Дорогие ягоды: из-за политики в Эфиопии в России снова может подорожать кофе

время публикации: 10:00 07 апреля 2023 года
Внутриполитическая ситуация в Эфиопии может отразиться на цене чашки кофе в российских кафе и на ассортименте кофеен. Урожай 2022 года там подорожал. Как работает мировой кофейный рынок и как с ним связана Россия?

Кофейный бизнес в России сейчас в непростой ситуации: себестоимость продуктов растет, а покупательская способность снижается, поэтому владельцы кофеен не могут поднимать цены на кофе — в этом случае они просто потеряют покупателя. Многие вынуждены внимательно смотреть на закупочные цены и выбирать то, что сможет сократить фудкост.
Эфиопия сегодня – один из самых востребованных и продаваемым на российском рынке кофе, как в сегменте b2b, так и b2c. Для многих specialty кофеен и интернет-магазинов это практически такой же базовый вариант, как и кофе из Бразилии.
Из-за того, что в Эфиопии выросли закупочные цены на кофе на урожай 2022 года, российскому рынку придется либо отказаться от нее и пересмотреть ассортимент, либо также повысить цены.
За что в России любят Эфиопию
В мире по доле рынка Эфиопия отстает от Бразилии. По данным International Coffee Organization (ICO), Эфиопия — пятая страна в мире по объему производства арабики суммарно за несколько десятилетий, и первая страна в Африке. На долю Эфиопии приходится около 5% от общемирового производства кофе. Первое место занимает Бразилия с объемом в 30%, второе — Вьетнам (25%), третье — Колумбия (10%), четвертное — Индонезия (6%).
При этом Эфиопия очень популярна и романтизирована кофейным рынком, и российский – не исключение. Причин несколько.
● Во-первых, именно эта страна является родиной арабики. Особенности климата и уникальная генетика кофейных деревьев позволяют выращивать здесь кофе с ярким и интересным вкусовым профилем.
● Во-вторых, в Африке спелые ягоды собираются исключительно вручную, в отличие от Бразилии, где отрасль сильно механизирована. Это обусловлено и более крупными объемами производства, и менее холмистым рельефом местности.
● В-третьих, кофе из Африки, любят за вкус. Вкус кофейной ягоды во многом определяется терруаром – особенностями местности, температурой, высотой произрастания, уровнем влажности. В этом плане у стран с горным рельефом, таких как Эфиопия или Кения, есть существенное преимущество: зерна из этих стран обладают высокой плотностью и богатым вкусо-ароматическим букетом — это могут быть цитрусы, чайные ноты, ягоды и компот из сухофруктов. Именно за это кофе из африканских стран любят в кофейнях и сотрудники, и гости.

Дорогие ягоды
Система выращивания и продажи кофе внутри Эфиопии считается одной из самых сложных и запутанных в мире.
Чаще всего в африканских «кофейных» странах (помимо Эфиопии это также Кения, Бурунди и Руанда) работает система кооперативов. Поскольку в этих странах есть проблемы с логистикой, а производство кофе и система сбыта требует больших издержек, то землевладельцам гораздо проще решать эту проблему сообща — они объединяются, вместе покупают оборудование и строят станцию обработки.
После обработки кооперативы сдают лоты на аукционы. Лот – это объем одновременно обработанного кофе. В Эфиопии он в среднем составляет 150 мешков. Это около 9 т. Чтобы получить один килограмм зеленого кофе, нужно примерно 8 кг ягод.
Ценообразование на рынке кофе в мире напрямую зависит от Бразилии — если там случился неурожай, то на кофейной бирже дорожает весь кофе дорожает. В 2022 году в Бразилии действительно был неурожай, поэтому рост цен на арабику по всему миру составил около 20%. В России этот рост усугубился скачками курса доллара.
В Эфиопии же ценообразование отличается от мирового: там цену на кофе диктует по большей части местное правительство и крайне неспокойная внутриполитическая ситуация.
Сложность формирования внутренней цены на кофе обусловлена и тем, что снижение курса сильно сдерживается государством — за последние три года курс местной валюты упал в 1,5 раза. Не так давно кофейная ягода там стоила в среднем около 25 быр за 1 кг., а в этом году уже 70-75 быр за килограмм. Максимальная цена доходила до 107 быр, а минимальная опускалась до 60.
Кроме того, в стране в этом году закрылось много станций обработки, так как ягоду просто не выкупали.
Экспортеры покупают ягоды в бырах и продают в долларах по официальному курсу – 53 быр за доллар. В то время как на черном рынке доллар стоит около 100 быр. Поэтому средняя цена за кофейную ягоду назначается с большой переоценкой.
Сейчас цены на классический мытый кофе первого грейда варьируются от 12-13$ до 15$ за килограмм, цены на базовый кофе натуральной обработки составляют 9$, а кофе анаэробной ферментации — 15-18$. Цена отдельных лотов экспериментального анаэробного кофе из Эфиопии доходит до 20-21$ за килограмм. При этом качество осталось на прежнем хорошем уровне – оно не выросло вместе с ценой.
В соседней Кении ситуация с ценами иная — рынок здесь работает по международным правилам. В этом году здесь такой же хороший урожай, как в Эфиопии, и кофе тоже высокого качества, но закупочные цены ниже, в среднем на 2$ доллара за килограмм. Стоимость килограмма классического кофе из Кении составляет 8,5-10$, а стоимость лотов экспериментального анаэробной ферментации варьируется от 10$ до 16-17$.

Как ситуация в Африке отразится на российском рынке
Импортеры и обжарщики понимают возможности владельцев кофеен в России и знают: если они покупают зеленый кофе дороже 19-20$ за кг, то им будет уже очень сложно его продать. Мы, например, работаем с сегментом specialty, у нас нет дешевого кофе, но и мы рассчитываем, что уверенно можем купить и запустить кофе в эспрессо стоимостью до 14$. Все что выше — уже очень дорогой кофе в эспрессо.
Поэтому предприниматели, скорее всего, не будут его покупать, так как на рынке есть варианты дешевле, и в сегменте b2b покупатели с большей вероятностью выберут именно его.
Зная ситуацию на российском рынке, в связи с удорожанием Эфиопии и удешевлением Кении в этом году, российским обжарщикам придется выкручиваться. Мы, например, решили уделить больше внимания и объема, чем обычно, кенийскому кофе: изначально планировали закупить два контейнера, но в итоге взяли три. А в прошлом году, для сравнения, покупали семь контейнеров натуральной Эфиопии под эспрессо, а в этом, учитывая рост, должны были закупить десять. Но так как кофе стал существенно дороже, мы решили не увеличивать объем эфиопского кофе и снова купили семь контейнеров, разницу решили компенсировать за счет увеличения объема кофе из Кении.
Количество микролотов в нашем ассортименте останется на прежнем уровне, у них свой покупатель – он ориентируется на вкус, а не на цену, но разница в цене будет более ощутимой — экспериментальные лоты анаэробной ферментации из Эфиопии в этом сезоне на 5-6$ за кг дороже, чем лоты из Кении, при этом последние не уступают по качеству и вкусовому профилю.
Объемы производства кофе в Кении при этом примерно в 7-9 раз меньше, чем в Эфиопии, поэтому все потребности рынка в африканском кофе она не покроет. Не исключено, что компании-импортеры и обжарщики, которые выбирают кофе в основном на внутреннем рынке, по инерции будут искать более привычную потребителю Эфиопию, но выбирать ее более низкого качества, чтобы вписаться в собственные ограничения по цене ради сохранения экономики проектов.
Что такое сорсинг и зачем он обжарщикам
Сорсинг кофе — профессиональный выбор зерен из конкретной страны произрастания.
Для сорсера (закупщика) это тяжелая работа: длительные перелеты, резкая смена климата, угроза для жизни (кофепроизводящие страны в основном отличаются высокой преступностью и нестабильной политической ситуацией) и изнурительные дегустации — сорсер пробует по несколько десятков образцов кофе в день, и при этом ему нельзя ошибаться, ведь от его оценки вкуса кофе и внимательности к деталям зависит финансовая успешность компании, по крайней мере на предстоящий сезон.
Для компании организация поездки – существенные затраты, в которые входят не только перелет, проживание, транспорт, но и сопровождение (иногда с вооруженной охраной) сотрудников в африканской или латиноамериканской стране и другие статьи расходов. Тратятся на собственный сорсинг в основном компании, для которых это в принципе имеет смысл.
Читайте также: В кофейню надолго, с собеседником и ноутбуком: как изменились сценарии посещения кофеен в 2022 году
Представителям небольшого обжарочного бизнеса чаще всего выгодно частично или полностью закупать зеленый кофе уже на внутреннем рынке у компаний-импортеров. Но в таком случае сложно претендовать на уникальный ассортимент. При этом самостоятельный сорсинг дает гибкость и вариативность в формировании ассортимента, повышает шансы получить интересные нетиповые сорта, которых нет у конкурентов.
Еще одна сложность для небольших компаний: экспортеры продают кофе контейнерами, в которых его затем транспортируют. Вместимость одного контейнера – 320 мешков, это около 20 т кофе. Не у всех обжарщиков объем продаж позволяют закупать кофе в таком количестве. А если его не продать, он залеживается на складе, зерно стареет и теряет в цене — когда появится новый урожай, старый придется продавать со скидкой. Чтобы этого избежать, часто компании ездят группами и заполняют контейнер «вскладчину».
Сорсинг обычно привязан к определенным периодам, в зависимости от страны, куда сорсер едет на закупки. Обычно это происходит не раньше, чем через 1,5 месяца после сбора урожая и обработки кофейных зерен. У каждой страны свои сроки. В некоторых это происходит два раза в год, как, например, в Кении: ранний урожай там собирают с мая по июнь, а поздний и основной — с ноября по декабрь. В Эфиопии кофейные ягоды собирают обычно с октября по январь. В конце января-начале февраля 2023 года в этих странах начали проходить дегустации и закупки нового урожая.
Кофе, который выбрали сорсеры, доберется до российских складов спустя 4-6 месяцев. Иногда это происходит чуть раньше или чуть позже, в зависимости от логистических цепочек.
Анастасия Филиппова,
бренд-менеджер и специалист по контролю качества
The Welder Catherine.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Что ожидать от маркетплейсов в 2025 году: на чем сконцентрируются крупнейшие тор...
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...
-
Тонкости фармацевтического маркетинга: о чем важно помнить, продвигая лекарствен...
-
Всё, везде и сразу: по каким законам развивается многофункциональный (гибридный)...