6 ошибок при покупке готового бизнеса
Ошибка 1 — выбрать отрасль, где у вас нет или недостаточно опыта
Предположим, женщина-риелтор решила купить салон красоты. Новый бизнес приносит деньги, но средний чек — 2000 ₽, совсем нет тот, к которому предпринимательница привыкла, занимаясь недвижимостью.
При этом клиенты требовательные, а персонал, например, парикмахеры или косметологи стремятся переманить посетителей салона к себе на дом. Непонятно, как действовать при этом и как работать с рисками. В итоге начинающая предпринимательница закрывает салон, потому что не знает, как решать эти проблемы.
Как не допустить. Не покупайте бизнес, в котором не разбираетесь. Выбирайте те направления, в которых уже есть опыт, например, связанные с вашим образованием и работой.
— Логично, если повар открывает кулинарную студию, врач — медицинскую клинику, а начальник производства — собственное небольшое промышленное предприятие, — поясняет руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито Илья Дудковский. — Если вы все-таки горите идеей купить бизнес, в котором у вас нет достаточного опыта или знаний, посоветуйтесь с теми, кто управляет или владеет таким бизнесом. Или еще лучше — с теми, кто его покупал, — рекомендует он. Это поможет узнать особенности и подводные камни конкретной отрасли.
Ошибка 2 — не проверить финансовое состояние бизнеса
Допустим, продавец готового бизнеса обещает рентабельность 50% годовых. Другими словами, при выручке в 500 тысяч рублей его прибыль будет составлять 250 тысяч. Покупатель воодушевлен, что нашел прибыльный бизнес, но на деле оказывается, что рентабельность сильно ниже заявленной.
Собственник может скрыть часть расходов, чтобы показать хорошие показатели и быстрее продать бизнес. Например, не учесть расходы на рекламу, расходные материалы, интернет, коммунальные платежи. Возможны и другие ситуации «игры» с цифрами, как, например, подделка договора на несуществующую поставку и фиктивное увеличение дохода.
— Даже опытные предприниматели часто думают, что знают, как все устроено, — рассказывает руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито Илья Дудковский. — Но вести бизнес и интересоваться покупкой компании — это разные вещи. Любые сильные отклонения от средней рентабельности по отрасли стоит предметно изучить. Если вы знаете, что производство такого типа имеет рентабельность 15-25%, а вам говорят про условные 35%, то, как минимум, стоит детально исследовать, за счет чего эти показатели достигаются.
Мой знакомый владел несколькими студиями маникюра и захотел купить еще одну, чтобы не открывать новый филиал «с нуля». Предприниматель быстро нашел подходящий на его взгляд бизнес и поверхностно его проверил. В итоге он долго выводил точку на прибыль, а потом решил продать её по той же цене, что и купил.
Как не допустить. Не стоит верить продавцу на слово, предупреждает бизнес-брокер компании «Бизнес-решение» Андрей Афанасенко.
— Чтобы понять реальное финансовой состояние, запросите у компании документы: баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении средств. Рекомендую проверять несколько последних месяцев, они максимально приближены к той ситуации, в которой сейчас находится бизнес.
Допустим, выручка компании за сентябрь из управленческого учета 500 тысяч рублей. Запросите у собственника, как он подтвердить выручку выпиской с расчетного счета или банковской выпиской. Но не все деньги проходят через расчетный счет, то есть по безналу, существуют также наличные, их чаще всего можно проверить, выгрузив показатели за отчетный период из CRM-системы. Аналогичным образом проверьте расходы, попросите показать перечисления на расчетный арендодателя и поставщиков.
Ошибка 3 — не учесть юридические риски
Предприниматель покупает фитнес-клуб, с продавцом обсудил детали, подписал договор, начал работать. Но вскоре выясняется, что товарный знак фитнес-клуба зарегистрирован на другую фирму. Правообладатель подал в суд и выиграл, новый собственник спортивного клуба теперь должен возместить убытки на сумму 200 тысяч рублей.
Или пример из другой отрасли: предприниматель купил небольшое производство межкомнатных дверей. Но оказалось, что участок находится на земле садового товарищества, которую запрещено использовать для бизнеса. Получается, бизнеса никакого нет.
