0/5

Не только тратить: какие IT-решения действительно нужны логистике в 2025 году

Не только тратить: какие IT-решения действительно нужны логистике в 2025 году
время публикации: 10:00  01 сентября 2025 года
Фото: @Freepik
На волне цифровизации компании все чаще внедряют технологии «в угоду тренду», не разобравшись, как они соотносятся с реальностью их процессов. В результате даже самые перспективные инструменты начинают не помогать, а мешать. Как сделать IT-решения действительно работающими?
В статье Леонид Телятников, директор по логистике, и Никита Буртный, CIO маркетплейса для автобизнеса «Автостэлс», провели разбор типичных ловушек цифровой трансформации в логистике.


Не все трендовое – полезно


Рынок IT-решений для складов перегрет – каждый месяц появляются новые продукты, обещающие революцию в процессах. Так, в 2024 году объем ниши цифровой логистики достиг ~$32.4 млрд в 2024 году. Многие из них кажутся невероятно привлекательными, однако на практике не приносят бизнесу реальной выгоды. Разберем несколько таких инструментов.

Машинное зрение, – у этой технологии действительно есть масса полезных черт: например, она позволяет автоматически фиксировать инциденты на складе и отслеживать ошибки при сборке заказов, определять объем остатков товара. Однако есть большое количество условий, при которых машинное зрение не будет работать и не оправдает вложений. 

Например, если в логистическом комплексе не выстроены процессы по единообразию оклейки товара и не разработан общий формат штрих-кодов, то видеоаналитика просто не получит необходимых вводных для обработки данных о товарах. Кроме того, есть ниши, где артикулы по формам и размерам слишком разнообразные и не поддаются категоризации – включая рынок автозапчастей.

То же касается и других технологий на базе искусственного интеллекта. Его нормальное функционирование требует высокого качества и надежности получаемой о товарах информации. Во многих нишах, в том числе в нашей сфере автотоваров, оперативно верифицировать и закрепить данные о позициях зачастую просто невозможно из-за обширного ассортимента – у нас, например, только в собственном стоке 28 000 SKU. Поэтому внедрение ИИ – вопрос во многом второстепенный и может быть осуществлено только после коренного реформирования системы сбора информации об артикулах.

Далеко не самой необходимой технологией для большинства предприятий на данный момент, по нашему мнению, являются роботы-помощники. Российские IT-гиганты уже активно занимаются их разработкой и закупкой, а американская компания Gartner выделила гуманоидных роботов как одну из ключевых инноваций логистики ближайших лет. 

Однако стоимость этих девайсов зачастую не оправдывает себя: производительность одного робота часто не превышает таковую специально разработанных узкоспециализированных автоматов или конвейеров, которые стоят в разы дешевле. Так что их интеграция в бизнес, скорее всего, будет напрасной тратой бюджета в угоду инновациям. Особенно – за отсутствием понимания целевого бизнес-эффекта.

Принимая решение об интеграции IT-инструмента, важно помнить: цель состоит не в самой цифровизации, а в решении конкретных проблем компании. Нужно оценивать продукты не по принципу популярности на рынке, а по тому, насколько они закрывают именно ваши потребности.

Не только тратить: какие IT-решения действительно нужны логистике в 2025 году
@Freepik


Кастомизация фундамента: совершенствуем WMS


Опытному читателю наверняка известен базовый набор технологий, который необходим для крупных логистических компаний со стоком более чем 10 000 SKU, тысячами заказов в день и широкой географией регионального сбыта: система управления складом (WMS), cистема управления транспортом (TMS), модуль прогнозирования и управления цепочками поставок и система контроля стоимости операций. 

Среди всех этих составляющих ключевой, разумеется, является WMS – причем чем выше уровень автоматизации склада с ее использованием, тем больше средств может сохранить бизнес. И для грамотного функционирования инструмента необходима его постоянная кастомизация под нужды компании.

Первым шагом к адаптации WMS под поставленные задачи должно стать улучшение IT-архитектуры, на основе которой она будет работать. У многих предприятий, как и у нас в прошлом, технологический стек до сих пор функционирует на основе старого монолита, усовершенствования которого занимают месяцы, а поддержка постепенно становится невозможной из-за отсутствия разработчиков, умеющих с ним обращаться. 

Необходимо осуществлять постепенный переход к гибридной архитектуре, которая позволяет разделять бизнес-процессы на изолированные компоненты и таким образом ускоряют масштабируемость WMS, упрощает ее интеграцию с внешними структурами. Например, мы проектируем наши сервисы, используя сервисно-ориентированный подход.

На основе своей системы управления складом мы разработали несколько важных проектов, которые, как нам кажется, будет полезно реализовать и другим компаниям, функционирующим на основе логистики.

Ответственное хранение. Первым делом мы автоматизировали процесс управления товарными запасами поставщиков. Он требует большого включения и точности: поскольку товары не находятся в нашей собственности, любая погрешность может привести к ухудшению отношений с партнером. 

Ранее ответственное хранение у нас сопровождалось большим количеством ручных операций: обмен данными и документами как с внешними партнерами, так и внутри компании выполнялся вручную. Человеческий фактор нередко приводил к ошибкам, и приходилось тратить ресурсы на их исправление. Сейчас же, после разработки и внедрения интеграционных потоков и автоматизации WMS участие менеджера сводится лишь к мониторингу процесса. В результате нам удалось увеличить производительность склада на 30%. 

