0/5

4 наболевших проблемы франчайзинга и как их избежать

4 наболевших проблемы франчайзинга и как их избежать
время публикации: 10:00  07 апреля 2017 года
Несмотря на экономическую неопределенность в России, франчайзинговый рынок показывает устойчивость и рост. Франшиза, как способ развития бизнеса, имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относится возможность начать бизнес с высокой вероятностью успеха. В то же время ни одна франшиза не застрахована от рисков.
Франшиза «с душком»: 3 варианта, с которыми лучше не связываться




Мы выбрали четыре неочевидные проблемы, с которыми сталкиваются участники франчайзинговых отношений. 



Франшизы - однодневки

По разным источникам в России функционирует от 1,5 до 2 тыс. франшиз. При этом, по оценкам экспертов, только 5% франшиз продаются по Договору коммерческой концессии. В остальных случаях франчайзер обходится клиентскими договорами поставки товаров и оборудования. Сопровождение, поддержку партнера такие договоры предполагают не всегда.

Одновременно растет число предприятий, оказывающих услуги по «упаковке» франшиз. Как правило, упаковка включает в себя: 

  • адаптацию бренд-бука
  • разработку и оформление коммерческого предложения 
  • презентацию
  • обучение отдела продаж 

Паушальные взносы и роялти рассчитываются с позиции получения прибыли, а не оценки ценности бренда, объема франчайзингового пакета, уровня поддержки. Участвуя в таких проектах, предприниматели сильно рискуют: схемы ведения бизнеса не прошли проверку, экономика рассчитана на «глазок», у компании зачастую отсутствует инфраструктура и ресурсы для качественной поддержки партнеров. В итоге франчайзи терпят убытки.

Выход: избежать этих ошибок франчайзи поможет внимательно изучение информации о компании. Обязательно обратите внимание на срок и динамику развития сети по франшизе.  Полезным будет общение с действующими франчайзи.

В глобальном плане очистить рынок от недоброкачественных франшиз помог бы закон, обязывающий компании, которые планируют развиваться по франшизе, пройти государственную проверку. Аналогичный закон показал свою эффективность в США.


Неоправданные ожидания

Итак, франшиза выбрана, документы подписаны, открыта первая точка. Франчайзи облегченно выдыхает, и готовится получать прибыль. Но все не так просто: на первых порах никакой прибыли не будет, скорее, придется дополнительно вкладывать деньги. А еще много-много работать.

Часто франшизу позиционируют, как покупку работы. И это правильный подход. Франчайзи при покупке франшизы оказывается в роли стажера в новой для него сфере: всегда есть к кому обратиться по возникшему вопросу, он может рассчитывать на поддержку, но нужно много работать. Его задача – разобраться в тонкостях процесса и пройти испытательный срок (выйти на окупаемость бизнеса).

Франшиза «с душком»: 3 варианта, с которыми лучше не связываться

Некоторые люди, покупая франшизу, уверены в том, что к ним будет приставлен куратор, который будет им рассказывать, как и что необходимо делать. Но большинство компаний так не делает – это слишком дорого и требует много ресурсов. 

В идеальном варианте за франчайзи закрепляется менеджер, который предоставляет план развития проекта, определяет контрольные точки, помогает по конкретным вопросам. 

В худшем – франчайзи получает в письменном виде регламенты и стандарты работы, в которых нужно самостоятельно разбираться. Предприниматель, который инвестирует в покупку франшизы, должен быть готов к такому повороту.


«Дохлая лошадь»

Бизнес по франшизе обеспечивает быстрый старт, снижает затраты на реализацию проекта, увеличивает шансы на выживаемость, но не гарантирует 100% успех.  Даже если бизнес-схема франшизы работает, франчайзер оказывает качественное сопровождение и поддержку, а бренд известный и давно присутствует на рынке, риски, что бизнес не пойдет, всегда есть. 

«Убить» бизнес может сам франчайзи, не следуя рекомендациям компании. Далеко не каждый способен управлять своим делом – можно сказать, что для этого нужна доля таланта. Еще одной причиной может стать нехватка инвестиций на первоначальном этапе. До выхода на операционную окупаемость франчайзи придется самому платить аренду, зарплату персоналу и т.д. Если партнер переоценит свои возможности, у него может попросту не хватить на это средств.

В любой крупной франчайзинговой сети есть партнеры, которые процветают, и есть те, кто находится на грани закрытия. Что делают большинство франчайзеров с последними? Поддерживают на плаву и пытаются всячески поддержать  «дохлую лошадь». 








Все потому, что закрытые предприятия означают:

  • Признание в том, что бизнес-схема сработает не на 100%
  • Испорченная статистика открытий и закрытий
  • Потеря территории
  • Потеря небольшой, но прибыли, которая формируется за счет паушальных взносов, редких отгрузок.

Франчайзи должны отслеживать свои экономические показатели.  Если выход на окупаемость сильно отстает от графика – проанализируйте причины и примите решение о дальнейшем развитии. Иногда закрыть бизнес – единственное верное решение.

Выход: предпринимателям, которые планируют купить франшизу, нужно обратить внимание на число закрытых предприятий. Если компания заверяет, что таковых нет, скорее всего, она лукавит.


Качестно или количество

В ходе построения франчайзинговой сети компания всегда ищет баланс между желанием развиваться быстро и политикой качественного отбора партнеров. Даже базовые требования к франчайзи – наличие собственных инвестиций и общий опыт ведения бизнеса, сильно сокращают список потенциальных партнеров.  Тем не менее, компания должна продавать франшизу только в надежные руки. А франчайзи тщательно оценивать свои силы и возможности.  
 
Полина Гришанкина, руководитель департамента франчайзинга
ГК «220 Вольт»

Справка о компании:

«220 Вольт» – федеральная сеть магазинов электроинструмента и оборудования и одноименный интернет-магазин, осуществляющий доставку во все регионы России, Белоруссии и Казахстана. Сеть объединяет более 220 собственных и франчайзинговых магазинов в России и Белоруссии. Сайт 220-volt.ru занимает 12 место в мире по траффику в категории «Home and garden» в рейтинге SimilarWeb. «220 Вольт» занимает 13 место в рейтинге самых дорогих компаний рунета по версии Forbes.  Компания является членом АКИТ . Первый магазин по франшизе «220 Вольт» открыт в 2006 году, сегодня франчайзинговая сеть включает в себя 184 магазина. 
 

0
Реклама на New Retail. Медиакит