Что станет с ритейлом во второй половине 2020?
время публикации: 10:30 21 июля 2020 года
Еще недавно большинство задумывались о том, как жить в пандемию, рассматривая ее как нечто, что закончится через пару месяцев. Но явление оказалось затяжным — сроки окончания ограничений обозначают условные — через 1-2 года. Изменится ли сегмент ритейла после полного снятия режима изоляции, и чего ждать от сферы во второй половине 2020 года.
Егор Клименко, генеральный директор краудфандинговой площадки AKTIVO
Ритейл в разгар пандемии
Когда в информационное поле для широких масс вошел коронавирус и близкая постсоветскому сознанию тема дефицита – с полок в магазинах забрали товары самой «первой» необходимости – гречку и туалетную бумагу. Такая реакция вызвала волну шуток в интернете и перестройку логистики ритейлеров – потребовались закупки большего объема под повышенный спрос. Некоторые бренды даже включили этот инцидент как пиар-повод и сделали публикации в социальных сетях фотографий с изобилующими полками. Спрос на эти два продукта пришел в норму, но ритейл продолжил ощущать повышенный интерес в течение марта-апреля.
Но речь только о продуктовом ритейле – он не был закрыт и дня в этом году. Чего не скажешь об офисах, фудкортах торговых центров и точках питания. Офисы пострадали сильнее, а вот складская недвижимость испытывает новый интерес от гигантов-маркетплейсов – OZON ищет территорию в центре и в локациях с высокой проходимостью, чтобы развиваться в стрит-ритейле под склады, а Wildberries договорился о строительстве логистического центра в Сибири.
Продуктовый ритейл не только оказался защищенным экономически от самоизоляции, но и помог продержаться на плаву торговым центрам, в которых магазин расположен. Вокруг него типичные небольшие точки вроде аптек, зоотоваров и других частично сохранили покупательский поток и выручку.
Быстро на изменения отреагировали инвестиции. К середине апреля акции «Магнита» выросли на 3,4%, депозитарные расписки «Ленты» – на 10,2%, X5 – на 7,6%
Увидев, что коммерческая недвижимость с продуктовым ритейлом стабильна в любой экономической ситуации, одно из самых оптимальных направлений для инвестора – ЗПИФ – стало расти в сторону продуктового сегмента. Наиболее перспективный формат — небольшие районные торговые центры с сетевым ритейлом. Он охватывает большой поток жителей вокруг, которым к тому же не нужно уезжать далеко, а потребности при этом удовлетворены. Фактор, который стал очень важным в период локдауна.
Повлияли на ритейл и рекомендации врачей посещать магазины реже. Позже пропускная система привела к тому, что жители стали делать то, чего не делали давно — закупаться впрок. Все это естественным путем подняло продажи в ритейле, который к тому же стал своеобразным развлечением для самоизолированных жителей, которые больше не могли устраивать шопинг-выходные.
Но уже к середине марта люди осознали, что проблем с поставками нет, покупки можно совершать, как и прежде — покупательский спрос выровнялся — да и на полках в доме скопились несъеденные запасы круп и лапши. Тем не менее, статистика говорит о том, что у покупателей формируется привычка покупать впрок. 52% покупателей по исследованию GfK ведут себя именно так. В том числе предпочитая большие упаковки товаров, чтобы минимизировать регулярность посещения магазинов
Можно ли говорить о том, что ритейл не изменился как сегмент? Едва ли…
Онлайн-ритейл и доставка
Пандемия мотивировала освоить доставку продуктов: кому-то надоело ходить по магазинам, кто-то предпочитал избегать любых контактов, другие оформляли доставку для родственников из других городов и для себя, чтобы не тратить положенные выходы в город на магазины. Не стоит забывать о тысячах людей, которые оказались на карантине — им было запрещено покидать квартиру.
Естественным образом появился спрос на доставку. В первый месяц самоизоляции там и тут образовались компании, которые предлагали услуги доставки, по сути занимаясь частным извозом продуктов. Но постепенно даже в регионы пришел Сбермаркет — с сервисом и надежностью, который частный сегмент дать не мог. Глядя на тренд с доставкой, некоторые офлайн-магазины запустили или усилили свою собственную, следуя общему настроению сократить стоимость для потребителя, за счет исключения посредников в цепочке.
Что по итогу: люди распробовали доставку, а сервис в них вырос. Самоизоляция формально снята, но многие продолжают ее сознательно соблюдать. Не стоит забывать и о том, что пандемия не закончилась. Страны вводят повторные ограничения, а ближе к осени ожидается новый сезонный всплеск больных. А это снова закрытие сферы питания и услуг — поэтому перспектива роста доставок очень высокая.
Тренд затронул, в том числе, небольшие бренды. Если раньше товары вроде фруктов, овощей, охлажденного мяса и рыбы работали на доставке только в исключительных случаях и за счет своей эксклюзивности, сейчас покупатели вынуждены были опробовать услуги — возможности поездить по разным магазинам и повыбирать не было. И если в гипермаркете не оказывалось, например, бананов, вариант с доставкой фруктов пришелся кстати.
Вместе с тем, людям пришлось заказывать различные непродовольственные товары в интернете - офлайн магазины были закрыты. Так многие их тех, кто никогда не совершал онлайн-шопинг, открыли его для себя и оценили удобство: в Москве в марте онлайн-торговля выросла на 38,2% по сравнению с февралем. Месячный оборот интернет-магазинов в апреле 2020 вырос на 142,5% по сравнению с апрелем 2019 года и на 23,91% по сравнению с мартом 2020 года.
Читайте также: Россияне сохраняют интерес к доставке на дом
Офлайн или онлайн?
Тренд на онлайн был, есть и будет. Но офлайн никуда не уйдет. Покупать продукты и вещи «пощупав» любят и предпочитают многие. Возрастное население сохраняет верность привычке. В то же время магазинам приходится учитывать новую реальность: доставка и онлайн-заказы. Вероятнее всего офлайн-ритейл массово осознает важность доставки и переформатирует свой бизнес так, чтобы магазин — становился складом. Примеры уже есть — Самокат. Таким же складом для Сбермаркета служит «Лента», Metro и другие магазины. У покупателей остается возможность и прийти в магазин и заказать доставку – из одного и того же привычного магазина.
Даже типично офлайновые магазины, которые ранее не представляли работы в онлайне – вынуждены были его освоить, после принудительного закрытия торговых центров. Компании оценили все плюсы онлайн-торговли и экономию на аренде.
Один из трендов, который укрепился в пандемию: небольшие районные торговые центры. Большие торговые центры вынуждены снижать арендную ставку или давать существенную отсрочку арендаторам в нынешних условиях. У небольших торговых центров такой проблемы практически не возникло. Безусловно, и сам ритейл и инвесторы учтут этот момент, а их выбор повлияет на финансирование объектов — будет больше строек небольших районных торговых центров.
Во второй половине 2020 года нас ждет развитие сетей доставки, оптимизация торговых площадей, расширение фуд-направления, фокус на продукты первой необходимости – они позволят бизнесу выжить при повторном закрытии на карантин.
Егор Клименко,
генеральный директор краудфандинговой площадки AKTIVO
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...