0/5

300 курьеров: Delivery Club и проблема «маленького» человека

300 курьеров: Delivery Club и проблема «маленького» человека
время публикации: 10:00  08 июля 2020 года
Обидно получилось, вот как на зло, – только отгремели фанфары и восторги благодарных покупателей по поводу открытия памятника курьерам, как вдруг такой некрасивый скандал…
Он, конечно, не «вдруг», и, оказывается, практически параллельно шли два противоположно заряженных процесса: создание концепции монумента «тем, кто сделал самоизоляцию возможной» – первого в мире памятника сотрудникам служб доставки, и удержание кровно заработанных денег как раз за последние два месяца, – дни максимальной нагрузки, и максимальной же социальной значимости курьерского труда. 

Напомним, что 3 июля в Москве состоялось открытие монумента, созданного объединенными усилиями группы креативных агентств Possible Group и игроков рынка ритейла и доставки: «Азбука Вкуса», Perekrestok.ru, Ozon, «Додо Пицца» и Delivery Club. Арт-объект установили в Москве на территории «Товарищества Рябовской Мануфактуры» в Холодильном переулке, дом 3, а автором работы стал художник-постановщик Алексей Гарикович, который известен своими креативными работами для FMCG-брендов.

Российские компании – лидеры российского e-commerce и foodtech – посчитали важным подчеркнуть большой вклад и людей других профессий, в частности, курьеров и работников служб доставки, которые на протяжении режима самоизоляции обеспечивали население всем необходимым, рискуя собственным здоровьем.  

«Только в Москве во время режима самоизоляции работало более 60 тысяч курьеров, в целом в России востребованность сервисов доставки выросла в десятки раз. В разных городах сейчас обсуждается установка монументов в честь врачей и волонтеров, а мы, в свою очередь, посчитали важным обратить внимание на труд тех, кто ежедневно продолжал развозить заказы, сделав режим самоизоляции возможным для  множества людей по всей стране», – выразили свои эмоции представители компаний, поддержавших проект. 

Не исключено, что открытие памятной фигуры и стало детонатором, запустившим протестную реакцию в сознании скромных 300 курьеров, которые терпели несправедливость два месяца, а пойти на баррикады решили, аккурат, после «торжества». Ну, представьте себе, Delivery Club со слезами на глазах открывают монумент, говорят хорошие слова, а в это же время их собственные курьеры, буквально, спят в парке и живут на хлебе с водой? Тут даже тихого и скромного курьера на велосипеде потянет петь Марсельезу и размахивать флагами. 

Курьеры Delivery Club объявили забастовку из-за долгов по зарплате

Ситуация достигла пика 7 июля, когда курьеры сервиса не только объявили забастовку, но и анонсировали акцию протеста, которая должна была пройти (и, судя по всему, пройдет) 9 июля в 15:00 перед зданием Mail Ru Group – владельца Delivery Club. Телеграм канал  профсоюза «Курьер», созданный активистами протестного движения, динамично пополняется новыми сочувствующими, а в Петербурге уже происходят одиночные пикеты в поддержку обиженных «ангелов самоизоляции».
 
300 курьеров: Delivery Club и проблема «маленького» человека

300 курьеров: Delivery Club и проблема «маленького» человека
Фото: Телеграм канал «Профсоюз курьер»

Во второй половине дня в пресс-службе сервиса сообщили о том, что выплаты курьерам начаты, и до конца среды все долги будут покрыты. В компании не преминули возможностью возмутиться поведением партнеров, которые нанимали курьерский персонал, и адрес которых теперь знают все – Москва, Звёздный бульвар, 21. По данным сервиса, это второстепенная логистическая компания, которая занимается трудоустройством лишь незначительной части курьеров. 

«Мы возмущены отношением логистического партнера к своим обязательствам, договор с ним находится в стадии расторжения», – сообщили в DC.

То ли сообщение компании бастующих не убедило после долгого ожидания, то ли курьеры вошли во вкус, но в 10 часов вечера в Телеграм канале активно звучали призывы присоединиться к митингу 9 июля, подкрепленные фото-доказательствами активной работы по расклеиванию соответствующих листовок. 


300 курьеров: Delivery Club и проблема «маленького» человека
Фото: Телеграм канал «Профсоюз курьер»

Эту инерцию можно понять. Ведь первые сообщения о притеснении курьеров появились еще в начале июня, тогда в социальных сетях сотрудники компании начали жаловаться на задержку зарплаты. В ситуацию вмешалась Прокуратура г. Москвы, и Савеловской межрайонной прокуратурой была инициирована проверка полученной информации. Сообщалось также, что при наличии оснований будет решен вопрос о принятии мер прокурорского реагирования. Однако прокурорской проверкой сыт не будешь, и, выждав месяц, работники доставки решили защищаться сами. 


Как не надо было?

Ситуация с 300 курьерами со стороны может показаться детской игрой в песочнице, – ну не заплатили скромным труженикам доставки их скромные деньги. В первый раз что ли? Именно, что маленьким людям, именно что небольшие деньги. И ситуация как раз показательна в том, что современные средства коммуникации с аудиторией, усталость от изоляции, теплое и зачастую даже душевное отношение  к курьерам (об этом говорит активность клиентов в контексте чаевых) стали благодатной средой для развития этой ситуации практически в общенациональном объеме. 

И критической ошибочной была выжидательная позиция сервиса, дескать, «стерпится, привыкнется». «Маленькие люди» умеют собираться в стаи и достаточно убедительно обращаться не только к сочувствующим, но и в авторитетные государственные органы.

Тем более неправильным в таком конфликте было пытаться запугать людей, которым, в сущности нечего терять. «Если вы планируете участвовать в забастовках, договор с вами будет расторгнут», – соответствующие скрины тут же были выложены в созданный Телеграм канал, и просмотрен более 1000 раз. Какой договор? Инициаторы таких силовых диалогов на самом деле думали, что бастующие переживают за сохранность трудовых отношений? Бессмысленно и взрывоопасно. 




Читайте также: Курьеры логистического партнера Delivery Club начали получать долги по заработной плате




Корень зла

Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» рассказывает о том, что лежит в основе подобных кадровых стратегий. 

«Очень многие крупные компании в сфере ритейла, туризма, гостиничного бизнеса, строительства, транспортно-логистических услуг используют посредников для найма, обучения и администрирования персонала. Когда речь идет о сотнях сотрудников с постоянным и очень высоким уровнем текучести, удобно нанять компанию-посредника, и  использовать ее для того, чтобы оградить материнскую компанию (часто брендовую, имеющую акции) от рисков. То есть вывести из зоны риска свои ресурсы, обезопасить  стоимость акций и сохранить деловую репутацию», – рассказывает Наталья, и называет три основные причины выбираемой кадровой стратегии. 

Причина первая – Администрирование. Это всегда хлопотно, утомительно. Процесс администрирования огромного количества персонала (а иногда это сотни, тысячи людей) всегда останется именно таким: тяжелым, сложным, очень стрессовым. И желание материнской компании снять с себя эту непроходящую боль вполне объяснимо и понятно.

Причина вторая  – бюджет ФОТ. Компания, выступающая в роли кадровой «прокладки», на своем уровне всегда имеет возможность оптимизировать затраты на заработную плату. Это система различных штрафов, недоплат, задержки выплаты зарплаты, всевозможные схемы оформления сотрудников, не всегда совпадающие с нормами российского законодательства.

Причина третья – риски. Компания-посредник принимает на себя риски, связанные с оформлением сотрудников и от своего имени разбирается с этой проблематикой. А ее обычно много. Это трудовые споры, претензии сотрудников, иногда даже судебные разбирательства и  иски, которые подают недовольные сотрудники. По сути это и есть основная задача компании-кадровой «прокладки»: принимать на себя все риски, весь негатив, работать с ним от своего имени, разбираться с государственными проверяющими органами и, тем самым, выводить из-под удара материнскую, крупную, брендовую компанию. 

Выполнив свою миссию, накопив к этому времени определенное количество негатива, как правило, компания-посредник закрывается. А на ее место приходит новая, чистая, незапятнанная компания-подрядчик, созданная ради выполнения тех же задач.

* * *

Интересно, что в случае с курьерами Delivery Club не сработала ни одна из трех причин. 300 курьеров вызвали и боль, и стресс, и удар по репутации, и даже ненужные коммуникации с проверяющими органами, а негатив не «осел» пылью на логистического партнера, а спустился облаком на уважаемый сервис. Ведь  как у Островского? – «и самого кроткого человека можно довести до бешенства», причем в условиях развитого интернета, о его бешенстве узнают миллионы. 

Примечание редакции: в пресс-службе сервиса сообщили, что до конца 8 июля все долги по заработной плате курьерам будут закрыты. Договор с логистическим оператором, допустившим такую ситуацию, будет расторгнут. 

Ольга Жукова
New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит