Компания Pokupo проанализировала ситуацию на рынке электронной коммерции и сформулировала несколько важных и стимулирующих к действию выводов.
Электронная коммерция. Общие тенденции
Еще в 2010-2012 гг. компания прогнозировала набирающий обороты процесс консолидации на рынке электронной коммерции, прежде всего, это стало видно в сегменте бытовой техники – одном из самых насыщенных. Так в 2014 году объединились «Сотмаркет», «Ютинет» и «е96», а позже фактически первые два бизнеса закрылись, а третий в 2016 году приобретен «Техносилой».
Очень сильное воздействие оказал на смежный рынок персональных компьютеров и комплектующих DNS, зарабатывающий в целом не на покупателе, а на оптовых закупках (скидки поставщиков). Например, в Иркутской области с рынка фактически ушел «Комтек», почти не функционирует «Матрица», конкуренцию DNS составляют лишь федеральные сети (Эльдорадо, М-Видео, Связной). Похожая ситуация с малым бизнесом складывается в городах США, когда туда приходит WallMart. К слову, DNS развивается прогрессивней своих конкурентов, перескочив вверх в рейтинге интернет-магазинов за 2016 год на целых 23 позиции, максимально приблизившись к указанным.
Исследовав ТОП-100 российских интернет-магазинов по сферам, можно увидеть, что лидирующие позиции занимают «Одежда и обувь», «Запчасти» и «Гипермаркеты». Каждая отрасль из указанных в период кризиса все больше консолидируется, за исключением еды, поскольку процессы здесь сложнее, хотя в целом ритейл полностью настроен на мотив укрупнения.
Автомобильная промышленность продолжает падать уже четвертый год. Специалисты ожидают рост каждый год, однако его не происходит. С отечественного рынка ушли марки Opel и Chevrolet, а также Acura, Citroen C4 и Honda. Не пришли на рынок новая Skoda Rapid Spaceback, Mazda CX-3, и другие. На рынке электронной коммерции вслед за этими событиями трудности может испытать крупнейший интернет-магазин запчастей Exist (с № 1 в ТОП-100 за 2015 год магазин скатился на 4 позиции). Однако для него не все критично, а даже наоборот. Нет новых машин – запчасти берут больше.
Часто InSales или J’son & Partners Consulting при прогнозировании берут показатели ru-commerce и экстраполируют их на следующие периоды. Например, J&P прогнозирует для интернет-коммерции 3,86 трлн. рублей в 2017 году. Однако данный прогноз был дан в 2012 г., когда Россия уже преодолела предыдущий кризис, но находилась на пути к следующему при неудавшейся попытке диверсификации экономики.
Мы считаем, что настолько сложные процессы электронной коммерции всегда подлежат рассмотрению посредством составления сценариев, поэтому на данный момент очевидно, что рост отрасли идет только за счет разницы курсов. Помимо этого, российский e-commerce явно направлен на трансграничные операции, в последние два года резко развернувшиеся в сторону Китая. Особенно после прихода Aliexpress, JD и других китайских онлайн-ритейлеров. Объем трансграничной торговли в этом году вырастет в 2,2 раза по сравнению с тем же 2013 годом. За первый квартал 2016 года на 182% выросло число входящих международных отправлений. На внутреннем рынке количество заказов возросло на 3%. Процент заказов через Почту РФ растет постоянно: с 39% в 2014 году до 61% в 2016 году. Можно сделать вывод, что кризис Почте РФ не помеха, а даже помощник.
Малый бизнес и кредиты в России
Для лучшего понимания перспектив малого бизнеса в России рассмотрим статистику кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
Согласно данным Центробанка России, объем выдаваемых кредитов в период кризиса сокращается как по показателям для юридических лиц и ИП (в 2015 – сокращение на 3,2 трлн.рублей, в 2016 прогнозируется еще на 4 трлн. рублей), так и для рядовых граждан (здесь показатель падает активнее – с 1,4 трлн. руб. в 2014 г. до 630 млрд. рублей в 2015 г. с прогнозом падения в 2016-2017 гг. еще на 100-120%). Это означает как то, что кредиты перестают брать в связи с плохими финансовыми условиями, так и то, что кредиты перестают выдавать сами финансовые учреждения, поскольку растет размер задолженности по кредитам, как для представителей бизнеса, так и их клиентуры – физических лиц. Но положительная тенденция в этом плане намечается.
