Трансформация операционной цепочки FMCG дистрибьюции: от отдела продаж и склада до доставки и клиента

время публикации: 10:00 25 июля 2025 года
@Freepik
Исследование Relog выявило, что примерно половина FMCG-компаний сталкиваются с регулярным невыполнением планов продаж своими торговыми представителями, что напрямую отражается на отгрузках. Более трети организаций испытывают сложности из-за высокой текучести кадров: опытные сотрудники покидают компании, а новички не успевают адаптироваться, что ведет к снижению качества обслуживания клиентов.
Одной из наиболее эффективных практик для решения этих проблем становится цифровизация процессов продаж. 42% участников рынка активно внедряют мобильные CRM-системы и GPS-трекинг, позволяющий контролировать перемещения торговых представителей и своевременно корректировать их маршруты.
Также становится популярной Census-аналитика, помогающая выявлять и оперативно включать в рабочие маршруты неохваченные торговые точки. Благодаря таким инструментам эффективность работы торговых команд значительно возрастает, снижаются затраты на рутинные операции.
Relog маршрутизация выявила, что 73% компаний считают низкую квалификацию складского персонала основной причиной ошибок и задержек в обработке заказов. Из-за устаревших методов работы склады часто становятся «узким местом» цепочки поставок.
55% опрошенных выделили автоматизацию складских процессов как основной тренд ближайших лет. Внедряются современные WMS-системы, системы голосового отбора, автоматизированные конвейеры и роботизированные комплексы. Около трети участников отмечают необходимость интеграции складских систем (WMS) с другими цифровыми платформами, такими как ERP и TMS, для обеспечения сквозной прозрачности данных от сбора заказа до его отгрузки.


Практические примеры показывают, что компании, внедрившие подобные решения, сократили время на сборку заказов на 20% и почти полностью исключили ошибки комплектации.
На этапе доставки 59% респондентов отмечают, что до сих пор используют ручное планирование маршрутов, что приводит к неэффективным перевозкам и высоким затратам. 45% жалуются на отсутствие онлайн-контроля за машинами после отправления в рейс.
Для решения этих проблем компании всё чаще используют специализированные TMS-системы с функцией автоматической маршрутизации. По данным Relog, инвестиции в подобные решения позволяют значительно оптимизировать маршруты, сократить расходы на топливо и увеличить загрузку транспорта. Также активно внедряются мобильные приложения для водителей, обеспечивающие онлайн-контроль и прозрачность операций на последней миле.

Другой важный тренд – улучшение уровня сервиса (SLA). Компании начали отслеживать показатели своевременности и точности доставок, вводят системы обратной связи и оценки удовлетворённости клиентов, что ранее было характерно только для B2C-сектора.
Ключевыми проблемами на этапе взаимодействия с клиентами остаются задержки оплаты, постоянные изменения в клиентской базе и ошибки в клиентских данных (дублирование точек, неточности в адресах). Эти факторы затрудняют планирование и выполнение доставки.
Современные компании переходят на омниканальный подход, сочетая офлайн-визиты с цифровыми каналами: мобильные приложения, личные кабинеты, мессенджеры и чат-боты. Кроме того, активно внедряются CRM- и CDP-системы, позволяющие централизованно вести клиентскую базу и персонализировать взаимодействие с каждой точкой.
Также набирают популярность индивидуальные и подписные модели обслуживания клиентов, направленные на укрепление долгосрочных отношений и повышение предсказуемости заказов.
Читайте также: Ведущий конкурентный инструмент в логистике: инновации, которые спасают бизнес от застоя
На текущий момент лишь 20% компаний используют AI-решения для управления доставкой и складами. Однако отрасль проявляет интерес к таким технологиям, как динамическая оптимизация маршрутов, предиктивное обслуживание транспорта и интеллектуальное управление запасами. По прогнозам компании Relog, массовое внедрение AI-инструментов ожидается в течение ближайших пяти лет, что поможет FMCG-компаниям существенно повысить эффективность и снизить затраты.
Несмотря на сохраняющиеся барьеры в виде высоких затрат на внедрение технологий и сопротивления персонала изменениям, цифровая трансформация операционной цепочки FMCG становится неизбежной. По данным исследования Relog, компании, успешно внедряющие цифровые инструменты и интегрирующие их в сквозные процессы, получают значительное конкурентное преимущество. Эффективная цифровизация позволяет не только оптимизировать затраты и повышать качество сервиса, но и превращать логистику из затратного подразделения в стратегический актив, напрямую влияющий на удержание и лояльность клиентов.
Современная логистика FMCG-компаний переживает этап комплексной цифровой трансформации, направленной на повышение эффективности каждого звена операционной цепочки: от работы торговых команд до доставки товара конечным клиентам. Какие проблемы пока сохраняются, а какие перемены в числе позитивных?
Согласно исследованию, проведённому компанией Relog (разработчик программы для автоматического планирования маршрутов доставки), ключевыми проблемами остаются человеческий фактор и недостаточная цифровизация, однако наблюдаются позитивные изменения и новые тенденции.Проблемы и цифровые решения на этапе работы торговых команд
Исследование Relog выявило, что примерно половина FMCG-компаний сталкиваются с регулярным невыполнением планов продаж своими торговыми представителями, что напрямую отражается на отгрузках. Более трети организаций испытывают сложности из-за высокой текучести кадров: опытные сотрудники покидают компании, а новички не успевают адаптироваться, что ведет к снижению качества обслуживания клиентов.
Одной из наиболее эффективных практик для решения этих проблем становится цифровизация процессов продаж. 42% участников рынка активно внедряют мобильные CRM-системы и GPS-трекинг, позволяющий контролировать перемещения торговых представителей и своевременно корректировать их маршруты.
Также становится популярной Census-аналитика, помогающая выявлять и оперативно включать в рабочие маршруты неохваченные торговые точки. Благодаря таким инструментам эффективность работы торговых команд значительно возрастает, снижаются затраты на рутинные операции.
Складская логистика: автоматизация и интеграция как приоритет
Relog маршрутизация выявила, что 73% компаний считают низкую квалификацию складского персонала основной причиной ошибок и задержек в обработке заказов. Из-за устаревших методов работы склады часто становятся «узким местом» цепочки поставок.
55% опрошенных выделили автоматизацию складских процессов как основной тренд ближайших лет. Внедряются современные WMS-системы, системы голосового отбора, автоматизированные конвейеры и роботизированные комплексы. Около трети участников отмечают необходимость интеграции складских систем (WMS) с другими цифровыми платформами, такими как ERP и TMS, для обеспечения сквозной прозрачности данных от сбора заказа до его отгрузки.


Практические примеры показывают, что компании, внедрившие подобные решения, сократили время на сборку заказов на 20% и почти полностью исключили ошибки комплектации.
Доставка и транспорт: от ручного управления к интеллектуальной маршрутизации
На этапе доставки 59% респондентов отмечают, что до сих пор используют ручное планирование маршрутов, что приводит к неэффективным перевозкам и высоким затратам. 45% жалуются на отсутствие онлайн-контроля за машинами после отправления в рейс.
Для решения этих проблем компании всё чаще используют специализированные TMS-системы с функцией автоматической маршрутизации. По данным Relog, инвестиции в подобные решения позволяют значительно оптимизировать маршруты, сократить расходы на топливо и увеличить загрузку транспорта. Также активно внедряются мобильные приложения для водителей, обеспечивающие онлайн-контроль и прозрачность операций на последней миле.

Другой важный тренд – улучшение уровня сервиса (SLA). Компании начали отслеживать показатели своевременности и точности доставок, вводят системы обратной связи и оценки удовлетворённости клиентов, что ранее было характерно только для B2C-сектора.
Взаимодействие с B2B-клиентами: омниканальность и персонализация
Ключевыми проблемами на этапе взаимодействия с клиентами остаются задержки оплаты, постоянные изменения в клиентской базе и ошибки в клиентских данных (дублирование точек, неточности в адресах). Эти факторы затрудняют планирование и выполнение доставки.
Современные компании переходят на омниканальный подход, сочетая офлайн-визиты с цифровыми каналами: мобильные приложения, личные кабинеты, мессенджеры и чат-боты. Кроме того, активно внедряются CRM- и CDP-системы, позволяющие централизованно вести клиентскую базу и персонализировать взаимодействие с каждой точкой.
Также набирают популярность индивидуальные и подписные модели обслуживания клиентов, направленные на укрепление долгосрочных отношений и повышение предсказуемости заказов.
Читайте также: Ведущий конкурентный инструмент в логистике: инновации, которые спасают бизнес от застоя
Перспективы внедрения искусственного интеллекта
На текущий момент лишь 20% компаний используют AI-решения для управления доставкой и складами. Однако отрасль проявляет интерес к таким технологиям, как динамическая оптимизация маршрутов, предиктивное обслуживание транспорта и интеллектуальное управление запасами. По прогнозам компании Relog, массовое внедрение AI-инструментов ожидается в течение ближайших пяти лет, что поможет FMCG-компаниям существенно повысить эффективность и снизить затраты.
Несмотря на сохраняющиеся барьеры в виде высоких затрат на внедрение технологий и сопротивления персонала изменениям, цифровая трансформация операционной цепочки FMCG становится неизбежной. По данным исследования Relog, компании, успешно внедряющие цифровые инструменты и интегрирующие их в сквозные процессы, получают значительное конкурентное преимущество. Эффективная цифровизация позволяет не только оптимизировать затраты и повышать качество сервиса, но и превращать логистику из затратного подразделения в стратегический актив, напрямую влияющий на удержание и лояльность клиентов.
Обзор подготовлен аналитиками компании Relog.
Эксклюзивно для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Кейс GBS: как комплексное логистическое решение помогло Ozon запустить продажу т...
-
Понять свое место: как с помощью отзывов проанализировать конкурентов по индустр...
-
Логистика из Австралии и Новой Зеландии в Россию: есть ли развитие у этого напра...
-
Покупаю не вещь, а вайб: настроение покупателя как часть новой «покупательской л...
-
Трансформация операционной цепочки FMCG дистрибьюции: от отдела продаж и склада ...