0/5

Что такое «метавселенная», и какие она таит угрозы и возможности

Что такое «метавселенная», и какие она таит угрозы и возможности
время публикации: 10:00  11 ноября 2021 года
Многие видели презентацию Марка Цукерберга, в ходе которой он анонсировал планы построения Метавселенной. Первая ласточка – переименование Facebook в Meta. Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле, считает, что вселенная Цукерберга будет «мёртвой». Из чего складывается такая уверенность автора, и как ее «оживить»?
Что такое «метавселенная», и какие она таит угрозы и возможностиБорис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле.

Что такое «метавселенная»? Это важный этап развития цифрового пространства, который сейчас заключается в том, чтобы населить цифровое пространство реальными персонажами и объединить все цифровые каналы в единое пространство. Сейчас, несмотря на единое цифровое пространство интернета, мы всё равно находимся в разных фрагментах этого пространства, и мы не можем объединить свой опыт в разных его частях: где-то я покупаю, где-то развлекаюсь, где-то произвожу оплату и т.п. 

Наиболее активно понятие метавселенной начало обсуждаться после заявления главы Facebook о переименовании корпорации Facebook в Мета. Главным основанием для переименования было решение корпорации выстроить метавселенную.

Но это скорее маркетинговый ход, чем реальное построение метавселенной, т.к. на принципах Марка Цукерберга это будет мёртвая вселенная. Почему?

Всё дело в том, что Марк на первом этапе пытается выхватить самый яркий и самый сложный кусок этой метавселенной – виртуальную реальность, и основным инструментом этого он делает очки (шлем) виртуальной реальности OCULUS. То есть как только вы снимаете очки или шлем дополненной реальности, вы исчезаете из этой вселенной, ее нет, она мертва. Ходить постоянно в таком гаджете, мягко говоря, неудобно и к слову сказать, у многих людей настолько велик дискомфорт от виртуальной реальности, что они посчитают эту тему даже вредной для здоровья.


Но как «оживить» эту вселенную», и почему она нам крайне необходима для устойчивого развития мира и экономики? 


Цифровая вселенная – такая же вселенная, как и наша обычная, но с той лишь разницей, что сейчас мы её пытаемся строить по принципу зеркального отражения физического мира, а нужно задействовать иные принципы. Мы пытаемся оцифровать наши физический мир и создать его копию в цифровом мире.

Вспомните фильм «Аватар», когда главный персонаж подключается к своему аватару и действует в реальной вселенной, но как только он отсоединяется от аватара, то его аватар замирает, а вся остальная вселенная продолжает жить, она также реальна, как и наша вселенная. Такой мир имеет право на развитие, когда есть сущности, которые могут развиваться там без нашего участия. 

Значит, нам в первую очередь нужно населить эту метавселенную автономными сущностями, которые могли бы жить в ней вне зависимости от присутствия там человека.


Чем или кем населить метавселенную?


По большому счету, населить её можно чем и кем угодно, хоть персонажами из Dota2 (киберспортивная игра, где персонажи в виде монстров) или сказок Пушкина. В цифровом мире всё возможно, но нужно ли это людям, какой от этого толк и практическая польза? Никакой, кроме развлечений.

Но вот практическая польза может появиться, если её населить нашими цифровыми двойниками. Цифровой двойник – это наша математическая копия, которая обладает всеми или почти всеми нашими характеристиками: характером, здоровьем, навыками, предпочтениями и, наконец, внешностью. Вот такая копия (цифровой двойник) может вести вполне самостоятельную жизнь, когда нас нет в метавселенной: заводить дружбу, делать за нас рутинные экономические операции (платить за коммунальные услуги, выбирать оптимальный товар по цене и качеству) прочитывать и делать выжимки из различных книг и т.п., короче всё что нам лень делать из-за рутинности или большого объёма информации, он и может делать. Сейчас создание цифровых двойников – одно из самых перспективных направлений в развитии цифровизации.

Мы же в свою очередь связь со своим цифровым двойником будем поддерживать либо постоянную, либо периодическую, чтобы снять необходимую для нас информацию с него, задавать задания ему или подключаться к нему с целью подправить образ своего цифрового двойника, чтобы он «не распоясался» без нас и не сильно отличался. Всё-таки он будет хоть и нашей цифровой копией, но с некоторыми допущениями.

Вот в этом случае метавселенная заживёт нормальной, полноценной и насыщенной жизнью, кстати, для этого даже не нужны очки виртуальной реальности. В неё можно погрузиться и пользоваться ей на обычном экране компьютера, мобильного телефона и т.п., что сильно облегчает начало практического использования метавселенной.

Что такое «метавселенная», и какие она таит угрозы и возможности


Почему же метавселенная так сейчас важна?


Помимо того, что это может быть классным маркетинговым инструментом – это может стать и драйвером исправления нашей экономики, а это уже очень важная вещь, не просто «интересное развлечение». 

Как метавселенная может помочь исправить экономику и задать долгосрочный тренд на развитие?

В экономике накапливаются очень серьёзные диспропорции. Хотя это и нормальный жизненный процесс развития любой системы, последствия этих диспропорций очень больно бьют по нам, а нам бы хотелось жить в более комфортной обстановке. Многие века эти диспропорции разрешались через военные конфликты, глубокие экономические кризисы, культурные сломы в обществе.

В чём одна из самых серьёзных диспропорций нынешнего мира? 

Это диспропорция между избыточной денежной массой и реальными активами. С одной стороны, это хорошо, когда экономика наводнена деньгами, но с другой стороны мы видим, что она начинает душить саму себя: появляются техногиганты, которые превосходят все вместе взятые отраслевые монополии по капитализации и инструментам влияния на общество, и в этом поле уже не может развиваться нормально бизнес, убивается конкуренция, которая движет этот мир. 

Facebook, Google, Amazon - монополии, которые не дают создать себе равных. Лишь на страновом уровне у них могут быть конкуренты и то это скорее в виде исключения, и то только в единичных странах. Как пример, это Россия и Китай, – на этих рынках им могут сделать конкуренцию местные игроки, а во всех остальных странах – это тотальное подавление своей долей рынка техногигантами.

Или другое извращение этой ситуации, когда самым богатым человеком планеты становится Илон Маск, который выпускает в 20 раз меньше машин в год, чем его конкуренты Volkswagen, Toyota или GM. Всё это следствие того, что деньги ищут нездоровый рост, а вложить их буквально некуда. Обычная «аналоговая» экономика не может развиваться такими темпами.

Мир очень нуждается в том, чтобы пристроить эти деньги, чтобы устранить эту диспропорцию. Выходить через кризис, и тем более через третью мировую войну, очень больно и не хочется, поэтому в мире все ищут способ выхода из этой ситуации. Сейчас вырисовываются два пути: давайте первый назовём «материалистическим», а второй «идеалистическим», и разберём их.




Читайте также: Эксперты: «Ритейл может оказаться лишним посредником в цифровой трансформации»




Материалистический путь


На Земле нет достаточного объема материальных активов, которыми можно было бы связать всё эту денежную массу, а вкладываться в будущий рост, который может и не состояться, уже слишком рискованно. Вырастают компании, которые даже не планируют приносить прибыль, их основная задача – поддержание роста любыми способами, что тоже нехорошо, т.к. только усугубляет нынешнюю ситуацию с избытком денежных средств.

Какой выход предлагают инвесторы? 

Это космос, бесконечный космос, там материальных активов бесконечное количество, вкладываться туда можно бесконечно, масштаб инвестиций огромный и тем самым можно не только связать избыточную денежную массу, но и увеличить её кратно без боязни потери контроля над ней. Поэтому этот сегмент сейчас один из самых перспективных среди инвесторов. Ну, а какое место в этом материалистическом мире занимает метавселенная? Почти никакого, она ближе к идеалистическому миру. Давайте рассмотрим второй путь развития.


Идеалистический путь


Идеалистический путь предполагает, что мы начнём оперировать и вкладываться в нематериальные цифровые активы, а они как вы понимаете, так же бесконечны, как и материальная вселенная.

По сути, сколько у нас мыслей в голове, столько и нематериальных активов можно создать, насколько далеко в своём воображении мы можем заглянуть, настолько и широк этот идеальный мир. А цифровые инструменты позволяют создать этот идеальный мир и – самое главное – иметь возможность пользоваться этим идеальным миром на бытовом уровне. Мы уже и так им активно пользуемся (смартфоны, компьютеры, «умные» вещи и т.п.), но видим, насколько он фрагментарен, нельзя из одного цифрового пространства бесшовно переместиться в другое цифровое пространство, как я писал выше, если физически там нас нет, то и жизнь там замирает. 

Он очень примитивный с точки зрения ритейла, пока материальный мир нам предоставляет больше очевидных возможностей для эмоций и реализации идей, чем цифровой.

Концепция метавселенной нас выводит на новый уровень освоения этого пространства, новый уровень капитализации. Сами подумайте, насколько отличается опыт в цифровом пространстве интернет-магазина люксового бренда и массмаркета - он совсем не отличается. Сейчас интернет плоский, неглубокий, и это цифровое пространство уже явно отыгранная история. По-настоящему большие инвестиции требуют иного цифрового пространства. Метавселенная представляет сейчас именно таким концептом, который в состоянии поглотить больше денег, чем даже космос, и она сможет впитать в себя весь денежный избыток.

Если мы пойдём по этому направлению, то человечеству хватит ещё забот на 100 лет для развития материалистической и идеалистической моделей, чтобы не думать о новой войне и новом кризисе. Скорее всего мир будет развиваться в направлении идеалистической модели и материалистической одновременно, но с уклоном в идеалистическую модель.

Что такое «метавселенная», и какие она таит угрозы и возможности


Почему идеалистическая модель развития несколько важнее, чем материалистическая?


Человечество проходит путь развития по восходящей, и восходящая линия характеризуется ускоряющимся развитием технологий. Но, ничего нет вечного в этом мире и этот тренд тоже имеет свое окончание.

Технологии, призванные облегчить труд человека, подводят нас к черте, когда человек может стать не нужен вообще. Машины уже давно всё делают быстрее, перемещаются, считают, качественнее анализируют, обладают большей производительностью и предела этому совершенству не видно.

Давайте возьмём крайнюю точку развития событий, просто, для гиперболизации мысли. Представим, что все работы выполняют роботы, тогда кто будет потреблять в экономике, в которой люди не зарабатывают? Маховик экономики потребления остановится. Откуда люди будут брать деньги?

Ну можно сказать «а, как же условный/пассивный доход?» Скорее это будет не «условный доход», а распределительная система товаров, в ней даже деньги не нужны, т.к. деньги являются эквивалентом товара, в котором заключён труд и самого труда, а роботам мы не платим, их труда в нашем понимании нет.

Мы при таком развитии событий стремительно уходим от экономики потребления и несёмся к экономике распределения.

А что делать человеку в том мире, где он не нужен? И это главный, экзистенциальный вопрос, т.е. вопрос выживания и вызов для человечества. Конечно, вопрос не новый, и раньше вопросом «зачем я живу на этой земле» задавались люди, каждый в отдельности и все вместе. И раньше люди находили ответы, – кто-то в том, чтобы «землю сделать красивее», т.е. в земных трудах, кто-то больше думал о вечном и небесном. Но в те времена не стоял вопрос абсолютной никчёмности пребывания на этой Земле всего человечества, т.к. на ней всегда было чем заняться. А вот не нужно будет ничем заниматься, что тогда делать? В чем суть пребывания на этой планете нашего биологического вида?

В цифровой идеалистичной модели возможно человеку будет проще ответить на этот вопрос, т.к. его сущность тоже идеалистична. Возможно, это просто свойство цифры, она очень идеалистична, по сути, и в этом близка человеческой натуре, которая тянется вверх и по своей сути тоже идеалистична.

Такие интересные вопросы ставит перед человеком цифровизация, и ставит их ребром. Будем искать на них ответы и двигаться вперед, в двери Метавселенной. 

Борис Агатов, 
независимый эксперт по инновациям в ритейле.

Для New Retail.


При использовании материала ссылка на источник обязательна.
0
Реклама на New Retail. Медиакит