10 горячих технологических трендов на 2022 год в ритейле: территориально-распределенные предприятия (Distributed Enterprise)
время публикации: 10:00 15 декабря 2021 года
В преддверии нового 2022 года эксперты разбирают 10 самых горячих технологических трендов, и рассказывают о том, каким образом их использование поможет ритейлу сделать свои бизнес-процессы более эффективными. Сегодня поговорим о том, почему территориально-распределенные предприятия являются точкой роста бизнеса.
В предыдущих статьях цикла «Топ-10 горячих технологических трендов в ритейле» Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле и Сергей Кедров, основатель Fabrique.ai, рассказали о трёх технологиях, на которые передовые игроки рынка уже делают ставку.В их числе Генеративный искусственный интеллект (GENERATIVE AI), Единая ткань данных (Data Fabric) и Сети безопасности (Cybersecurity Mesh).
Список десяти важнейших технологических трендов сформирован Gartner – крупнейшим агентством, консультирующим компании во всем мире, в числе которых и крупнейшие игроки российского рынка.
А теперь к тренду Distributed Enterprise
Сетевой ритейл встретил пандемию с густонаселёнными центральными офисами и распределёнными территориальными подразделениями. Казалось бы, что удивить ритейл сложно чем-то в этом смысле, но оказалось, что буквально за несколько месяцев вопрос удалённой работы для всех, включая и центральный офис, стал не просто актуальным, а вопросом выживания.
Оказалось, что распределённая работа — это не наказание для компании во время пандемии, а точка роста. По прогнозам Gartner, в 2023 году доходы 75% работающих по такой модели предприятий будут расти на 25% быстрее, чем у их конкурентов. Удаленные или гибридные модели все более популярны, а традиционный формат работы из офиса становится всё менее актуальным.
Мы подходим уже к третьему году пандемии, и стало очевидно, что новая форма удалённой, распределённой работы прижилась. Для нормального функционирования удаленного офиса появились довольно надёжные средства. Если раньше назначение встречи в офисе было сопряжено с бронированием переговорной, то сейчас можно за несколько минут поменять несколько платформ для видео конференций и быстро решить все вопросы.
Разговоры, о том, что «я не чувствую собеседника, поэтому не могу общаться в онлайне», постепенно сходят на нет, и всё больше людей готовы принять гибридную или полностью удалённую работу.
Следующим, кого затронет концепция территориально-распределенные предприятий, будут несомненно, производства товаров широкого потребления и продуктов питания. И к этому есть все предпосылки. Новая экономика маркетплейсов требует мелких партий, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы небольших групп потребителей. Маркетплейсы, как никто другой в ритейле способны подстраиваться под индивидуальные потребности покупателя, у них для этого всё есть: накопленные данные о покупках, возможность перестраивать интернет-витрину в соответствии с предпочтениями каждого потребителя, тем самым усиливая персонализированный подход.
Но сейчас большие и средние предприятия тяготеют к выпуску крупных партий товаров. Скорее всего, благодаря IT решениям, мелкие производители будут объединяться на нескольких платформах, через которые можно будет заказать изготовление товаров. В таком объединении, скорее всего будут участвовать не сами юридические лица мелких производителей, а их средства производства.
Можно привести в пример такси: у платформы договор не с таксопарком, а с водителем и, грубо говоря, с его автомобилем. Так и заказчики нуждаются не в самом юридическом лице, а в его средствах производства. Это, конечно, совершенно иного уровня будут производства и они, конечно, будут распределёнными.
Читайте также: Что такое «метавселенная», и какие она таит угрозы и возможности
Какие новые задачи встают при таком развитии событий?
Это в первую очередь обеспечение безопасности такой удалённой работы. В статье про тренд, который касался «сети безопасности» (Cybersecurity Mesh), мы же затрагивали эту тему, и рассказывали о том, как эта задача будет решаться в скором времени.
А вот что делать в этом смысле с культурой компании, когда часть сотрудников находится в других городах. По всей видимости эту задачу будут решать уже в среде «метавселенной», когда погружение будет более полным, чем сейчас. Это позволит поддерживать высокий уровень корпоративного взаимодействия и корпоративной культуры.
Главное понимать, что распределённая работа – это не только распределённые сотрудники, но и потребители. Мы сможем встретить более состоятельных покупателей там, где раньше не ожидали, они будут на дачах, в других городах, и они создадут новую прослойку в старых локациях.
Но самое важное, что эффективность распределённых команд не только не падает, а динамично растет, а значит, этот тренд нужно срочно осваивать и внедрять.
* * *
В следующих статьях мы расскажем о следующих трендах.1. Нативные облачные платформы (Cloud-Native Platforms (CNPs)
2. Наука о принятии решений (Decision Intelligence)
3. Составные приложения (Composable Applications)
4. Гиперавтоматизация (Hyperautomation)
5. Технологии, повышающие приватность вычисления (Privacy-Enhancing Computation, PEC)
6. Практическое внедрение искусственного интеллекта (AI Engineering)
7. Всеобъемлющий пользовательский опыт (Total Experience, TX)
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле и
Сергей Кедров, основатель Fabrique.ai.
Для NEW RETAIL
0