«E-com: Здесь и сейчас»: время гибкости, партнерств и продуманных решений
время публикации: 12:40 13 апреля 2020 года
UPGRADE и бюро экспертного сопровождения бизнеса “Два сэнсея” продолжают проводить прямые эфиры для ритейлеров о важнейших событиях отрасли, вызванных пандемией COVID-19.
Прямой эфир на YouTube канал UPGRADE EWDN:Участники встречи:
● Алексей Федоров, руководитель комитета по электронной коммерции ТПП РФ, соучредитель «220 Вольт»
● Юлия Никитина, управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda
● Александр Шуркаев, Head of Digital Retail в Nielsen
● Евгений Щепелин, партнёр венчурного фонда The Untitled
● Петр Соколовский, коммерческий директор ПЭК
● София Фридман, сооснователь бюро экспертного сопровождения бизнеса «Два сэнсея»
● Тимофей Шиколенков, сооснователь бюро экспертного сопровождения бизнеса «Два сэнсэя»
● Влад Широбоков, сооснователь EWDN, UPGRADE
В пятничных прямых эфирах UPGRADE появились постоянные рубрики.
В рубрике «Самые важные новости недели» руководитель комитета по электронной коммерции ТПП РФ и соучредитель «220 Вольт» Алексей Федоров рассказал о том, как за неделю поменялась ситуация с регулированием торговли в регионах, о новых мерах поддержки со стороны государства бизнесу. По словам Алексея, условия для ритейла начинают меняться к лучшему.
«Все указы, которые издает Москва, потом клонируются в регионах ― обычно с некоторыми дополнениями в худшую сторону на прошлой неделе, и с некоторыми дополнениями в лучшую сторону на этой неделе. За последнюю неделю мы научились контактировать и с местными министерствами и с комитетами по промышленности и торговле. Если еще неделю назад были проблемы с тем, что губернаторы не включали дистанционную торговлю в местные указы, не было разрешений на работу пунктов выдачи заказов, то на этой неделе никто не мешал работать», – рассказал Алексей.
У клиента начинает выстраиваться совсем другая система взаимодействия с бизнесом, в которой гораздо больше доверия.
В рубрике «Операционка» Юлия Никитина, управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda, рассказала, как изменились трафик, продажи и объем заказов на Lamoda.
«Последние несколько дней у нас трафик выше плана. Пока что аудитория, которая приходит на сайт Lamoda ― это трафик, еще обеспеченный деньгами. Прирост новых клиентов сейчас у нас выше, чем в прошлом году, и выше всех наших планов. Мы видим, что перетекание из офлайна в онлайн есть, может и не такое большое, ― говорит Юлия. ― Выросла доля заказов через мобильные приложения, сейчас она достигает 80%, даже не учитывая мобильный веб».
Читайте также: «E-com: Здесь и сейчас»: самые важные моменты прямого эфира UPGRADE 3 апреля
Юлия рассказала, как Lamoda удалось быстро запустить продажи в новом для компании сегменте Grocery: «Мы начали кампанию Ladoma больше как коммуникационно-имиджевую. Но, увидев, какой на нее огромный спрос, мы подумали: раз уж мы доставляем одежду для дома и спорта в огромных количествах, почему бы не положить туда товары первой необходимости. Раньше компании нанимали коучей и готовили проекты по два года. Сейчас за две недели: хотите выжить, спасти бизнес, давайте! Работа без выходных по 14 часов в сутки ― вот вам несколько новых категорий на Lamoda. Ставите задачу, дедлайн 48 часов ― работает катастрофически круто. Сотрудники в восторге, наконец-то они делают что-то новое».
По мнению Юлии Никитиной, в условиях пандемии и самоизоляции меняются также бизнес-процессы и паттерны покупательского поведения. Люди быстро привыкают к новому ― бесконтактной доставке, препейменту. В кризис покупатели начинают осознавать, что им не нужно столько вещей, поэтому уже в ближайшем будущем, по мнению Юлии, бизнес-модели, связанные с арендой и шерингом вещей, будут становиться все популярнее.
«У клиента начинает выстраиваться совсем другая система взаимодействия с бизнесом, в которой гораздо больше доверия», ― говорит Юлия.
Коммерческий директор ПЭК Петр Соколовский рассказал о том, что среди клиентов ПЭК есть интернет-магазины, у которых спрос резко увеличился за счет того, что они начали предлагать какую-то ценность покупателям, которые находятся на самоизоляции.
У покупателей отняли возможность пощупать товар, и скорее всего в ближайшее время она не появится. Классические контентные фотографии и даже видео это не то же самое, что видеострим. Все что замещает потерянную возможность ощущать товар до того, как его купить ― вот эти штуки точно взлетят.
В рубрике «Жизнь продолжается» Александр Шуркаев, Head of Digital Retail в Nielsen, поделился данными об изменениях в спросе на FMCG товары в офлайне и онлайне. По данным Nielsen, доля онлайн-торговли в сегменте FMCG В России выросла с 1,8% (в течение года до 1 марта 2020 года) ― до 3% на неделе с 16 по 22 марта, когда наблюдался всплеск покупательской активности. Однако даже крупные игроки не справляются с внезапным резким увеличением объема заказов, не все заказы обрабатывают и исполняют. Так, если бы инфраструктура онлайн-ритейлеров была готова к такому всплеску, рост доли онлайна мог быть выше.
Александр отметил, что жизнь дома формирует новые привычки у покупателей. 15% покупают fresh онлайн (еще год назад только 5% опрошенных говорили, что они регулярно покупают товары этой категории). Что касается форматов офлайна, во время пандемии люди стали охотнее ездить за покупками в гипермаркеты, воспринимая их как возможность купить все что нужно в одном месте. По категориям ― продолжают расти бакалея, соусы и специи, консервы, товары длительного хранения, товары для дома, алкоголь и презервативы.
Говоря о следующих ступенях пандемии для ритейла, Александр рассказал, с чего началось восстановление из кризиса на рынке Китая и о тенденциях на рынках Европы.
«Мы понимаем, что сейчас время для запуска новинок. Средства для стирки, чистки поверхностей или антимикробные средства стали значительно более привлекательными для потребителей. И это возможность для производителей запустить новинки с акцентами на защите здоровья. Люди будут покупать больше новинок из этих сфер. Что касается Китая, там стала еще популярнее продажа товаров через инфлюенсеров и стриминги».
Это мнение разделил и Евгений Щепелин, партнёр венчурного фонда The Untitled и эксперт рубрики «Приёмная».
«У покупателей отняли возможность пощупать товар, и скорее всего в ближайшее время она не появится. Классические контентные фотографии и даже видео это не то же самое, что видеострим. Все что замещает мою потерянную возможность ощущать товар до того, как я его купил ― вот эти штуки точно взлетят, на мой взгляд, в ближайшее время», ― считает Евгений.
Неорганический рост спроса, который мы наблюдаем сейчас, требует неорганических действий от компаний.
В рубрике «Приемная» Евгений Щепелин и основатели бюро экспертного сопровождения бизнеса «Два сэнсея» София Фридман и Тимофей Шиколенков ответили на вопросы зрителей эфира. Эксперты рынка обсудили, стоит ли ритейлерам сейчас выходить на маркетплейсы или уже поздно это делать, как преодолеть возникающие с этим сложности. И что делать компаниям, которые еще до пандемии начали в рабочем режиме переходить в онлайн ― останавливать ли проекты по переходу. «Неорганический рост спроса, который мы наблюдаем сейчас, требует неорганических действий от компаний», – отметил Евгений.
Все спикеры сошлись во мнении, что сейчас время партнерств, гибкости, продуманных решений и взаимовыручки. «Нам нужно помогать коллегам из офлайн-ритейла», ― сказал Алексей Федоров.
Благодарим спикеров за поддержку UPGRADE. Запись вебинара здесь.
Чтобы участвовать в эфирах и задавать вопросы спикерам, подписывайтесь на канал UPGRADE EWDN
0