Рост размера задолженности замедляется. В 2016 году пока идет даже ее снижение, однако к концу года небольшое превышение будет (относительно небольшое – до 50 млрд. руб.).
По данным того же ЦБ РФ более 12% ИП имеют задолженность по кредитам – а это каждый восьмой бизнесмен. В среднем каждый россиянин должен 210 тыс. руб. банку. При этом у 59% активных граждан есть займы. Но с учетом роста задолженности и падения размеров дохода граждан покупательскую способность это, конечно же, не увеличивает.
Средняя зарплата россиян в 2015 году сравнялась с уровнем оплаты в Казахстане (данные ВШЭ). Относительно показателей 2014 г. зарплаты россиян упали почти на 1/3 часть. На 7% в 2016 г. растет численность безработных (против 12% увеличения в 2015 года – данные Ленты.ру). А уровень инфляции за 2015 год составил почти 13% (но в ряде сегментов достигает даже 100% и более).
Ни один из трех перечисленных аспектов (доходы, безработица и инфляция) точно не влияет позитивно на рост покупательской способности. Следовательно, негативные тенденции будут преследовать и электронную коммерцию. Однако направления развития в онлайн-торговле есть, и их значительно больше, чем у оффлайна.
Нишевые виды бизнеса – в первую очередь (продажа развивающих игрушек или детского питания и другие, онлайн-доставка еды, или даже ее производство). И в целом, ведение онлайн-бизнеса значительно дешевле, особенно если применять имеющиеся в сети эффективные бесплатные инструменты. Кризис – это непростое время, но самое эффективное для развития потенциала. Ведь именно в кризисные периоды бизнес доказывает состоятельность.
Доли и доллары
Рынок электронной коммерции растет по всем показателям, не только по обороту, но также и по доле, занимаемой в общей розничной торговле России (скоро и общей). Например, сегмент бытовой техники – зафиксирован рост до 18% (почти 1/5 рынка).
Однако пресловутая консолидация рост тормозит, но это не означает, что его не будет. Поскольку крупные интернет-ритейлеры пользуются все активнее мультиканальной моделью, когда классический магазин – это всего лишь выставочный центр. Но даже такая модель за ненадобностью отпадет в ближайшие 10 лет, в связи с развивающейся технологией «онлайн-примерки», если брать более общо (кстати, это еще одно глобальное направления для развития онлайн-торговли).
Доля проникновения интернета в РФ по разным данным составляет от 70 до 75%. По сравнению с тем же Китаем, США, Европой, в России еще существуют направления, которые можно активно развивать. Как мы неоднократно говорили, для того, чтобы начать покупать в Интернете, человеку необходимо от 1 до 2 лет (правда, стоит сделать оговорку, что для разных сегментов этот период может быть и короче, и длиннее). Вначале он учится наживать кнопки, делать необходимые СРА для магазина, и затем начинает покупать. А поскольку экстенсивный рост пока не закончился, многие считают, что поводов для беспокойства нет. Однако это напрасно.
Сейчас самое благотворное время для того, чтобы малому бизнесу взять в руки те методы, которые за небольшой надобностью не выходит реализовать в полной мере у бизнеса крупного. Это техническая поддержка, высокотехнологичные инновации (например, онлайн-чаты вместо телефонов, наработки по bigdata, вполне позволяющие действовать в небольших инфраструктурных масштабах), также партизанский маркетинг и, конечно же, работки в мобильной коммерции, которая все более явно обособляется в отдельный от e-commerce пласт.
В конце следует отметить, что объем рынков, зависимых от Интернета, в России сейчас составляет более 16% ВВП, и этим отмечается его глобальность. В связи с этим приобретают особую важность совместные продуманные действия всех участников по развитию рынка – не только ведущих игроков.