Собственное хранение – второй крупный блок операций, который мы полностью перевели на микросервисную основу в связке с WMS. Реализация проекта была необходима для запуска в эксплуатацию высотного полочного мезонина – дополнительных уровней хранения товаров, которые делали возможным кратное увеличение вместимости склада без расширения площадей. Благодаря автоматическому учету товарных групп и весогабаритных ограничений WMS позволила облегчить процесс размещения товаров в мезонине, а также оптимизировать маршруты перемещения товарных запасов и сотрудников по складу

Помимо этих двух составляющих, нам удалось усовершенствовать другие рутинные процессы, которые отнимают у многих компаний в нише существенную долю ресурсов. Например, автоматизировать печать этикеток, формирование документации, рассылку e-mail уведомлений поставщикам, парсинг бумаг, а также внедрить универсальный модуль интеграции WMS с другими системами и оркестрацию данных о цепочках поставок на складе.


Дополнительные решения: наш топ-3


Помимо кастомизации WMS, на наш взгляд, существует набор необязательных, но крайне полезных для логистики решений, которые мы сами уже либо начали внедрять, либо планируем в ближайшем будущем. 

К ним относятся:

Автоматизация контроля весогабаритных характеристик товара. Точные данные о массе и габаритах позиции влияют как на процессы хранения и обработки на складе, так и на специфику ее транспортировки, поэтому просчеты по этой части могут привести к серьезным инцидентам, опасным для жизни складских сотрудников. 

Начать усовершенствование процесса стоит с выборочного автоматического контроля ВГХ с помощью измерительного стола – такой можно заказать у российских производителей. Следующим шагом можно использовать портальный весогабаритный измеритель для конвейера, чтобы данные о детали фиксировались без ручного вмешательства при ее попадании на ленту.

Голосовая комплектация. Система директивно управляет действиями пользователя, голосом указывая на то, как распределять товары между ячейками. Технология освобождает глаза кладовщика от рутинных данных, позволяя сосредоточиться на точной идентификации товара и его маркировки, что особенно важно в условиях большого ассортимента схожих позиций.

Автоматизация управления ассортиментом и прогнозирования стока. Программный модуль позволяет рассчитать количество товара, которое необходимо иметь в собственном хранении, чтобы поддерживать показатели маржинальности и оборачиваемости. На основе данных о максимальном и минимальном уровне остатков для разных каналов продаж он подсказывает, какие товары и в каком объеме стоит закупить и в какие сроки.




Читайте также: Трансформация операционной цепочки FMCG дистрибьюции: от отдела продаж и склада до доставки и клиента




Грамотное внедрение: старт через 3... 2... 1


Теперь, когда мы разобрались в том, какие форматы технологий являются необходимыми для логистики, стоит поговорить о том, как правильно их интегрировать – ведь без четко выверенного процесса даже оптимальные инструменты не будут работать. 

Для того чтобы в ходе IT-усовершенствований внутри компании возникало как можно меньше препятствий модернизации, по нашему мнению, стоит придерживаться следующей механики действий:

1. Корректная формулировка потребности со стороны бизнеса. 

Инициативу должен проявлять управляющий штат компании, четко описывая, какой эффект ожидается от изменений. Если базовый запрос компании звучит так: «Сократите количество кликов – не важно, каким образом», то над задачами стоит еще подумать.

2. Согласование требований к решению. 

После того, как бизнес-заказчик сформулировал необходимый набор запросов, IT-департаменту нужно проанализировать их реализуемость, указать на ограничения существующих систем и предложить альтернативы. Обычно на этапе согласования требуется 3-4 итерации, чтобы прийти к сбалансированному решению – поэтому не нужно откладывать инициативу после первой несостыковки ожиданий.

3. Поиск подходящего варианта на рынке. 

Следующий шаг – составление шорт-листа поставщиков. Проанализируйте, какие места они занимают в рейтингах, рекомендуют их партнеры и конкуренты по рынку или нет, изучите, соответствуют ли предлагаемые продукты требованиям безопасности и удобны ли с точки зрения UX/UI составляющей – это непосредственно повлияет на их восприятие сотрудниками. Весьма полезным в этом контексте становится проведение референс-визитов в организации, уже использующие анализируемый продукт – они позволяют получить живую обратную связь от пользователей.

4. Внедрение с последующей кастомизацией. 

Даже если система приобретается на рынке, это не значит, что ее не нужно будет дорабатывать – это мы уже успели разобрать в контексте WMS. Поэтому выделять ресурсы на собственную разработку всегда необходимо. Если вы будете полностью зависеть от внешнего поставщика, в какой-то момент потеряете возможность влиять на цены и сроки, устанавливаемые им. 

5. Измерение результата. 

Важно оценивать преобразования в соответствии с экономическим успехом, который они приносят. В этом могут помочь две ключевые метрики: доля операционных затрат в валовой прибыли и стоимость обработки одной единицы товара. Рост каждого показателя – сигнал к тому, что внедрения не идут бизнесу на пользу.

Леонид Телятников, директор по логистике, 
Никита Буртный, CIO 
маркетплейса для автобизнеса «Автостэлс».

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит