Как фуд-ритейлеру запустить е-коммерс: 5 обязательных элементов
время публикации: 10:00 19 января 2021 года
В период пандемии онлайн-продажи продуктов питания стали одним из наиболее заметных трендов рынка, и объем таких покупок будет только расти. Какие инструменты необходимы фуд-ритейлеру для запуска онлайн-модели продаж?
Согласно результатам исследования, проведенного агентством M.A. Research, темпы роста отечественного рынка сетевого продовольственного ритейла в 2012-2024 годы составят 4,5-5%. Такая положительная динамика в условиях мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, заставляет российских фуд-ритейлеров вплотную задуматься о необходимости запуска онлайн-платформ. Согласно современным трендам, привлечение новых технологий и диджитализация продаж является одним из наиболее эффективных методов повышения прибыльности бизнеса. Использование таких инструментов позволит увеличить объемы торговли, усилит позиции компании в условиях высочайшей конкуренции рынка продуктов питания и поможет побороться за клиентов в нишах, занятых консервативными офлайн-ритейлерами.
Разработка и внедрение собственной онлайн-площадки для торговли – задачи не из легких. Для ее успешной реализации придется разработать, а затем строго придерживаться четкой стратегии запуска и оптимизации цифровых инструментов. Об этом рассказывает Елена Райтс, директор по развитию группы компаний «Альтфина».
Анализ рынка перед запуском
Перед созданием и запуском виртуальной платформы глубокий анализ конкурентной среды является необходимым условием ее последующего успеха. Согласно аналитике, предоставленной экспертами издания “Коммерсант”, львиная доля рынка онлайн торговли продуктами питания занята крупными ритейлерами, которые уже в течение нескольких лет успешно развивают собственные площадки и параллельно продвигают свои товары через сервисы курьерской доставки. Поэтому, учитывая их позиционирование и агрессивную маркетинговую политику сетевых игроков, запустить новый маркетплейс будет достаточно проблематично.
Однако выход есть даже в таких сложных условиях. Для правильного позиционирования в онлайн сегменте основную ставку придется делать на формировании уникального торгового предложения, определение целевой аудитории, региона входа и параметров для продавцов-партнеров.
Запуск функционального маркетплейса
Для эффективного выхода в сегмент е-коммерс фуд-ритейлеру понадобится подключить команду IT-разработчиков, специализирующихся на разработке архитектуры, интерфейса, его хостинга, поддержки, продвижения и последующей интеграции платежных систем. При использовании такой CRM владелец маркетплейса получает мощную многофункциональную площадку, которая интегрируется с популярными CMS-системами, например, OpenCart или 1С Битрикс.
Для создания онлайн-магазина необходимо разработать семантическое ядро будущего текстового контента. На его базе CEO-специалист предложит оптимальную структуру сайта, а также прототипы страниц для внедрения элементов для улучшения сниппетов (отрывки текста, который пользователь будет видеть при поиске магазина в поисковиках). После согласования контентного семантического ядра прописывается план по написанию CEO-статей. Грамотная стратегия в оптимизации поиска, включающая качественный линкбилдинг, позволит онлайн-магазину попасть в топ выдачу поисковых агрегаторов Яндекс и Google. Параллельно на старте запуска проекта следует заказать UI KIT - набор повторяющихся графических элементов, которые станут основой сайта магазина.
Следующий шаг для начала успешной работы маркетплейса – оптимизация поискового трафика и направление его к активному действию. С целью удержания покупателя придется проработать юзабилити онлайн-магазина. При ограниченном бюджете необходимо привлечь на аудит UX-дизайнера с опытом работы в крупных интернет-магазинах. Перед запуском желательно подключить QA-специалиста для проведения тестов.
Оптимальный вариант для организации управления торговлей - использование интернет-сервиса МойСклад. Этот многофункциональный инструмент позволяет проводить товарный учет, руководить закупками и продажами, контролировать клиентскую базу и проводить взаиморасчеты с поставщиками.
Подключение популярных платежных систем
Эффективность работы онлайн-магазина напрямую зависит от подключения платежных сервисов, позволяющих покупателям рассчитаться за покупки всего за несколько кликов. Для этих целей обычно используют многофункциональный сервис Platron, позволяющий оплачивать покупки с помощью популярных электронных кошельков, банковских карт, интернет-банкинга. В качестве альтернативы применяют Яндекс.Касса, Robokassa, PayAnyWay, Единая Касса, Fondy.
Традиционно владельцы маркетплейсов подключают платежные сервисы с минимальной комиссией, однако при больших объемах продаж такой вариант оказывается не всегда оправданным. Чем больше альтернативных систем подключено – тем большее количество покупателей магазин сможет удержать на стадии принятия ключевого решения о покупке. Еще один немаловажный нюанс - для организации успешных продаж лучше отдать предпочтение платежным решением с хорошей круглосуточной онлайн и телефонной поддержкой.
Использование PWA инструментов
Доля мобильного трафика российских ритейлеров в 2020 года составила более 50% и этот показатель будет стремительно расти и в ближайшей перспективе. Пользователю, активно пользующемуся смартфоном, удобнее всего совершать покупки с помощью PWA (Progressive Web App). PWA представляют собой многофункциональный гибрид интернет-сайта и мобильного приложения, который скачивается и устанавливается на мобильное устройство пользователя буквально за несколько секунд с Google Play или App Store.
Достоинства PWA очевидны – быстрый доступ в Сеть, мобильность и удобство в использовании, возможность совершения покупки офлайн и использование эффективных пуш-уведомлений. Согласно статистике последних нескольких лет, внедрение такого инструмента для food-ритейлера, позволит увеличить поток заказов, сделанных онлайн, на 18-20%.
Читайте также: Шоколад, пряники, цветы: владельцы малого бизнеса о том, как выживали в пандемию, и какой инструмент в этом помог
Логистика и система доставки товаров
Хорошо организованная система логистики и доставки товаров покупателем – залог успеха работы маркетплейса. Для небольших магазинов, работающих через полноценный интернет-сайт, социальные сети, мессенджеры, вполне достаточно нескольких штатных курьеров, каждый из которых способен осуществлять 10-15 развозок в течение суток. Механизм такой работы чрезвычайно прост: покупатель заказывает и оплачивает покупку с компьютера или смартфон, менеджер формирует пакет с покупками и вызывает курьера, который в течение 30-40 минут осуществляет развоз.
Крупному продавцу для решения задач по оперативной доставке еды и продуктов питания рационально организовать собственную курьерскую службу или же подключиться к службам доставки, владеющих парком мобильного автотранспорта (скутеры или велосипеды). Такое решение позволить максимально сократить интервал ожидания приобретенного товара в условиях мегаполиса с затрудненным трафиком транспорта.
В условиях пандемии неплохо себя зарекомендовал сервис Click-and-collect, предлагающий покупателю заказать продукты онлайн, а затем самостоятельно забрать их в ближайшем магазине торговой сети в пункте бесконтактной выдачи.
Развитие низкомаржинального бизнеса в сфере продуктового ритейла требует от его владельцев использования современных высокотехнологичных решений. Какой из подходов выбрать для успешной интеграции в сегменте онлайн-продаж зависит от рыночной конъюнктуры конкретного города, ресурсов и финансовых возможностей самого ритейлера, выбора адекватной маркетинговой стратегии.
Елена Райтс,
директор по развитию группы компаний «Альтфина»,
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...