Топ-10 технологических трендов для ритейла на 2022 год: Гиперавтоматизация
время публикации: 10:00 21 декабря 2021 года
Наступление нового года – время, когда нужно подводить итоги и размышлять о том, куда двигаться дальше в развитии бизнеса. Независимый эксперт по инновациям в ритейле, Борис Агатов, и основатель Fabrique.ai Сергей Кедров продолжают разбирать 10 самых горячих технологических трендов, которые будут определять ритейл в наступающем году и в ближайшей перспективе. В основу размышлений экспертов вошел рейтинг технологий, составленный американским агентством Gartner.
Ранее мы рассказывали о следующих трендах:● Генеративный искусственный интеллект (GENERATIVE AI)
● Единая ткань данных (Data Fabric)
● Сети безопасности (Cybersecurity Mesh)
● Территориально-распределенные предприятия (Distributed Enterprise)
Сегодня поговорим о Гиперавтоматизации. Что это такое? В чем ее отличие от уже привычной автоматизации? В чем ее важность для ритейла?
Мы далеко не всегда представляем себе, зачем тот или иной тренд, и что стоит за звонкими определениями, например, таким как «цифровая трансформация». Мы часто употребляем это понятие, но зачастую не можем сформулировать, а для чего она нам нужна. Получается либо слишком длинно, либо бессмысленно. А ведь суть любой технологической революции всего в двух действиях, и текущая четвёртая промышленная революция в этом ничем не отличается от свершившихся ранее.
Цифровая трансформация – это небольшая часть 4-й промышленной революции, она призвана оптимизировать бизнес-процессы, т.е. повысить их эффективность, отказаться от ненужных бизнес-процессов, внедрить новые более совершенные процессы. Всему этому способствует цифровизация (сбор и обработка данных).
Второй задачей цифровой трансформации является автоматизация процессов. Оказалось, что при помощи цифровых решений можно автоматизировать те процессы, которые ранее не были доступны для автоматизации. В первую очередь, это процессы среднего менеджмента, где высока доля интеллектуального труда и незначительная доля труд физическогоа, к примеру, бухгалтеры, маркетологи, логисты и т.п.
Если вы оглянетесь назад, то увидите, что все промышленные революции решали именно эти задачи: оптимизацию и автоматизацию, и новая трансформация в этом смысле не является исключением.
Что в понятие «гиперавтоматизации» вкладывает Gartner, и какими последствиями это грозит ритейлу?
Gartner отмечает три ключевых направления гиперавтоматизации:
● повышение качества работы;
● ускорение бизнес-процессов;
● повышение гибкости принятия решений.
В ритейле сейчас встретились два мира: цифровой в виде маркетплейсов и, назовём его «аналоговый», в виде тралиционных офлайн магазинов. Оба мира стремятся к взаимопроникновению, и цифровой мир заставляет меняться аналоговый в соответствии со своими правилами.
Гиперавтоматизация в этом процессе имеет ключевое значение.
Повышение качества работы в ритейле – это уровень обслуживания потребителя и качества продуктов, автоматизация контроля качества при помощи инструментов IT позволяет добиться повышения качества. К примеру, контроль при помощи электронных чек-листов позволяет поднять уровень лояльности на 7% за счёт более чёткого исполнения предписаний. Обратите внимание, насколько автоматизирован труд в новой экономике: работа очень упрощена для сотрудника, и это позволяет её легче контролировать со стороны компании, а с другой стороны работнику легче выполнять задачи.
Скорость обработки данных и возможность ускорить процессы более чем в 10 раз – это то, что и называется гиперавтоматизацией.
Контроль качества продуктов, товаров может быть автоматизирован на всей цепочке производства, и это может быть независимый объективный цифровой контроль. До цифровизации создать такую автоматизированную систему контроля качества не представлялось возможным. И сейчас это остается задачей непростой, но средства доступные ритейлерам уже помогают к ней приблизиться вплотную, и здесь автоматизация переходит на новый уровень, на уровень гиперавтоматизации контроля качества.
Ритейл оказался в непростой ситуации, когда скорость стала иметь решающее значение. Многие ломают голову – почему вдруг потребитель стал так ценить скорость. Ведь и раньше для потребителей скорость имела значение, но он вполне мог мириться с такими вещами как ожидание заказа в течение нескольких дней или даже недели.
Еще 5-10 лет назад скорость не имела решающего значения в конкурентной борьбе за потребителя. Что же произошло за эти последние годы? В чём же причина взрывного роста интереса потребителя к скорости?
Все объясняется просто, – цифровизация принесла нам взрывной рост эффективности бизнес-процессов и это, среди прочего, отразилось и на сокращении времени доставки товаров. Сейчас потребитель может потратить времени на поход в офлайн магазин гораздо больше, чем на шопинг в интернете.
Так, к примеру, сервисы экспресс-доставки обещают доставить товар в течение 10–15 минут. Даже, если потребитель пойдет в магазин, который расположен рядом с его домом, и даже, если магазин находится в соседнем подъезде, то он точно потратит там больше 15 минут, а поездка в гипермаркет будет ему стоить потери около 3 часов. В то время, как вся покупка в интернет-магазине с оформлением заказа и его получением вряд ли займёт более 30 минут (мы не берём в расчёт ожидание курьера, т.к. в это время потребитель может заниматься своими делами).
Время получения товара сократилось почти в 12 раз, и эта разница не может быть не замечена потребителем.
Гиперавтоматизация помогает добиться преимущества там, где бизнес-процессы стагнировали многие годы. К примеру, приёмка товара. Если мы внедряем RFID метки, то приёмка и отгрузка превращается в процесс, который проходит со скоростью звука. Мы можем для инвентаризации подключить машинное зрение, и это тоже ускорит процесс. Таких примеров мы можем привести множество, и обратите внимание, – эти автоматизированные процессы намного превосходят то как раньше они выполнялись. Скорость обработки данных и возможность ускорить процессы более чем в 10 раз – это то, что и называется гиперавтоматизацией.
Гибкость принятия решений при гиперавтоматизации возрастает также кратно. Во-первых, автоматизируется подготовка решения, т.е. автоматизированная оценка сложившейся ситуации, просчёт возможных вариантов принятия решения поможет менеджеру выбрать из нескольких оптимизированных вариантов наиболее подходящий. Вообще, многие работы по принятию решений будут оптимизированы и будут вполне подходить под понятие гиперавтоматизации.
Читайте также: Ритейл жив? Тренды и технологии, которые изменят отрасль
Почему ещё гиперавтоматизация так гиперактуальна?
Все отрасли столкнулись с нехваткой персонала, часть профессий практически невозможно на этом этапе автоматизировать или заменить робототехникой, к примеру, продавец, мерчандайзер, уборщица, грузчик и т.п., но можно часть их функций автоматизировать и тем самым повысить их производительность существенным образом, тем самым, сократив необходимость увеличения штата.
Пожалуй, гиперавтоматизация – самое большое поле для оптимизации бизнес-процессов на ближайшие 10 лет.
* * *
В следующих статьях мы разберём еще несколько трендов на 2022:1. Нативные облачные платформы (Cloud-Native Platforms (CNPs)
2. Наука о принятии решений (Decision Intelligence)
3. Составные приложения (Composable Applications)
4. Технологии, повышающие приватность вычисления (Privacy-Enhancing Computation, PEC)
5. Практическое внедрение искусственного интеллекта (AI Engineering)
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...