Возрождение интернет-магазинов: селлеры уходят с маркетплейсов?
время публикации: 10:00 04 апреля 2023 года
Политические и экономические изменения внесли коррективы в ассортиментную матрицу, но не пошатнули приверженность потребителей к покупкам через интернет. Электронная коммерция продолжает бить рекорды по объемам продаж, однако с ростом происходят и важные изменения в каналах.
По словам Артема Соколова, президента АКИТ, «Объём российской интернет-торговли в 2022 вырос за год более чем на 30% и достиг 5,17 трлн рублей - это рекордный максимум. А в 2023 году может увеличиться еще на 25-30% и достигнуть 6,3-6,6 трлн рублей». На старте бизнеса в сфере электронной коммерции предприниматели сталкиваются с вечной дилеммой: выходить на маркетплейсы или создавать собственные торговые площадки. Разберемся вместе с Ильей Макаровым, CEO CS-Cart - готовой платформы для создания собственных маркетплейсов и интернет-магазинов.
Каналы онлайн-продаж
Лидерами среди каналов сбыта в 2022 году снова стали маркетплейсы, на их долю приходится 45% от общего объема продаж.
Однако интернет-магазины также активно набирают обороты. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются специализированные нишевые площадки, например, для охоты и рыбалки, активного туризма и спорта. В 2022 году оборот таких магазинов по сравнению с 2021-м увеличился в 2,6 раза, количество покупок выросло вдвое, а средний чек — на 26%, до 8 068 рублей.
Аналитики из Gartner выделили еще одно развивающееся направление - нишевые B2B маркетплейсы. По их прогнозам, к 2023 году 15% средних и крупных компаний развернут собственные маркетплейсы, более 70% торговых площадок будут обслуживать b2b-клиентов. Отраслевые маркетплейсы лучше продают продукт и предоставляют широкий выбор в своем сегменте.
Читайте также: Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерса
Маркетплейсы или интернет-магазины
Выбор площадки для интернет-торговли зависит от множества факторов: ниша, финансовые возможности селлера, знания и навыки в сферах логистики, отчетности и множества других.
Современная интернет-торговля уходит от одного канала продаж, объединяя различные площадки в экосистемы. Набирает популярность параллельное развитие собственных маркетплейсов и интернет-магазинов. В недавнем исследовании издания Spark многие предприниматели пишут о том, что развивают несколько каналов. Большинство экспертов сходятся во мнении, что тотального ухода селлеров с маркетплейсов не случится. Несмотря на ужесточение условий работы с площадками и даже комиссии за вход.
Так, например в сентябре 2022 года в сети появились сообщения, что выход на Wildberries стал платным, сперва - 10 000 руб, а в октябре сумма выросла до 30 000 руб. Эти средства не считались депозитом и не возвращались селлеру при закрытии своего магазина, что вызвало волну негатива среди предпринимателей. Однако большого оттока вендоров так и не случилось.
Выйти на существующие маркетплейсы проще и быстрее, чем создать собственный. Это во многом связано с высокой стоимостью и длительностью разработки интернет-магазинов и маркетплейсов с нуля. Но с развитием готовых e-commerce платформ скорость запуска значительно снизилась, а некоторые бренды и вовсе выпустили полностью бесплатные решения.
Например, предприниматели России могут без вложений запустить интернет-магазины на платформах CS-Cart Free, PrestaShop, WooCommerce и OpenCart.
Выход на существующие маркетплейсы
Плюсы выхода на маркетплейсы |
Минусы выхода на маркетплейсы |
Простота выхода на рынок Маркетплейс решает операционные задачи (хранение товара, складская обработка и т.д.) |
Высокая конкуренция Более опытные/известные продавцы забирают больше трафика |
Экономия ресурсов Нет необходимости содержать сотрудников, арендовать офис/склад |
Штрафы и комиссии Штрафы за нарушение сроков доставки, неверные габариты товара, принудительное участие в акциях |
Широкая аудитория Маркетплейсы уже имеют большой поток клиентов |
Массовость в ущерб нишевости Узкоспециализированные товары не пользуются спросом на маркетплейсах |
Создание собственных площадок (маркетплейсы/интернет-магазины)
Важная часть работы любого e-commerce проекта - возможность общения с клиентами и их удержание. Маркетплейсы не предоставляют продавцам клиентскую базу. Внимание клиентов маркетплейсов и их лояльность редко формируется в отношении отдельных брендов, а распространяется на всю площадку. И если бизнес планирует развитие и расширение, то ему важно обеспечить себе возможность анализировать целевую аудиторию, узнавать её потребности, формировать у клиентов приверженность бренду и если специфика позволяет, то создавать вокруг него комьюнити.
Плюсы интернет-магазинов |
Минусы интернет-магазинов |
Популярность нишевых товаров При покупке товаров определенного профиля (строительство, рыбалка, мебель и т.д.) пользователи идут к экспертам в продукте. На маркетплейсах с большой ассортиментной матрицей сложно завоевать экспертизу в нише. |
Выше порог входа Вложение финансовых и временных ресурсов в создание и запуск собственной площадки для интернет-торговли |
Возможность напрямую общаться с аудиторий Полный доступ к клиентской базе и возможность выстраивать долгосрочные отношения |
Затраты на продвижение SMM, SEO, кросс-маркетинг, реклама и т.д. - все эти этапы развития проекта ложатся на селлера и его команду |
Свой дизайн сайта Возможность полностью управлять визуальной составляющей собственного бренда. |
Логистика, отчетность Каждый аспект ведения бизнеса: операционная деятельность, логистика - это ответственность владельца интернет-магазина. |
Тренд на развитие экосистемы продаж и присутствие селлеров сразу на нескольких платформах будет расти. Предпринимателям не нужно ультимативно отказываться от каких-либо каналов продаж. Важнее понять, какая особенность будет у каждой из площадок и развивать ее в рамках выбранной концепции.
Автор материала - CEO CS-Cart Илья Макаров.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Больше чем навигация: цифровые смарт-указатели в торговых центрах как новый инст...
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Притормози… и отложи сникерс, или как «Целенаправленное замедление» становится н...
- Главные новости e-com и маркетплейсов за октябрь
- ИИ: хайп или реальная польза?