Как интернет-магазину взять репутацию под контроль: три шага к успеху
время публикации: 10:00 11 августа 2021 года
Большинство интернет-шоперов принимают решение о покупке после просмотра отзывов других покупателей. При этом потребители научились читать между строк, и легко распознают угрозу не только в большом количестве негатива, но и в потоке позитивных откликов. Что такое SERM? В чем ее сходство с SEO? И как системно управлять репутацией бренда и грамотно реагировать на любые отзывы?
Интернет-магазины работают на износ, чтобы привлечь своего покупателя. Но бывает так, что проблема с конверсией и удержанием лежит не на стороне сайта или качества рекламы. Речь идет о привлекательности самого бренда. Отзывы, комментарии и в целом информационный фон вокруг компании влияют на продажи не хуже команды маркетинга.
Но как превратить репутацию в инструмент продажи и сделать этот процесс управляемым? Рассказывает Руслан Кудрявцев, руководитель отдела управления репутацией Rush Agency.
Три главные проблемы в e-commerce… и одно решение
2020 год был золотым для e-commerce. Число заказов в интернет-магазинах и на маркетплейсах увеличилось на 78% и достигло отметки в 830 млн. По прогнозам, в ближайшие 5 лет рынок онлайн-продаж вырастет с 1,7 до 7,2 триллионов рублей (Data Insight).
Несмотря на перспективы, выплыть смог не каждый интернет-магазин. Покупатели поняли: зачем платить больше, если пара кликов — и перед глазами несколько аналогичных предложений. Проблем хватает. Если говорить о трендах этого года, выделяются две проблемы:
● Вкладывая бюджеты в маркетинг, интернет-магазины получают низкие LTV (lifetime value) и конверсию.
● Пандемия обострила конкуренцию за внимание. Число покупок в сети выросло, следом выросло количество негативных комментариев и их читателей.
В таких условиях работа с репутацией становится одним из ключевых факторов успеха, который нельзя пускать на самотек. Тем более что 94% потребителей доверяют онлайн-отзывам так же, как и личным рекомендациям.
Негативная онлайн-репутация может привести к множеству проблем, включая:
● снижение дохода — мало кто захочет покупать в интернет-магазине с рейтингом в одну звезду на Яндекс.Маркете;
● низкую лояльность — клиенты никогда не порекомендуют ваш магазин друзьям;
● трудности с привлечением и удержанием клиентов — пользователи, чудом купившие у вас товар, больше никогда не придут к вам на сайт.
Главный способ решения перечисленных выше проблем — SERM. Это маркетинговая технология, которая подразумевает создание позитивного образа компании в поисковой выдаче (Google, Яндекс и т. д.). Ведь зачастую пользователи проверяют репутацию интернет-магазина еще до перехода на сайт.: читают отзывы, смотрят на рейтинги или «звездочки».
Однако SЕRМ — это не просто хвалебные «текстики» или накрученные лайки, а целый комплекс инструментов, которые взаимосвязаны друг с другом. Например, немногие знают, что SERM — двоюродный брат SEO. Отзыв не увидят, если он будет на третьей странице выдачи. Но его можно оптимизировать по брендовому запросу и таким способом вытеснить с первой страницы поисковика площадку с комментарием от хейтера.
Итак, поговорим о том, как взять репутацию под свой контроль.
1. Проверяем репутацию бренда
Прежде чем писать оды о себе на всех площадках Рунета, оцените репутацию бренда. Без анализа репутации публиковать отзывы нельзя. Это как поход к врачу: для постановки диагноза нужен полный анамнез и стратегия действий.
Есть несколько способов посмотреть, что происходит с репутацией:
● оценить репутацию бренда интернет-магазина, потому что пользователи будут искать именно его;
● проверить юрлицо на наличие судебных разбирательств, долгов и других юридических данных;
● поискать отзывы на конкретные товары или услуги из вашего ассортимента.
Вероятно, для каждого из этих пунктов будет своя выдача и свои площадки.
Читайте также: SERM\ORM – кому и зачем это нужно?
Где проверять:
● В поисковой выдаче по запросам «бренд» и «бренд отзывы» (например, «Детский мир», «Детский мир отзывы»). Смотрите первую страницу поисковой выдачи, потому что на вторую редко кто заходит. Но все же лучше прорабатывать топ-20 выдачи. Так негативу будет сложнее попасть на первые позиции.
● Геосервисы: Яндекс.Карты, Google Карты, 2ГИС. Алгоритм тот же, что и в «классическом» поиске — ищем карточку компании и сопутствующие ей отзывы.
● Картинки. При управлении репутацией многие забывают, что в картинках тоже встречается негатив. Даже если статья не попала в топ-10, в ней могли быть изображения. И смотрите — вот они, в первом ряду Яндекс.Картинок.
● Видеохостинги YouTube, Яндекс.Видео, Google Видео. Про вас может снять видеообзор известный блогер, которого наняли конкуренты, или сотрудник, которого вы уволили за кражу скрепок.
● Отраслевые блоги/форумы. Здесь собираются потенциальные клиенты, которые уточняют последние детали перед покупкой у тех, кто в теме и разбирается в продукте. Есть вероятность, что вам уже перемыли косточки поклонники бренда.
● Сайты с публичной информацией о юридических лицах. Поиск по брендовым запросам довольно часто выводит в топ каталоги и сервисы для проверки юрлиц. Например, Rusprofile или «Зачестныйбизнес».
2. Определяемся со стратегией
Как мы уже объясняли выше, дальнейшая стратегия зависит от того, что происходит с вашей репутацией. Рассмотрим четыре варианта развития событий:
Ситуация: нет отзывов
Вы обнаружили, что про вас нет отзывов. Так бывает, если интернет-магазин недавно на рынке или выводит новый продукт, о котором никто не знает. С одной стороны, это плюс, про вас не написали ничего плохого.
С другой стороны, ситуация с отсутствием отзывов приравнивается к негативу: пользователь не может сформировать полноценное мнение о компании/продукте, задумается, можно ли ей доверять и существует ли она вообще.
Что делать:
● Зарегистрируйте компанию на популярных сайтах с отзывами (Otzovik, IRecommend и др.) и на тематических площадках по вашей тематике (например, Banki.ru, ЦИАН, Drive2.ru).
● Размещайте отзывы о продукте или компании. Не забывайте добавлять в отзывы ключевые запросы.
● Публикуйте статьи. Напишите материал или закажите обзор о вашем топовом продукте в СМИ или отраслевом издании.
● Создавайте карточки компании в крупных отзовиках, на которых компания еще не представлена, и размещайте там отзывы.
Иногда можно взять пример с конкурентов: посмотреть, что они делают и где размещаются.
Ситуация: много естественного негатива
Случается, что интернет-магазин продал товар плохого качества или сотрудники повели себя не по-джентльменски — отзывов будет много, но все они будут негативными.
Что делать:
● Отыщите и исправьте причины негатива. Негативные отзывы не появляются просто так (если только это не дело рук конкурентов) — скорее всего, у вас проблемы либо с продуктом, либо с сервисом. Почитайте, что пишут пользователи, и примите меры. Если этого не сделать, то поток плохих отзывов не закончится, и вы будете впустую тратить свои силы и деньги.
● Мотивируйте клиентов оставлять отзывы. Предложите им бонусы, скидки и акции.
● Размещайте отзывы, видеообзоры, статьи. Без положительных материалов вы не сможете выстроить положительный образ. Важно! Позитивных публикаций всегда должно быть больше негативных.
● Регистрируйте компанию на новых отзовиках, которые реально вывести в топ по ключевым запросам.
● Продвигайте позитивные площадки с помощью ссылок.
● Обрабатывайте негативные отзывы. Даже хейт можно обернуть себе на пользу, если действовать правильно.
К примеру, клиент оставил плохой отзыв о том, что с ним грубо общался консультант. Запросите подробную информацию у автора отзыва для разбирательств и после дайте ответ в стиле: «Иван Иванов, спасибо за обращение в нашу компанию. Мы приносим извинения за возникшие проблемы и сделали выговор сотруднику, который обслуживал Вас. В качестве извинений примите скидочный купон на 500 рублей».
