Не только тратить: какие IT-решения действительно нужны логистике в 2025 году

время публикации: 10:00 01 сентября 2025 года
Фото: @Freepik
На волне цифровизации компании все чаще внедряют технологии «в угоду тренду», не разобравшись, как они соотносятся с реальностью их процессов. В результате даже самые перспективные инструменты начинают не помогать, а мешать. Как сделать IT-решения действительно работающими?
В статье Леонид Телятников, директор по логистике, и Никита Буртный, CIO маркетплейса для автобизнеса «Автостэлс», провели разбор типичных ловушек цифровой трансформации в логистике.Не все трендовое – полезно
Рынок IT-решений для складов перегрет – каждый месяц появляются новые продукты, обещающие революцию в процессах. Так, в 2024 году объем ниши цифровой логистики достиг ~$32.4 млрд в 2024 году. Многие из них кажутся невероятно привлекательными, однако на практике не приносят бизнесу реальной выгоды. Разберем несколько таких инструментов.
Машинное зрение, – у этой технологии действительно есть масса полезных черт: например, она позволяет автоматически фиксировать инциденты на складе и отслеживать ошибки при сборке заказов, определять объем остатков товара. Однако есть большое количество условий, при которых машинное зрение не будет работать и не оправдает вложений.
Например, если в логистическом комплексе не выстроены процессы по единообразию оклейки товара и не разработан общий формат штрих-кодов, то видеоаналитика просто не получит необходимых вводных для обработки данных о товарах. Кроме того, есть ниши, где артикулы по формам и размерам слишком разнообразные и не поддаются категоризации – включая рынок автозапчастей.
То же касается и других технологий на базе искусственного интеллекта. Его нормальное функционирование требует высокого качества и надежности получаемой о товарах информации. Во многих нишах, в том числе в нашей сфере автотоваров, оперативно верифицировать и закрепить данные о позициях зачастую просто невозможно из-за обширного ассортимента – у нас, например, только в собственном стоке 28 000 SKU. Поэтому внедрение ИИ – вопрос во многом второстепенный и может быть осуществлено только после коренного реформирования системы сбора информации об артикулах.
Далеко не самой необходимой технологией для большинства предприятий на данный момент, по нашему мнению, являются роботы-помощники. Российские IT-гиганты уже активно занимаются их разработкой и закупкой, а американская компания Gartner выделила гуманоидных роботов как одну из ключевых инноваций логистики ближайших лет.
Однако стоимость этих девайсов зачастую не оправдывает себя: производительность одного робота часто не превышает таковую специально разработанных узкоспециализированных автоматов или конвейеров, которые стоят в разы дешевле. Так что их интеграция в бизнес, скорее всего, будет напрасной тратой бюджета в угоду инновациям. Особенно – за отсутствием понимания целевого бизнес-эффекта.
Принимая решение об интеграции IT-инструмента, важно помнить: цель состоит не в самой цифровизации, а в решении конкретных проблем компании. Нужно оценивать продукты не по принципу популярности на рынке, а по тому, насколько они закрывают именно ваши потребности.

@Freepik
Кастомизация фундамента: совершенствуем WMS
Опытному читателю наверняка известен базовый набор технологий, который необходим для крупных логистических компаний со стоком более чем 10 000 SKU, тысячами заказов в день и широкой географией регионального сбыта: система управления складом (WMS), cистема управления транспортом (TMS), модуль прогнозирования и управления цепочками поставок и система контроля стоимости операций.
Среди всех этих составляющих ключевой, разумеется, является WMS – причем чем выше уровень автоматизации склада с ее использованием, тем больше средств может сохранить бизнес. И для грамотного функционирования инструмента необходима его постоянная кастомизация под нужды компании.
Первым шагом к адаптации WMS под поставленные задачи должно стать улучшение IT-архитектуры, на основе которой она будет работать. У многих предприятий, как и у нас в прошлом, технологический стек до сих пор функционирует на основе старого монолита, усовершенствования которого занимают месяцы, а поддержка постепенно становится невозможной из-за отсутствия разработчиков, умеющих с ним обращаться.
Необходимо осуществлять постепенный переход к гибридной архитектуре, которая позволяет разделять бизнес-процессы на изолированные компоненты и таким образом ускоряют масштабируемость WMS, упрощает ее интеграцию с внешними структурами. Например, мы проектируем наши сервисы, используя сервисно-ориентированный подход.
На основе своей системы управления складом мы разработали несколько важных проектов, которые, как нам кажется, будет полезно реализовать и другим компаниям, функционирующим на основе логистики.
Ответственное хранение. Первым делом мы автоматизировали процесс управления товарными запасами поставщиков. Он требует большого включения и точности: поскольку товары не находятся в нашей собственности, любая погрешность может привести к ухудшению отношений с партнером.
Ранее ответственное хранение у нас сопровождалось большим количеством ручных операций: обмен данными и документами как с внешними партнерами, так и внутри компании выполнялся вручную. Человеческий фактор нередко приводил к ошибкам, и приходилось тратить ресурсы на их исправление. Сейчас же, после разработки и внедрения интеграционных потоков и автоматизации WMS участие менеджера сводится лишь к мониторингу процесса. В результате нам удалось увеличить производительность склада на 30%.