Как не допустить. Привлекайте юриста к проверке бизнеса и составлению договора о купле-продаже. При покупке бизнеса может возникнуть много юридических тонкостей, о которых можно не знать или даже не подозревать, советует руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито Илья Дудковский.
Ошибка 4 — не проверить продавца
Даже если у бизнеса все в порядке с документами и финансами, куплю-продажу компании все равно могут признать недействительной. Например, если собственник продал свою долю в ООО, не получив согласия других участников.
Как не допустить. До подписания договора проверьте физических лиц, которые представляют компанию. Сверьте фамилию в паспорте с фамилией в ЕГРЮЛ. Уточните, не внесен ли руководитель в реестр дисквалифицированных лиц. Посмотрите на сайте ФССП, нет ли долгов у собственника.
Читайте также: S&OP – что нужно, чтобы бизнес работал как единое целое?
Ошибка 5 — проверять бизнес самостоятельно
Есть множество рисков, с которыми можно столкнуться при покупке готового бизнеса: например, несоблюдение компанией санитарных норм, отсутствие лицензии, не согласованная вывеска, налоговые нарушения. И это далеко не полный список. Для оценки дорогого и сложного бизнеса лучше привлечь эксперта. Самостоятельно можно проверить законность работы небольшого предприятия - кофепойнта или ПВЗ, но если покупаете более крупный бизнес со специфическими процессами, то лучше потратить на проверку дополнительное время и ресурсы. Это позволит потенциально сэкономить много денег в случае вскрывшихся рисков.
Как не допустить. Для дорогого, сложного, зарегулированного бизнеса проведите так называемую проверку Due Diligence — это полный анализ компании финансовыми аналитиками, юристами и аудиторами, он поможет снизить риски, напоминает Илья Дудковский.
— При этом надо помнить, что бизнес всегда связан с рисками, - говорит Илья Дудковский. – Даже если предприниматель не совершил ни одной из этих ошибок, никто не даст гарантии, что его или её бизнес будет успешен. Как и везде, все зависит от вас и, немного, от удачи.
Ошибка 6 — менять на старте все
Бывает, что вдохновленный покупкой бизнеса предприниматель начинает менять на старте все и сразу: делать ремонт, менять команду. Сотрудники — особенно важная часть готового бизнеса, именно они формируют финансовые потоки. Не надо быть для них другом, но и сразу становиться тираном тоже не стоит.
— Когда приходит новый собственник и начинает махать «шашкой», это не нравится никому. Команда уходит, выручка летит вниз. Новый собственник думает, что его обманули, но он сам создал такую ситуацию.
Большая ошибка — резко менять все в купленном бизнесе, потому что при его покупке вы как раз берете определенный фундамент. Бизнес уже работает и приносит деньги, — объясняет Андрей Афанасенко из компании «Бизнес-решения».
Как не допустить. Менять купленный бизнес нужно, но постепенно. Например, не стоит “сходу” кого-то увольнять. Напротив, первое время лучше присмотреться: у кого из сотрудников и персонала компании какие сильные и слабые стороны, кто помогает проекту, а кто тормозит.
Спрос на покупку бизнеса растет
По данным рейтинга инвестиционной привлекательности бизнесов, подготовленным экспертами Авито, за 9 месяцев текущего года спрос на покупку бизнеса и франшиз на платформе вырос на 18 процентов год к году. В сравнении с 2022 годом третий квартал показал более высокие темпы роста спроса и составил 22 процента.
Самыми востребованными категориями бизнеса остаются пункты выдачи заказов, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины. Самые высокие темпы роста среди тройки лидеров показали интернет-магазины: спрос на них вырос в 2,3 раза по итогам января-сентября 2023 года.
В то же время активно растет интерес к приобретению стоматологических и медицинских клиник, а также к готовым гостиничным комплексам, отелям и базам отдыха. Эти направления показали наиболее высокий прирост спроса.
Сейчас пользовательская аудитория категории «Готового бизнеса и франчайзинга» приближается к 3,4 млн представителей малого и среднего бизнеса. По результатам исследования «РБК Исследования рынков», предприниматели назвали Авито самой популярной площадкой среди сайтов-классифайдов для поиска предложений о продаже готового бизнеса и франшиз. Доля опрошенных, за последний год посещавших сайт «Авито» для поиска предложений о продаже готового бизнеса, составила – 87%, а для выбора франшизы – 74%.
NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...