Что влияет на стоимость фермерских продуктов
время публикации: 10:00 17 сентября 2021 года
Интерес российского потребителя к фермерской продукции растет. Такие продукты занимают все больше пространства на полках в крупных торговых сетях. Стоимость фермерских продуктов, в среднем, на треть выше, чем продуктов промышленного производства. Какие факторы закладываются в относительно высокую цену такого ассортимента?
Илья Елпанов, основатель компании «Ешь Деревенское».Понятие «фермерский продукт» в России никак не регламентировано и очень расплывчато. Поэтому часто сложно понять, перед вами действительно продукция от фермера или просто маркетинговый ход. Сравнивая фермерскую продукцию и ее магазинные аналоги, мы сразу подмечаем разницу в цене. Если продукт заявлен как фермерский, а стоит дешевле промышленного, это причина для сомнений.
Как правило, в среднем стоимость настоящей фермерской продукции обычно на 30% выше. В эту цену заложена не только стоимость самого производства продукта, но и множество других факторов. Разберемся подробнее.
Объемы
Фермерские хозяйства отличаются небольшими объемами: самого хозяйства, стада, производства. Но, несмотря на объемы, содержание всего этого требует огромного труда, времени и средств. Они нацелены на выпуск эксклюзивной, не массовой, качественной продукции, не ставя перед собой задачу по глобальному увеличению объемов. Малые производители в основном всё готовят под заказ, и такой продукт имеет очень ограниченные сроки годности.
Таким образом, заработная плата сотрудников, приобретение оборудования, обслуживание техники и хозяйства, постройка, а также потребление электроэнергии и воды уже заложены в стоимость продукта. Фермер работает не на количество, а на качество, в итоге себестоимость продукции здесь будет выше.
Например, возьмем мягкие сыры от нашего фермера из Сергиева Посада – для их созревания нужно время, порядка 10-15 дней, поэтому фермер отправляет свои продукты лишь раз или два в неделю в ограниченных объемах.
К тому же, фермерский продукт имеет изначально высокую цену для магазина, а при продаже конечному покупателю, становится еще дороже и не может конкурировать с товаром массового производства по цене.
Закупочная логистика
Процесс логистики фермерской продукции значительно отличается от крупного ритейла, где поставщики сами доставляют свой товар в распределительный центр. С фермерами все иначе: так как сами хозяйства, команда и объемы небольшие, магазины вынуждены забирать продукцию у фермеров самостоятельно.
Кроме того, расстояния у нас в стране большие, а продукты важно перевозить с соблюдением температурного режима и прочих норм, чтобы гарантировать покупателю качество и свежесть. Так, молоко необходимо перевозить в плотно закрученных емкостях, изготовленных из материалов, разрешенных для контакта с молоком.
Это, конечно, касается не только фермерского молока, но для более крупных производителей эти расходы менее ощутимы на общем фоне, чем для малого хозяйства с ограниченными объемами и ресурсами. Все это влечет за собой дополнительные расходы, и в итоге стоимость логистики может достигать 20%.
Высокие риски
Сельскохозяйственный бизнес сам по себе крайне тяжелый, большая часть таких территорий находится в зоне рискованного земледелия, поэтому у фермера всегда есть риск не получить урожая в принципе. Например, в результате непогоды или нашествия вредителей. Не все малые хозяйства используют современные агротехнологии для повышения урожайности и борьбы с вредителями, т.к. их стоимость довольно высока.
Так небольшая популяция насекомых-вредителей способна погубить урожай в десятки гектаров. Для борьбы с ними можно использовать современные био-инсектициды, которые широко распространены за рубежом, но редко используются у нас. А большие потери продукции влекут за собой ситуацию, когда риски закладываются в цену реализации.
Степень автоматизации
Фермеры в основном используют ручной труд. Переход на автоматизацию для них не всегда оправдан. Одна из причин – это высокая стоимость внедрения технологий и оборудования, высокие затраты на ремонт в случае поломки. Не многие малые хозяйства могут себе это позволить.
Кроме того, часто фермеры используют уникальные семейные рецепты, передающиеся из поколения в поколение. Автоматизация производства такой продукции не всегда возможна без потери качества и вкуса, а это – неоспоримые преимущества фермерского продукта. На крупных предприятиях низкая цена товара достигается путем производства большого объема продукции за единицу времени, поэтому здесь фермеры не могут конкурировать по количеству производимой продукции и цене.
Например, взять хлеб/выпечку, домашние пельмени/вареники. Разница в объемах продукта при автоматизации и ручной работе будет огромная.
Читайте также: Агрегатор локальных производителей и хозяйств «Ешь Деревенское» подключился к Delivery Club
Вопрос натуральности
Фермерские продукты стали занимать всё больше полок в супермаркетах и маркетплейсах: разделы с фермерской продукцией есть у Азбуки вкуса, Утконоса, Ленты, Глобуса, проявляют интерес «Яндекс» и Ozon. Сегодня потребителей особенно волнует вопрос здорового питания, и они выбирают продукты с лучшим составом.
По данным Nielsen, 74% россиян внимательно изучают состав продуктов питания и напитков прежде, чем приобрести их. При этом около 70% россиян заявляют о готовности платить больше за продукты, которые не содержат нежелательных элементов. Если есть возможность сэкономить на составе, найти более доступный заменитель, то почему бы не воспользоваться данной возможностью и стать более привлекательным, например, для сети. Но для малого производителя очень важна репутация его продукта.
Так, для получения натурального урожая моркови или свеклы фермер вместо вредной химии использует биоудобрения, применяет севооборот и мульчирование, обогащает почву, улучшает ее структуру. Фермеры очень следят за составом и качеством, а покупатели предъявляют к их продуктам более высокие требования, поэтому фермерам важно держать определенную планку.
Илья Елпанов,
основатель компании «Ешь Деревенское»,
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...