Собственное хранение – второй крупный блок операций, который мы полностью перевели на микросервисную основу в связке с WMS. Реализация проекта была необходима для запуска в эксплуатацию высотного полочного мезонина – дополнительных уровней хранения товаров, которые делали возможным кратное увеличение вместимости склада без расширения площадей. Благодаря автоматическому учету товарных групп и весогабаритных ограничений WMS позволила облегчить процесс размещения товаров в мезонине, а также оптимизировать маршруты перемещения товарных запасов и сотрудников по складу
Помимо этих двух составляющих, нам удалось усовершенствовать другие рутинные процессы, которые отнимают у многих компаний в нише существенную долю ресурсов. Например, автоматизировать печать этикеток, формирование документации, рассылку e-mail уведомлений поставщикам, парсинг бумаг, а также внедрить универсальный модуль интеграции WMS с другими системами и оркестрацию данных о цепочках поставок на складе.
Дополнительные решения: наш топ-3
Помимо кастомизации WMS, на наш взгляд, существует набор необязательных, но крайне полезных для логистики решений, которые мы сами уже либо начали внедрять, либо планируем в ближайшем будущем.
К ним относятся:
● Автоматизация контроля весогабаритных характеристик товара. Точные данные о массе и габаритах позиции влияют как на процессы хранения и обработки на складе, так и на специфику ее транспортировки, поэтому просчеты по этой части могут привести к серьезным инцидентам, опасным для жизни складских сотрудников.
Начать усовершенствование процесса стоит с выборочного автоматического контроля ВГХ с помощью измерительного стола – такой можно заказать у российских производителей. Следующим шагом можно использовать портальный весогабаритный измеритель для конвейера, чтобы данные о детали фиксировались без ручного вмешательства при ее попадании на ленту.
● Голосовая комплектация. Система директивно управляет действиями пользователя, голосом указывая на то, как распределять товары между ячейками. Технология освобождает глаза кладовщика от рутинных данных, позволяя сосредоточиться на точной идентификации товара и его маркировки, что особенно важно в условиях большого ассортимента схожих позиций.
● Автоматизация управления ассортиментом и прогнозирования стока. Программный модуль позволяет рассчитать количество товара, которое необходимо иметь в собственном хранении, чтобы поддерживать показатели маржинальности и оборачиваемости. На основе данных о максимальном и минимальном уровне остатков для разных каналов продаж он подсказывает, какие товары и в каком объеме стоит закупить и в какие сроки.
Читайте также: Трансформация операционной цепочки FMCG дистрибьюции: от отдела продаж и склада до доставки и клиента
Грамотное внедрение: старт через 3... 2... 1
Теперь, когда мы разобрались в том, какие форматы технологий являются необходимыми для логистики, стоит поговорить о том, как правильно их интегрировать – ведь без четко выверенного процесса даже оптимальные инструменты не будут работать.
Для того чтобы в ходе IT-усовершенствований внутри компании возникало как можно меньше препятствий модернизации, по нашему мнению, стоит придерживаться следующей механики действий:
1. Корректная формулировка потребности со стороны бизнеса.
Инициативу должен проявлять управляющий штат компании, четко описывая, какой эффект ожидается от изменений. Если базовый запрос компании звучит так: «Сократите количество кликов – не важно, каким образом», то над задачами стоит еще подумать.
2. Согласование требований к решению.
После того, как бизнес-заказчик сформулировал необходимый набор запросов, IT-департаменту нужно проанализировать их реализуемость, указать на ограничения существующих систем и предложить альтернативы. Обычно на этапе согласования требуется 3-4 итерации, чтобы прийти к сбалансированному решению – поэтому не нужно откладывать инициативу после первой несостыковки ожиданий.
3. Поиск подходящего варианта на рынке.
Следующий шаг – составление шорт-листа поставщиков. Проанализируйте, какие места они занимают в рейтингах, рекомендуют их партнеры и конкуренты по рынку или нет, изучите, соответствуют ли предлагаемые продукты требованиям безопасности и удобны ли с точки зрения UX/UI составляющей – это непосредственно повлияет на их восприятие сотрудниками. Весьма полезным в этом контексте становится проведение референс-визитов в организации, уже использующие анализируемый продукт – они позволяют получить живую обратную связь от пользователей.
4. Внедрение с последующей кастомизацией.
Даже если система приобретается на рынке, это не значит, что ее не нужно будет дорабатывать – это мы уже успели разобрать в контексте WMS. Поэтому выделять ресурсы на собственную разработку всегда необходимо. Если вы будете полностью зависеть от внешнего поставщика, в какой-то момент потеряете возможность влиять на цены и сроки, устанавливаемые им.
5. Измерение результата.
Важно оценивать преобразования в соответствии с экономическим успехом, который они приносят. В этом могут помочь две ключевые метрики: доля операционных затрат в валовой прибыли и стоимость обработки одной единицы товара. Рост каждого показателя – сигнал к тому, что внедрения не идут бизнесу на пользу.
Леонид Телятников, директор по логистике,
Никита Буртный, CIO
маркетплейса для автобизнеса «Автостэлс».
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Маркетплейсы больше не в тренде: продавцы уходят в интернет-магазины
-
Как переводить деньги из-за границы в Россию в 2025 году: все способы с плюсами ...
-
Топ-очередь: выделяем приоритетные запросы для чат-бота
-
Рынок БАДов: как цифровая маркировка изменила правила игры
-
«Активная» упаковка: как дизайн и функционал влияют на выбор покупателя