Что такое PIM- и MDM-системы: зачем это в e-commerce?
время публикации: 10:00 13 сентября 2021 года
Как появились PIM- и MDM-системы? Где применяются? Какой продукт выбрать для бизнеса?
К концу 2021 года объем торговли в онлайне приблизится к 5 триллионам долларов. Соответственно, растет количество данных о товарах как в целом по рынку, так и локально в каждой отдельной ecommerce-компании. Вместе с ростом данных возрастает и сложность обработки. Специалисты IT-компании Scallium рассказали о различии PIM- и MDM-систем, которые предназначены для того, чтобы справиться с этим хаосом и взять данные о товарах под контроль.
Как управляли данными в торговле 20 лет назад
Прежде чем углубиться в детали и принять решение о том, нужна ли вам PIM или MDM-система, давайте посмотрим на то, как и в каких условиях эти системы появились.
В конце 90-х, когда интернет завоевывал массовую популярность, начали зарождаться компании, которые впоследствии превратились в ecommerce-гигантов. По мере того как эти бизнесы росли, перед ними начал возникать вопрос эффективного управление данными, а именно централизированной обработки и хранения информации о товарах, клиентах, маркетинговых каналах.
Имеющиеся 20 лет назад инструменты не решали эту задачу и приводили к сложностям. Много ручной работы, неточности, сложности в анализе данных, расхождения в разных источниках (например, разные версии всевозможных файлов) и пр. Сложно было публиковать информацию о продуктах по разным каналам в хорошо оформленном и отформатированном виде.
Тогда и появились первые MDM-системы. Master Data Management отвечает за качество данных, т. е. содержит «золотую запись» данных. Например, пункты продаж обладают одной информацией о клиентах, интернет-магазины — другой, маркетинговые сервисы — третьей. MDM-система может привести все адреса и имена клиентов к единому стандарту, найти одних и тех же клиентов, записанных по-разному, и устранить ошибки на основании разных алгоритмов.
Дальше MDM эволюционировали, и появились узкоспециализированные мастер-системы. Теперь бизнесу необязательно внедрять тяжеловесную MDM-систему для того, чтобы, к примеру, управлять данными о товарах. Для этого существует такой класс систем как PIM.
Таким образом, PIM и MDM-системы — это программные продукты, которые специально разработаны для того, чтобы взять большие потоки структурированной и неструктурированной информации под контроль и избежать любых потенциальных проблем. Создавать, обогащать, хранить в актуальном виде, анализировать, передавать и публиковать товарный контент стало значительно проще.
Сфера применения PIM и MDM
В MDM-системах существуют домены, которые обозначают конкретные области данных. Например, это может быть домен «сотрудники», «транзакции» или «товары». Доменом может быть все, что понадобиться компании. В таком случае мы можем сказать, что PIM-система — это та же MDM-система, но только с главным доменом – «товары».
Одна из этих систем вам точно необходима если:
● У вас действительно крупный интернет-магазин, который может насчитывать тысячи товарных позиций.
● Вам сложно точно сказать, сколько конкретно SKU сейчас доступно по различным каналам или лежит на складе.
● У ваших товаров подробные и довольно сложные описания. Описание товаров может отличаться для разных каналов. У вас описания на разных языках.
● Вы хотите работать с маркетплейсами и другими площадками, но сталкиваетесь с затруднениями при экспорте данных.
● Данные о товарах нужно собирать не только из таблиц, но из различных других источников, таких, например, как PLM.
MDM – это, как правило, достаточно дорогие технологические системы. В то же время, они не заточены конкретно под товарный контент. Поэтому крупные ритейл-компании и производители внедряют PIM, даже если у них есть рабочая система MDM.
PIM vs MDM: что нужно вашему бизнесу?
Чтобы сделать правильный выбор, достаточно ответить на 3 фундаментальных вопроса.
Вопрос 1. Продукт или предприятие?
Работа со структурированием, обновлением и передачей товарного каталога через MDM будет сложным и трудоемким процессом. Технология PIM ориентирована на сбор, обогащение, публикацию контента, является ключевым инструментом в многоканальной стратегии и в обеспечении беспрепятственного покупательского опыта, ожидаемого покупателем, будь то розничный торговец или конечный пользователь онлайн-витрины.
С другой стороны, MDM стандартизирует информацию, которая касается продаж, производства и частично каталогов: клиенты, склады, точки продаж, дистрибьюторы, оптовые торговцы, сотрудники. Но цель MDM — централизация данных, а не улучшение качества товарной информации.
Вопрос 2. Внешние или внутренние данные?
Можно сказать, что PIM управляет данными для передачи на внешние площадки и каналы — туда, где эту информацию увидит конечный потребитель. MDM управляет данными для внутреннего пользования.
Это условно, потому что хороший PIM также облегчает внутреннее управление данными о товарах. С другой стороны, в MDM можно было бы настроить работу с каталогом, однако это решение также было бы достаточно трудоемким.
Вопрос 3. Гибкость или всеобъятность?
Чаще всего MDM нужны крупным корпорациям с множеством точек продаж, большим количеством офисов и стратегией, которая охватывает несколько рынков и регионов.
Системы PIM, напротив, доступны любой компании. Простая и настраиваемая адаптация позволяет быстро начать работу с данными и практически мгновенно их обогатить, так что окупаемость инвестиций, как правило, быстрее, чем в случае с дорогостоящими MDM.
Читайте также: Многоканальный e-Commerce: как выбрать решение для работы с каналами с перспективой роста
Какая роль PIM в ритейл-бизнесе?
Если главная задача — получать из разных источников данные о товарах, обогащать их, обновлять и отправлять по каналам (своя витрина, партнерский интернет-магазин, маркетплейсы), тогда вам нужен PIM.
Product Information Management дает ритейлу массу преимуществ. Среди них можно отметить:
● Снижение усилий, необходимых для выгрузки данных по различным каналам.
● Обеспечение более легкого взаимодействия между различными департаментами в компании.
● Сокращение времени и усилий, необходимых для составления маркетинговых материалов для вывода продуктов на рынок.
● Уменьшение количества ошибок в описании товаров.
● Обширные возможности для аналитики.
● Кроме того, PIM-системы помогают сократить затраты операционного блока в целом.
Последний пункт этого списка особенно интересен. Существует немало исследований на эту тему — к примеру, большое количество информации и обобщенных данных можно найти, в книге «Product Information Management — Theory and Practice» Джорджа Абрахама, руководителя департамента по исследованиям и консультированию в Ecommerce Europe.
Так, на обработку только одной товарной позиции сотрудники тратят около 25 минут. Понятное дело, что в современных реалиях речь идет порой о сотнях тысяч таких позиций и эти 25 минут складываются в сотни часов. На обработку всего лишь 1000 SKU уходит 416 часов. Автоматизация процессов с помощью PIM-системы может сократить эти затраты до 4 минут на 1 товарную позицию.
В целом, за счет более удобной и быстрой работы с информацией о товарах, автоматизации многих процессов, товары быстрее поступают на рынок, а значит — быстрее начинают приносить прибыль. По имеющимся подсчетам, после внедрения PIM скорость листинга вырастает в среднем на 350%.
ТОП-5 популярных PIM/MDM систем
Рынок PIM- и MDM-систем наиболее развит в Европе (Германия, Франция) и США. В СНГ все только развивается, то уже существуют ряд компаний, которые работают с внедрением этих систем не первый год.
Среди основных игроков:
● Akeneo. Достаточно популярная французская система для управления маркетинговыми и техническими данными, которой пользуются многие ритейл компании в мире.
● Scallium. IT-продукт для рынка СНГ, обрабатывает карточки товаров, работает с импортом и экспортом в любые другие системы и каналы продаж: интернет-магазины, маркетплейсы, каталоги, рекламные кабинеты.
● Inriver. Данная PIM помимо классических функций позволяет получать рекомендации, которые влияют на эффективность бизнес-процессов.
● Pimcore. Довольно сложная система, которая рекомендуется в первую очередь для многоуровневых каталогов, с запутанной иерархией, имеющей множество взаимосвязей, которые необходимо учитывать.
● Plytix. Данная система ориентирована и заточена конкретно под командную работу над данными о товарах.
Важно отметить – обычно для небольших компаний разработчики предлагают специальную версию с ограниченным функционалом, но которого обычно бывает вполне достаточно для решения всех насущных проблем. Такой подход позволяет использовать современные MDM- и PIM-системы премиум-уровня не только крупным компаниям, но и небольшому бизнесу.
* * *
Профессиональная система централизованного управления данными, такая как MDM или PIM — имеет важное значение для успеха в e-commerce, поскольку в конечном итоге влияет на количество продаж. Последние десятилетия активного использования и накопленная статистика показывают, что эти системы действительно работают. Достаточно упомянуть, что по прогнозам экспертов, к 2024 году только в США рынок PIM-систем должен достигнуть $48 млрд.Обзор подготовлен специалистами IT-компании Scallium.
Эксклюзивно для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...