Такой ответ поможет:
1. Изменить отзыв с негативного на позитивный. Если конфликт исчерпан, попросите клиента удалить отзыв или изменить его как минимум на нейтральный.
2. Побудить недовольного в прошлом клиента на новую покупку.
Ни в коем случае не удаляйте естественный негатив! Его уже видели другие клиенты, поэтому чистка приведет к еще большим репутационным потерям.
Кроме того, ответы под негативными отзывами (в том числе если они размещены конкурентами) демонстрируют готовность компании идти на диалог и исправлять собственные ошибки. Даже если на извинения ответят бранью, другие пользователи увидят, что вы максимально открыты и не оставите проблему без решения.
Ситуация: заказной негатив и черный PR
Эта ситуация немного отличается от органического негатива. Предположим, вы обнаружили, что против вас ведется целенаправленная травля — есть заказные негативные статьи на интернет-магазин в различных онлайн-источниках, откровенно фейковые отзывы с низкой оценкой.
Что делать:
● Удаляйте негативные отзывы, которые написали о вас конкуренты. Но для этого нужно доказать площадкам, что негатив заказной.
● Публикуйте положительные отзывы и статьи/обзоры.
● Продвигайте позитивные площадки в топ выдачи. Здесь важно понимать, что за месяц-два вы вряд ли сместите подобный ресурс за пределы топ-10, поэтому готовьтесь к кропотливой и длительной работе. Оптимизируйте тексты по брендовым запросам, добавляйте «живые» отзывы и ссылки.
● Публикуйте контрстатьи на площадках с подходящей тематикой, которые хорошо индексируются.
Ситуация: преобладает позитив
Эта ситуация, несомненно, самая приятная и выигрышная, но расслабляться не стоит. Конкуренты не дремлют, да и «случайный» недовольный клиент может добавить ложку дегтя в вашу медовую бочку.
Что делать:
● Следите за отзывами о компании на всех рекомендательных сервисах и старайтесь добиться максимального рейтинга на сайтах-отзовиках.
● Продолжайте размещать статьи и обзоры. Следите за регулярным появлением свежих отзывов. Чем популярнее площадка, тем чаще добавляйте положительные отклики клиентов о вашем интернет-магазине.
● Следите за конкурентами.
Также не забывайте благодарить людей за позитивные отзывы, это является хорошей манерой и положительно влияет на лояльность к бренду.
В обобщенном виде чек-лист инструментов в соответствии с четырьмя видами стратегий можно представить так:
3. Используем инструменты
Определившись со списком инструментов для разных видов стратегии, остановимся подробнее на каждом из них.
● Отзывы
Написание и размещение отзывов является неотъемлемой частью управления репутацией. Предлагайте клиентам скидки, подарки, бонусы — клиенту нужна мотивация, чтобы тратить свое время на размещение отзыва.
Если у вас техника, попробуйте отдать ее на тест-драйв, многие компании или блогеры рады потестить электронный девайс.
● Видеоотзывы
Этот формат хорош тем, что живые люди подробно рассказывают о продукте или компании. Видеоотзыв вызывает больше доверия, чем обычный текст, написанный, например, на Яндекс.Маркете.
● Статьи
Это тот же отзыв, только подробный, который размещается в блоге, СМИ, соцсетях. В статье можно расписать все что угодно и сделать ее полезной для поисковой выдачи и своей репутации. Но мало написать текст, важно понимать поисковые алгоритмы, чтобы статья могла попасть в топ-10 поисковой выдачи.
● Мониторинг
Какая бы ни была у вас кристально чистая репутация, продолжайте следить за тем, что о вас пишут. Для этого необходимо регулярно проводить мониторинг.
В ручном мониторинге каждую площадку проверяем самостоятельно. Как это делать, мы уже рассмотрели выше.
Автоматический мониторинг осуществляют специальные сервисы (например, Brand Analytics, YouScan).
И самое главное — работайте над качеством ваших продуктов и сервиса. Без постоянного улучшения бизнес-процессов поток негативных отзывов будет только нарастать.
Руслан Кудрявцев,
руководитель отдела управления репутацией Rush Agency.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...