0/5

«Шазам для бизнеса»: как с помощью технологий ритейл может избежать штрафов за фоновую музыку

«Шазам для бизнеса»: как с помощью технологий ритейл может избежать штрафов за фоновую музыку
время публикации: 10:00  28 июня 2023 года
В ритейле распространена такая проблема: персонал может убавить или полностью отключить музыкальное сопровождение в торговом зале, а также сменить специально подобранную для бренда лицензионную музыку на произвольный контент. Почему такие нарушения приводят к имиджевым и финансовым рискам, и какие технологии могут их предотвратить?
«Шазам для бизнеса»: как с помощью технологий ритейл может избежать штрафов за фоновую музыку


Рассказывает руководитель, музыкального сервиса фоновой музыки для бизнеса Cubic Music Дмитрий Яковлев




Фоновая музыка в бизнесе – инструмент повышения продаж или причина финансовых потерь


Комфортная атмосфера в ресторанах, розничных магазинах и торговых центрах помогает посетителю делать покупки или проводить время с удовольствием, а бизнесу — развиваться. И музыкальное сопровождение уже давно играет в этом важную роль.

Фоновая музыка является частью маркетинговой стратегии — то, как звучит бизнес, напрямую влияет на эмоции и лояльность целевой аудитории. Звуковой маркетинг может увеличить запоминаемость бренда на 96% по сравнению с одним только визуальным брендингом. 

По статистике Cubic Music, около 90% малых и крупных российских компаний используют фоновую музыку, признавая ее важность для развития бизнеса. Это не просто тренд, а действенный способ создать положительный образ бренда и повысить продажи. 

Однако нарушения в проигрывании музыки могут негативно сказаться на имидже компании, а также привести к серьезным финансовым потерям. Так, в ритейле сотрудники в точках продаж могут уменьшить громкость музыки, выключить ее или запустить свой плейлист вместо специально подобранного. Такие непредвиденные ситуации несут в себе высокие риски для компании. 

Отследить соблюдение всех правил особенно трудно в крупных сетях. Представьте реальную ситуацию, когда у федерального продуктового ритейлера с тысячами магазинов по всей России в двухстах точках по факту может не играть вообще ничего. Это пример очень масштабной проблемы.

При этом она касается и меньших бизнесов — небольших сетей и единичных точек без отлаженной системы контроля музыкального контента. Отслеживать вручную каждое место невозможно. А контролировать, какая музыка и с какой громкостью фактически звучит во всех торговых помещениях, необходимо в реальном времени.


 

Имиджевые и маркетинговые риски


Любое изменение музыки сотрудниками магазина или персоналом кафе может привести к маркетинговым и имиджевым рискам. 

1. Изменение в уровне громкости

 
Для формирования нужного образа бренда и повышения лояльности клиентов важно, чтобы в торговых точках звучал одинаковый контент с одинаковой громкостью. Громкая музыка часто раздражает, но выбирать товар или пить кофе в гнетущей тишине тоже некомфортно: отсутствие звука создает неприятную атмосферу, посетители начинают прислушиваться к разговорам, посторонним шумам и в целом чувствовать себя неуютно. 

На практике изменение громкости музыки персоналом может привести и к тому, и к другому, а значит, клиент останется недовольным. 

Наиболее ярким негативным примером является ситуация, когда в конце рабочего дня сотрудники готовят магазин или кафе к закрытию, снижая громкость звукового сопровождения и как бы намекая посетителям о скором закрытии. Если персонал тем самым хочет побыстрее освободиться, то посетители в этом считывают низкую клиентоориентированность, желание побыстрее от них избавиться.

2. Смена музыкального контента


Случается, что вместо специально подобранной для бренда музыки персонал включает свою. Это может быть собственный плейлист сотрудника со стримингового сервиса, скачанная из интернета музыка или радио. В такой ситуации может произойти резкая смена жанра, например, вместо лаунжа в кафе вдруг зазвучит гангста-рэп или, что еще хуже, включится песня с ненормативной лексикой и темами насилия в тексте. Представляете такой неэтичный момент в детском магазине? 

От подобных ошибок страдает репутация бренда. В современных реалиях приходится учитывать еще один нюанс — музыкальные произведения иностранных агентов могут оказаться чувствительными для посетителей. 

Получается, что выбранные продавцом или менеджером зала композиции могут не только не устроить посетителей, но и сформировать неверное впечатление о бренде. А радио будет транслировать рекламу чужих брендов, в том числе конкурентов. Вряд ли собственник бизнеса захочет, чтобы на его территории кто-то рекламировался бесплатно.

3. Изменение в качестве звука

 
При создании фоновых плейлистов музыкальные редакторы выравнивают разные треки по громкости и другим звуковым характеристикам, что делает переходы между композициями плавными. Таким образом, ритейлер получает откалиброванный по звучанию и жанру плейлист. При смене музыки на произвольный контент будет происходить потеря качества звучания, а также будут возникать неприятные для слуха резкие перепады звука, которые вызывают дискомфорт у посетителей.

4. Рекламный ролик не прозвучал


Ритейлеры также несут ответственность перед рекламодателями за неправильное воспроизведение аудиорекламы, которая звучит на торговых площадях. Если рекламу плохо слышно или она исчезает из эфира вовсе в связи с изменением утвержденного контента, это может привести к серьезным претензиям со стороны рекламодателя.

«Шазам для бизнеса»: как с помощью технологий ритейл может избежать штрафов за фоновую музыку


Финансовые риски


Когда сотрудники меняют подготовленный для торговой точки плейлист на собственный, это грозит руководителям еще и прямыми финансовыми потерями. 

Музыкальные композиции защищены авторскими правами, которые принадлежат автору музыки и текста, и смежными правами исполнителя и звукозаписывающей компании. При использовании музыки в коммерческих целях за нее необходимо платить, в противном случае можно получить штраф от контролирующих организаций. В России защитой прав на музыку занимаются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). 

Обычно бизнес либо самостоятельно делает необходимые отчисления за использование музыки, либо сотрудничает со специальным музыкальным сервисом, например, таким как Cubic Music, который берет на себя отчисления или предлагает лицензионную авторскую музыку. Поэтому если персонал позволит себе произвольно выбирать контент из личной коллекции и любимого радио, это приведет к нарушениям, которые могут грозить ритейлеру штрафом до 5 миллионов рублей согласно статье 1301 ГК РФ.

Важно, что использование стриминговых сервисов, таких как Яндекс.Музыка или Apple Music, также не защищает от штрафа. Эти сервисы предназначены только для личного некоммерческого использования, а значит, включать их в публичном заведении незаконно, даже если была оплачена подписка. Это указано в условиях использования сервисов.




Читайте также: Россияне назвали наиболее популярные каналы получения рекламной информации




Технологии решения


Как избежать этих рисков и возможных финансовых потерь, если у бизнеса 30+ торговых точек? Работа с персоналом — далеко не единственное и даже не основное решение. Выход — использование технологий, способных справиться с ситуацией до того, как появятся негативные последствия. Рассмотрим некоторые из представленных на рынке — от технологически простых к более сложным.

1. Мониторинг музыки


Существуют простые технологии, среди них, например, швейцарская Barix, которые отслеживают звук в торговых помещениях, но не распознают музыкальный контент, то есть они не смогут предупредить о смене плейлиста, если такое произойдет. Когда музыка прерывается или не играет совсем, система отправляет ритейлеру сигнал о неисправности. 

2. Динамическая регулировка


Некоторые технологии могут самостоятельно регулировать громкость звука в зависимости от уровня шума в окружающем пространстве. Например, в случае, когда кафе или торговый центр наполняется посетителями и поднимается уровень голосового шума, громкость фоновой музыки автоматически увеличивается. То есть гости заведений, покупатели в магазине вне зависимости от уровня шума вокруг будут слышать фоновую музыку или проморолики. Соответственно, если торговый зал или ресторан пустеет, оставшиеся гости могут провести время с комфортным уровнем громкости в помещении и не перекрикивать друг друга. Такие решения широко используются крупнейшими мировыми брендами, например, Starbucks и McDonald's. 

3. Шазам для бизнеса


Для решения задачи контроля над аудио контентом, который звучит в торговом или прочем помещении, привлекли нейросети. Они способны распознавать музыку, выделяя ее из общего шума. Нейросети не только определяют трек, как это делал Shazam, но и следят за уровнем громкости, устанавливая максимально комфортные значения, а также мониторят аудио-рекламу, отслеживая частоту воспроизведения и автоматически формируя отчеты для рекламодателей. 

В России технология пока используется не очень активно. Её тестировал бренд магазинов одежды и аксессуаров O'STIN и будет масштабировать ее на всю свою сеть. 

На первом этапе тестирования проверялось штатное состояние решения: когда в магазине играет согласованный музыкальный контент на нужном уровне громкости, система не давала ложных сигналов. На втором этапе симулировали три ситуации, чтобы выявить ошибки в реальном времени: выключили музыку, сделали звук тише, включили музыку, которая не должна играть в O'STIN. Во всех трех ситуациях система присылала соответствующие уведомления

***********

Технологии развивают бизнес, помогая компаниям сохранять клиентов и избегать рисков и потерь. Но технологии — это инструменты, а не решение проблем. Успех зависит от готовности компаний внедрять и использовать новшества в работе и способности понимать и удовлетворять потребности своих посетителей.

Дмитрий Яковлев,
руководитель, музыкального сервиса фоновой музыки для бизнеса Cubic Music

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит