4 наболевших проблемы франчайзинга и как их избежать

время публикации: 10:00 07 апреля 2017 года
Несмотря на экономическую неопределенность в России, франчайзинговый рынок показывает устойчивость и рост. Франшиза, как способ развития бизнеса, имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относится возможность начать бизнес с высокой вероятностью успеха. В то же время ни одна франшиза не застрахована от рисков.

Мы выбрали четыре неочевидные проблемы, с которыми сталкиваются участники франчайзинговых отношений.
Франшизы - однодневки
По разным источникам в России функционирует от 1,5 до 2 тыс. франшиз. При этом, по оценкам экспертов, только 5% франшиз продаются по Договору коммерческой концессии. В остальных случаях франчайзер обходится клиентскими договорами поставки товаров и оборудования. Сопровождение, поддержку партнера такие договоры предполагают не всегда.
Одновременно растет число предприятий, оказывающих услуги по «упаковке» франшиз. Как правило, упаковка включает в себя:
- адаптацию бренд-бука
- разработку и оформление коммерческого предложения
- презентацию
- обучение отдела продаж
Паушальные взносы и роялти рассчитываются с позиции получения прибыли, а не оценки ценности бренда, объема франчайзингового пакета, уровня поддержки. Участвуя в таких проектах, предприниматели сильно рискуют: схемы ведения бизнеса не прошли проверку, экономика рассчитана на «глазок», у компании зачастую отсутствует инфраструктура и ресурсы для качественной поддержки партнеров. В итоге франчайзи терпят убытки.
Выход: избежать этих ошибок франчайзи поможет внимательно изучение информации о компании. Обязательно обратите внимание на срок и динамику развития сети по франшизе. Полезным будет общение с действующими франчайзи.
В глобальном плане очистить рынок от недоброкачественных франшиз помог бы закон, обязывающий компании, которые планируют развиваться по франшизе, пройти государственную проверку. Аналогичный закон показал свою эффективность в США.
Неоправданные ожидания
Итак, франшиза выбрана, документы подписаны, открыта первая точка. Франчайзи облегченно выдыхает, и готовится получать прибыль. Но все не так просто: на первых порах никакой прибыли не будет, скорее, придется дополнительно вкладывать деньги. А еще много-много работать.
Часто франшизу позиционируют, как покупку работы. И это правильный подход. Франчайзи при покупке франшизы оказывается в роли стажера в новой для него сфере: всегда есть к кому обратиться по возникшему вопросу, он может рассчитывать на поддержку, но нужно много работать. Его задача – разобраться в тонкостях процесса и пройти испытательный срок (выйти на окупаемость бизнеса).

Некоторые люди, покупая франшизу, уверены в том, что к ним будет приставлен куратор, который будет им рассказывать, как и что необходимо делать. Но большинство компаний так не делает – это слишком дорого и требует много ресурсов.
В идеальном варианте за франчайзи закрепляется менеджер, который предоставляет план развития проекта, определяет контрольные точки, помогает по конкретным вопросам.
В худшем – франчайзи получает в письменном виде регламенты и стандарты работы, в которых нужно самостоятельно разбираться. Предприниматель, который инвестирует в покупку франшизы, должен быть готов к такому повороту.
«Дохлая лошадь»
Бизнес по франшизе обеспечивает быстрый старт, снижает затраты на реализацию проекта, увеличивает шансы на выживаемость, но не гарантирует 100% успех. Даже если бизнес-схема франшизы работает, франчайзер оказывает качественное сопровождение и поддержку, а бренд известный и давно присутствует на рынке, риски, что бизнес не пойдет, всегда есть.
«Убить» бизнес может сам франчайзи, не следуя рекомендациям компании. Далеко не каждый способен управлять своим делом – можно сказать, что для этого нужна доля таланта. Еще одной причиной может стать нехватка инвестиций на первоначальном этапе. До выхода на операционную окупаемость франчайзи придется самому платить аренду, зарплату персоналу и т.д. Если партнер переоценит свои возможности, у него может попросту не хватить на это средств.
В любой крупной франчайзинговой сети есть партнеры, которые процветают, и есть те, кто находится на грани закрытия. Что делают большинство франчайзеров с последними? Поддерживают на плаву и пытаются всячески поддержать «дохлую лошадь».
Читайте также: Построение взаимоотношений между франчайзером и франчайзи
Все потому, что закрытые предприятия означают:
- Признание в том, что бизнес-схема сработает не на 100%
- Испорченная статистика открытий и закрытий
- Потеря территории
- Потеря небольшой, но прибыли, которая формируется за счет паушальных взносов, редких отгрузок.
Франчайзи должны отслеживать свои экономические показатели. Если выход на окупаемость сильно отстает от графика – проанализируйте причины и примите решение о дальнейшем развитии. Иногда закрыть бизнес – единственное верное решение.
Выход: предпринимателям, которые планируют купить франшизу, нужно обратить внимание на число закрытых предприятий. Если компания заверяет, что таковых нет, скорее всего, она лукавит.
Качестно или количество
В ходе построения франчайзинговой сети компания всегда ищет баланс между желанием развиваться быстро и политикой качественного отбора партнеров. Даже базовые требования к франчайзи – наличие собственных инвестиций и общий опыт ведения бизнеса, сильно сокращают список потенциальных партнеров. Тем не менее, компания должна продавать франшизу только в надежные руки. А франчайзи тщательно оценивать свои силы и возможности.
Полина Гришанкина, руководитель департамента франчайзинга
ГК «220 Вольт»
Справка о компании:
«220 Вольт» – федеральная сеть магазинов электроинструмента и оборудования и одноименный интернет-магазин, осуществляющий доставку во все регионы России, Белоруссии и Казахстана. Сеть объединяет более 220 собственных и франчайзинговых магазинов в России и Белоруссии. Сайт 220-volt.ru занимает 12 место в мире по траффику в категории «Home and garden» в рейтинге SimilarWeb. «220 Вольт» занимает 13 место в рейтинге самых дорогих компаний рунета по версии Forbes. Компания является членом АКИТ . Первый магазин по франшизе «220 Вольт» открыт в 2006 году, сегодня франчайзинговая сеть включает в себя 184 магазина.
0
Последние новости
Самое популярное
-
Что ожидать от маркетплейсов в 2025 году: на чем сконцентрируются крупнейшие тор...
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Тонкости фармацевтического маркетинга: о чем важно помнить, продвигая лекарствен...
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...
-
Всё, везде и сразу: по каким законам развивается многофункциональный (гибридный)...