0/5

«И тебя вылечим»: о честных правилах игры в e-commerce

«И тебя вылечим»: о честных правилах игры в e-commerce
время публикации: 14:00  07 мая 2015 года
Если раньше лишь ленивый не говорил о кризисе, то сегодня только пессимисты предпочитают не обсуждать рост рынка электронной коммерции и новые проблемы отрасли. Данные вопросы также были в повестке на тематической сессии по e-commerce в рамках форума «РИФ+КИБ 2015». Одно из главных мероприятий интернет-индустрии проходило в течение трех дней (22-24 апреля), объединив около 100 разных секций в 10 параллельных потоках.

Госрегулировать нельзя саморегулировать

На секции «E-commerce 2015. Тренды» присутствовали ведущие эксперты отрасли и представители крупнейших компаний, которые обсуждали как главные тенденции развития рынка, так и основные проблемы отрасли, включая регулирование со стороны властей.

Времена меняются, и государство стало больше обращать внимание на отрасль. По словам директора департамента развития проектов Ozon.ru Михаила Осина, «сейчас мы видим огромное количество инициатив, направленных на регулирование интернета. К этому можно по-разному относиться. У игроков отрасли есть два полярных мнения по этому поводу». Одни за то, чтобы переждать и не вмешиваться в ситуацию, а другие, наоборот, подчеркивают, что законодательство писалось давно, оно не учитывает реалии интернета. При этом большинство игроков все-таки склоняются к саморегулированию.

«Мое предложение звучит следующим образом: давай побыстрее договоримся между собой, прежде чем появился какой-то дядька в другом пиджаке […] и сказал «здравствуйте, я принес вам знания о том, как надо торговать», – с таких слов начал свое выступление Иван Кургузов, руководитель Кластера «РАЭК / Электронная коммерция». В своей презентации Кургузов представил сложную схему работы в отрасли, где в большинстве случае практически невозможно понять, кто, где, когда и о чем договорился и кто что у кого купил.

«Поскольку в том, что мы занимаемся, не можем разобраться даже мы, кто из участников рынка кем является, кто что кому предлагает, и кто за что отвечает, бабушка, которая решила что-то купить, это понимает еще хуже. Поэтому она пишет в Роспотребнадзор, тот в свою очередь звонит и говорит: «Там какой-то интернет-магазин, давайте с ним разберемся». Приблизительно такой импульс поступает в РАЭК от государственных органов», – резюмирует Кургузов.

Именно поэтому есть смысл объединиться и договориться об основных моментах. После нескольких рабочих встреч удалось прийти к определенным договоренностям:

  • Кассовый чек должен быть. Его можно выбивать в этот же день, а можно декларировать как конкурентное преимущество выбивание чека при покупателе.
  • Не должно быть диктата от производителя о соблюдении РРЦ, но можно обозначить соблюдение РРЦ как конкурентное преимущество.
  • При этом представители отрасли столкнулись с рядом проблем, требующих решения:
  • Трансграничная торговля (создаются неравные конкурентные условия).
  • Приучение к бесплатной доставке (сужаются ареалы доставки, и пользователь привыкает к определенным вещам).
  • Рейтинг интернет-магазинов (не ясно, какое место интернет-магазин занимает на рынке).
  • Финансовая отчётность (необходимо создать единый стандарт между участниками рынка).
  • Приём свыше 15 тыс рублей (субагент не может принимать платежи свыше 15 тысяч рублей, далее только при идентификации покупателя).
  • Анонимность (осложняет работу в отрасли).

«Я говорю о том, чтобы были равные правила игры, понятные всем участникам. То есть равные конкурентные условия, не в смысле, что всех нужно загнать под одну гребенку, а чтобы не было принципа “что дозволено Юпитеру, не дозволено быку”, – отметил Иван Кургузов, добавив, что в дальнейшем по определенным проблемам на рынке будут договариваться и решать вопросы.

Depositphotos_11796683_s.jpg

На этом фоне генеральный директор SoftKey Феликс Мучник анонсировал создание Института развития Интернета, в рамках которого эксперты также займутся задачами по формулированию определенных предложений властям о том, что можно изменить в отрасли с точки зрения законодательства и налогообложения. При этом одной из задач Института также является формулировка программы развития до 2030 года с точки зрения бизнеса.

Перспективные ниши

В целом, российский рынок электронной коммерции берет курс на восстановление: если еще в начале 2015 года наблюдалось определенное затишье, то теперь e-commerce снова начинает набирать обороты. Популяризируется m-commerce, жители городов с населением менее 100 тысяч человек активнее осваивают онлайн-покупки, а трансграничная торговля демонстрирует динамику роста. Вместе с тем, на рынке все еще существуют незанятые ниши, которые могут обеспечить отрасли дополнительный рост.

«Доставка готовой еды – это сейчас фантастически огромная ниша, – подчеркивает Федор Вирин из Data Insight. – Во всем мире она растет огромными темпами». Управляющий партнер «220 Вольт» Алексей Федоров также отметил, что «в самом большом рынке интернет-торговли 40% приходится на «джанк фуд» – мусорную еду». По его словам, в России это «голубой океан», которым необходимо заняться.

Еще одна перспективная ниша – пункты выдачи заказов (ПВЗ). «Мелкие интернет-магазины сейчас мрут как мухи. Сейчас у меня вал предложений типа “дяденька-инвестор, вложи в нас денег” – по 5-7 в день. Причем сейчас такие предложения начали поступать и от офлайн-магазинов. При этом растут продажи франшиз, – рассказывает Федоров. – Для бизнеса, который стоит перед закрытием, франшиза пункта выдачи заказов может стать выходом. ПВЗ сейчас все хотят делать, за границей масса удачных примеров, но в России ни у кого толком не получается. Если у кого-то получится, это может помочь развитию интернет-торговли».

С учетом текущей экономической ситуации эксперты также ожидают, что объемы e-commerce увеличатся на 40% к концу года, до 780 млрд руб. При этом точные прогнозы все еще сложно давать в связи с резко меняющимися «условиями игры».

О трендах и готовности игроков e-commerce объединяться, озвученных на РИФ+КИБ 2015, рассказала Кодзокова Изабелла
 


0
Реклама на New Retail. Медиакит