевле, где больше гарантия. И цифровые сервисы стараются предоставить покупателю лучшее предложение в максимально удобной форме. Все это требует огромной работы слаженных механизмов, и без DevOps она недостижима. 
Для заказчиков, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить качественный уровень DevOps, на рынке существует услуга DevOps as a service, когда всю работу делает внешняя команда.

Если говорить про банки и ритейл, то нынешняя ситуация обязывает крупнейших игроков рынка держать у себя собственную команду инженеров и разработчиков. У них для этого достаточно ресурсов, и они могут себе позволить нанимать лучших специалистов. Но есть также компании, которые доросли до понимания, что им необходима компетенция или поддержка в определенных технологиях либо процессах, но изучать и выстраивать самим долго и дорого. В их случае лучше пойти к людям, которые ежедневно сталкиваются с такими вопросами. У них шире опыт, они могут сравнить текущую ситуацию с аналогичными и предложить варианты решений.

DevOps как сервис: инструменты и практики в новой цифровой реальности

Для заказчиков, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить качественный уровень DevOps, на рынке существует услуга DevOps as a service, когда всю работу делает внешняя команда. Она полностью решает весь спектр задач, предоставляя заказчику готовую инфраструктурную среду начиная от разработки и заканчивая промышленной эксплуатацией. Это позволяет сфокусироваться на самой разработке, не отвлекаясь на побочные вопросы. 

Услуга DevOps as a service также может быть полезна, например, в ситуации, когда нужно временно закрыть образовавшуюся брешь. 

В моей практике был такой случай: команда DevOps релоцировалась в полном составе, и заказчику потребовались новые кадры, но быстро найти их почти нереально. Специалистов по DevOps и так не хватало, а сейчас их на российском рынке труда стало еще меньше. Поэтому заказчик передал нам задачи по DevOps до тех пор, пока не найдутся подходящие сотрудники. Помимо прочего, мы предложили взять на себя обучение вновь нанятых специалистов и вовлечение их в процесс. У нас не было цели «подсаживать» клиента на наши услуги – а компании нередко этого опасаются, наученные печальным опытом сотрудничества с некоторыми вендорами.




Читайте также: Подключение новых точек, не вставая с дивана: как технология SD-WAN помогает ритейлерам справляться с новыми цифровыми проблемами




Для оказания такой услуги в России наработана серьезная база – можно с гордостью сказать, что культура DevOps в нашей стране не уступает лучшим мировым практикам. Еще пять лет назад в сфере того же цифрового банкинга Россия была в авангарде не только на европейском, но и на мировом уровне.  Поэтому у нас есть и эксперты, и опыт, и отработанные практики. Одновременно у рынка в целом, – у всех, а не только у крупнейших и передовых заказчиков, – созрело понимание необходимости DevOps. Это не единственная критичная область, но спрос на DevOps всегда рос, а сейчас растет еще быстрее. 




Поэтому услуга DevOps as a service в настоящее время – самый эффективный и быстрый способ получить компетенцию с минимальными затратами для заказчика. Он получает высокий уровень экспертизы – но не обязан подписываться на долгосрочное сотрудничество. При этом поставщик услуги всегда остается в пределах доступа, и к нему можно вновь обратиться за ответом на насущные вопросы, а также для контроля качества процессов.

Николай Молчанов, 
директор технологического консалтинга компании «Мобиус Технологии».  

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит