0/5
New Retail 105523, Москва, МКАД, 104-й км, д.8А, оф. 103 + 7 (903) 184-7006 Ритейл и биометрия: когда мы сможем совершать покупки без мобильных устройств и банковских карт Российский рынок биометрии относительно невелик: в этом году он может составить около 1% от общемирового. Какие барьеры сдерживают развитие технологии в России? И почему широкое распространение биометрических технологий неизбежно?
Ритейл и биометрия: когда мы сможем совершать покупки без мобильных устройств и банковских карт

Ритейл и биометрия: когда мы сможем совершать покупки без мобильных устройств и банковских карт

Ритейл и биометрия: когда мы сможем совершать покупки без мобильных устройств и банковских карт
время публикации: 10:00  07 июня 2021 года
Российский рынок биометрии относительно невелик: в этом году он может составить около 1% от общемирового. Какие барьеры сдерживают развитие технологии в России? И почему широкое распространение биометрических технологий неизбежно?
Ритейл и биометрия: когда мы сможем совершать покупки без мобильных устройств и банковских картОдна из областей, в которой мы сможем вскоре увидеть, что биометрия интегрирована в нашу повседневность, — это сектор розничной торговли. Сегодня оплата покупки «одним взглядом — это не сюжет научно-фантастического фильма, а реальность. Покупателю достаточно просто посмотреть в камеру: биометрические данные могут быть привязаны к карте или счету владельца.

Алексей Новиков, технический директор компании Axoya, разработчика смарт-устройств, систем идентификации и видеоаналитики, рассказал, когда мы сможем делать покупки без мобильного устройства и банковских карт, а также кому и зачем это нужно.


Биометрия — технология будущего?

Биометрия — это наглядный и крайне важный этап внедрения искусственного интеллекта в нашу жизнь. Современный глобальный рынок биометрических технологий имеет положительную динамику развития. Согласно отчету компании Goode Intelligence (США), к 2023 году количество пользователей биометрических платежей может превысить 2,6 миллиарда. Соответственно, вырастет и доля биометрического оборудования в потребительском сегменте: в этом году прогнозируется рост до 70%.

Сейчас во всем мире чаще всего используются отпечатки пальцев — примерно в половине случаев применения биометрии. Второй по популярности параметр — это биометрия лица: на это приходится 23% всех технологических решений. Но ситуация постепенно меняется. Скоро лидирующие позиции может занять распознавание по радужной оболочке глаза: по предположениям экспертов, доля рынка в этой области способна расти примерно на 22% каждый год. Метод, основанный на идентификации по отпечаткам пальцев, напротив, может начать терять популярность и замедлить свой рост.


А что в России?

Стабильное увеличение объема рынка биометрических систем отмечается во всем мире, в том числе и в России. Однако, следует отметить, что российский рынок биометрии относительно невелик: в этом году он может составить около 1% от общемирового.

Что еще отличает рынок биометрических технологий в нашей стране? Распознавание отпечатков пальцев составляет примерно 29% и не является доминирующим. В России для распознавания чаще всего используется изображение лица, что связано с постепенным формированием единых источников данных масштаба страны и особенностями новой паспортной системы РФ.


Что мешает внедрению биометрии?

Назовем причины, по которым российский рынок биометрии отстает от мирового.

Прежде всего, это отсутствие полноценной единой базы биометрических данных, недостаточность методик и компаний для сертификации специального оборудования. 

О начале разработки «Единой биометрической системы» (ЕБС) было заявлено пять лет назад. И здесь возникли сложности со сбором биометрических данных. Среди основных причин — отсутствие понятной и прозрачной повестки для людей. По мнению граждан, высокие риски сочетаются с небольшим количеством доступных услуг. Сейчас, по разным данным, в «Единой биометрической системе» хранится от 170 000 до 260 000 биометрических «слепков».

Также можно говорить о проблемах недостаточной адаптации и использования международных стандартов и зачастую недостаточном качестве или функциональной полноте конечного продукта, несмотря на высокий уровень биометрических технологий. Так, отсутствие или несоблюдение единых стандартов может стать причиной различных ошибок при использовании биометрических данных. 

Международные критерии нужны для того, чтобы сделать биометрию эффективной и безопасной, а также уменьшить стоимость разработки систем. Стандарты касаются того, как снимать, обрабатывать, хранить и использовать биометрические данные, а также как тестировать технологии.
 
Однако проблемы внедрения биометрии касаются не только России, но и отрасли в целом. Так, один из основных барьеров быстрого и повсеместного внедрения биометрии — это обеспечение безопасности. Нельзя поспорить с тем, что абсолютно любые данные можно украсть, и биометрические — не исключение. Поэтому главная задача — не только максимально усилить меры безопасного хранения, но и защитить данные от неправомерного использования при утечке. 

Биометрия должна храниться в виде числового кода, который не позволит вору проводить любые операции. В свою очередь организация, хранящая данные, в случае кражи сможет просто изменить алгоритм кода.

Ритейл и биометрия: когда мы сможем совершать покупки без мобильных устройств и банковских карт


Почему биометрия — это удобно?

Биометрические технологии — одни из самых быстрых, простых и экономически эффективных решений в области эффективности розничных продаж. И вот почему.

● Биометрия для клиентов упрощает процесс оплаты товаров и делает его значительно быстрее и надежнее по сравнению с другими способами. Использование биометрических данных может сократить время оплаты в несколько раз, уменьшив его до 2–3 сек.

● На кассах очереди станут меньше, а персональные предложения и бонусы программ лояльности смогут быть применены автоматически, что сделает покупательский опыт еще более позитивным.

● Покупатель не может «забыть» биометрию дома, в отличие от банковской карты, смартфона или карты лояльности.

● Отдельно следует отметить удобство и гигиеничность бесконтактных методов, например, распознавания радужки и лица. Эти способы представляются особенно важными в период пандемии коронавируса. И если для того, чтобы «заплатить лицом», иногда нужно снять маску, то с распознаванием радужной оболочки глаза таких нюансов нет, что, безусловно, очень удобно.


Биометрия и «умные» устройства

Современный тренд — использование биометрических технологий в связке с «умными» (смарт) устройствами — специальным оборудованием, которое создано “с прицелом” на работу с биометрией и умеет исключительно быстро и эффективно обрабатывать биометрические данные.

Поиск покупателя в базе данных размером в сотни миллионов лиц для такого устройства — дело менее, чем одной секунды. При этом не нужно ждать отклика удаленного сервера, обрабатывающего ваши данные, — все предварительные вычисления производятся «на месте», и главный сервер лишь выдает разрешение на совершение операции.

Давайте представим себе, что «умные» устройства стали действительно умными и привычными нам и мы решили им в достаточной мере доверять. Получится, что, например, для совершения покупки достаточно просто прийти в магазин, выбрать необходимые товары и спокойно отправиться с ними домой, или встретить службу доставки и получить свой заказ. После проверки и подтверждения ваших биометрических данных все необходимые расчетные операции будут совершены автоматически. 




Читайте также: 5 причин, по которым ритейлеры отказываются от биометрии (и теряют деньги)




Когда уже можно будет оставить карту дома?

Сделать это можно уже сегодня, в зависимости от того, в какой магазин вы направляетесь. В России в магазинах некоторых крупных торговых сетей можно расплатиться при помощи биометрических данных, и этот список будет постепенно расширяться. Например, такая возможность есть у клиентов ряда супермаркетов «Перекресток» и «Магнит».

Конечно, процесс внедрения любой новой технологии занимает определенное время. Динамичное и устойчивое развитие рынка биометрии позволяет сделать вывод, что совершать покупки с использованием искусственного интеллекта мы сможем в обозримом будущем практически повсеместно, сроки внедрения будут разными по миру, в некоторых странах мы увидим ощутимые изменения в ближайшие 3-5 лет. Уже в течение 2021 года планируется расширение сетей и магазинов, которые будут применять биометрию. Например, к началу лета «Магнит» собирается ввести оплату по биометрическим данным более чем в ста магазинах Москвы и Краснодара. В этом году предполагается дальнейшее внедрение биометрии в сети «Перекресток» и «Пятерочка».

Скорость и эффективность внедрения перспективной технологии будет зависеть от таких факторов, как:

● обеспечение надежной и беспроблемной идентификации при совершении оплаты;
● минимизация рисков, связанных с возможным мошенничеством;
● государственное регулирование;
● стандартизация алгоритмов и технологий;
● создание масштабной единой биометрической системы;
● готовность людей сдать биометрические данные и доверять биометрическим системам.

Алексей Новиков, 
технический директор компании Axoya.

Для New Retail.


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности