0/5

Чёрная пятница плюс День холостяка в ноябре – чёрные дни ритейла?

Чёрная пятница плюс День холостяка в ноябре – чёрные дни ритейла?
время публикации: 10:00  06 декабря 2019 года
Грандиозная распродажа – это, конечно, праздник. Для покупателей. А для ритейла? Вместо увеличения продаж они, по сути, их сокращают. Ритейлеры поделились с Борисом Агатовым, независимым экспертов по внедрению иноваций в ритейле реальными цифрами продаж. И вот что из этих цифр следует.
Чёрная пятница плюс День холостяка в ноябре – чёрные дни ритейла?
Если исторически в России август был, так сказать, не очень, – то переворот, то путч, – то в последнее время по какому-то недоразумению был выбран черным месяцем ноябрь. На это месяц упали две глобальные распродажи, которые к России не имеют никакого отношения, а мы, скопировав без понимания сути этих праздников, зачастую получаем обратный эффект.

11 ноября «День холостяка» – китайская придумка Alibaba. Это «праздник» всего одного магазина. Вы только вдумайтесь, что это всего лишь акция одного интернет-магазина! На территории России – это, правда, самый большой e-com магазин. Вы знаете, что Alibaba заставляет делать продавцов самые большие скидки в этот день?


Как это делается на практике? 

Вы можете в начале года ставить любые скидки хоть 99%, но на «день холостяка» скидка должна быть максимальной, значит, вы должны поставить скидку ещё выше т.е. 100%. Таким образом, продавцов на AliExpress принуждают ко «Дню холостяка» сделать самую высокую скидку. После того, как пройдёт «День холостяка», вы опять можете ставить любые скидки, но они всегда должны быть ниже скидки в «День холостяка», т.е. никакой самодеятельности в скидках на китайском маркетплейсе быть не может.

Как обычно перед такими глобальными скидками, покупатель замирает в ожидании, прячет кошелёк и кредитную карту поглубже и сидит в окопе в ожидании скидочного залпа из всех шоппинговых орудий, и вся торговля на две недели встаёт. Но приходят эти славные дни, которых ждал покупатель и продавец, в штуках может у вас и больше заказывают в этот день, но в абсолютных деньгах и в марже продавец за месяц теряет из-за двухнедельных провалов продаж, которые сопровождают эти акции.

Ещё более комичная ситуация с «Чёрной пятницей», если в Америке он приурочена ко Дню Благодарения, когда люди традиционно дарят подарки другим, и есть смысл усилить это скидками, то для нас это просто скидки в совершенно обычный день. Даже день Народного единства прошёл, никакого праздника с подарками на горизонте месяца не видно. И опять та же самая картина, что и с «Днём холостяка», – за две недели до чёрной пятницы все продажи замирают, потом всплеск, который не покрывает падение продаж предыдущих двух недель.

Когда начинаешь вглядываться в детали и искать неочевидные связи, то видишь совсем удивительную картину. Люди выпотрошили свои кошельки на Alibaba 11.11 (11 ноября) и их покупки по почте подошли в аккурат к «Чёрной пятнице» и они выстроились в очереди не в магазинах, а в отделениях «Почты России» за получением уже оплаченных покупок (см. фотографию). У них даже физического времени может не быть пойти на следующую распродажу, в «Чёрную пятницу».

Чёрная пятница плюс День холостяка в ноябре – чёрные дни ритейла?
 
Не удивительно, что средний чек в России в «Черную пятницу» по данным «Платформы ОФД» упал до 9,5 тыс. рублей. Это на 20% ниже, чем в те же дни неделю назад (22–23 ноября), а также на 14% меньше, чем во время распродаж в 2018 году.

Новогодние распродажи с начала 2000-х годов стали крупным всеобщим предновогодним марафоном. И подарков продавалась много, и закупались специальные подарочные коллекции и наборы, и подарки покупателям и т.д. Когда мы перешли к первому этапу формирования цивилизованного ритейла и делали многие новации со вкусом и стилем, то маркетинговый календарь и кривая продаж в торговле в декабре были совсем другими. 

Настроение было другое. С 15 до 24 декабря первая волна продаж, а с 25 по 31 новый всплеск продаж - просто мечта серфингиста! Шквал! И еле живые продавцы и ритейлеры были 29-31 декабря, но счастливые!

Всем офисом выходили в магазины помогать! Последние 9 лет пошёл отлив. Абсолютно вялое начало декабря, рыхлая середина и быстрый конец. Смена сезонности в сезоне и в декабре. Но, ещё раз повторюсь – все зависит от ассортимента. Ритейл – для всех разный...

«Черная пятница», «День холостяка» подкашивают предновогодние продажи и всё это на фоне падения общей покупательской способности. В хорошее время, когда покупательская способность растёт, то может и пять «Чёрных пятниц» было бы уместно, но сейчас нужно быть очень осторожным с такими акциями.




Читайте также: 7 макро-трендов в российском e-commerce: есть ли предел для роста маркетплейсов в России?




Итак, итожим.

1. Два маркетинговых события, никак не привязанные к нашему обыденному потреблению, скорее вредят, чем помогают.

2. Два события перед акциями роняют продажи месяца и потом не компенсируют их в этом месяце.

3. Два пиковых события перенапрягают всю логистику, персонал, маркетинг без явной отдачи.

4. «Праздники» типа «Дня холостяка», способны создавать не только государства, но и крупные компании, которые пожинают максимальные плоды от подобных мероприятий даже на чужих рынках, но это совершенно не даёт продаж каждому конкретному локальному продавцу.

5. В России хорошо бы обзавестись своими «праздниками», приуроченными к пикам потребления, а не слепо копировать чужие маркетинговые ходы.

Но ритейл – для всех разный...

Автор Борис Агатов, Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле, автор концепции «Магазин 4.0».

От автора: «Провожу корпоративные семинары по теме: «Как открыть Магазин 4.0 без ошибок». Создаю стратегию магазина 4.0, консультирую, помогаю разобраться в новых технологиях для ритейла, сравнить аналоги и выбрать оптимальный вариант для вашего бизнеса и дать новый импульс развития вашей компании при помощи новых технологий.

Связывайтесь через Facebook.

0
Реклама на New Retail. Медиакит