0/5

Армянский маасдам и аргентинский дор-блю: год продуктовому эмбарго

Армянский маасдам и аргентинский дор-блю: год продуктовому эмбарго
время публикации: 09:33  06 августа 2015 года
Шестого августа исполняется год со дня введения продовольственного эмбарго, запретившего ввоз некоторых продовольственных товаров из США и Европы. Среди них мясо, рыба, молочные продукты, фрукты, овощи и орехи. В конце июня запрет был продлен еще год. По расчетам ИТАР-ТАСС речь идет о годовом импорте продуктов на $9,1 млрд.

Розничная торговля была вынуждена оперативно перестраивать свои поставки и целиком заменять некоторые ассортиментные группы.

По подсчетам АКОРТ в первом квартале текущего года доля российских продуктов в ассортименте сетевой торговли возросла в среднем от двух до десяти процентов в зависимости от розничного формата. Однако этот прирост обеспечен главным образом существующими поставщиками, новые практически не добавлялись.


Незаменимый хамон

Больше всего от санкций пострадал премиальный сектор, на полках которого импортные деликатесы всегда занимали существенную долю. Ранее мы писали о том, как премиальные ритейлеры начали осваивать новые торговые форматы, чтобы максимально нивелировать отрицательные последствия эмбарго. Впрочем, периодически в СМИ появлялась информация о тех или иных запрещенных продуктах на полках. Однако, как пояснили недавно, представители премиальных ритейлеров, на данный момент все санкционные продукты изъяты из продажи.


Доля отечественного растет

Гораздо легче смогли адаптироваться низкий и средний ценовые сегменты. Менеджер по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Лента» Яна Могилева отметила, что доля импортных поставок до эмбарго была незначительной – около 4%. После введения санкций ассортимент пополнялся в том числе и локальными производителями – за год их доля возросла на 15 п.п. до 50%  в категории свежих продуктов. Общая доля российских товаров в ассортименте выросла на 5 п.п. и составила 17%.

Согласно сообщению ГК «Дикси» (розничные сети «Дикси», «Виктория», «Мегамарт»), совокупное количество попавших под запрет ассортиментных позиций составило порядка 1000 наименований. При этом наименьшее количество попавших под санкции продуктов было в ассортименте магазинов у дома «Дикси» – порядка 3% от ассортимента сети. В результате к августу 2015 года доля российских продуктов по всем магазинам ГК «Дикси» выросла в среднем на 10%.

Доля отечественных продуктов в ассортименте торговых сетей X5 Retail Group к августу текущего года достигла 90%.

Директор по внешним коммуникациям сети «Ашан» Мария Курносова рассказала, что после замены запрещенных товаров объем ассортимента остался прежним почти во всех категориях. Не изменился и уровень спроса. Кроме того, часть региональных поставщиков сеть вывела на федеральный уровень.

Под знаком импортозамещения: каким стал первый год санкций для российского ритейла


Фреш несет потери

Как сообщили в ГК «Дикси», замещение в категории овощей и фруктов стало главным вызовом для компании – до санкций объем европейских поставок достигал 50%. Заменить удалось не все – некоторые сорта пришлось вывести из ассортимента, остальные стали ввозиться из Азии, Латинской Америки, Сербии. Также в компании отмечают увеличение поставок российских производителей.

Менеджер по внешним коммуникациям сети дискаунтеров «Глобус» Мария Зинина отметила, что до введения санкций доля европейских овощей составляла 40%, заменить удалось 35%. Закупочные цены при этом выросли на 50%, и продажи снизились на 10%.


Армянский маасдам и аргентинский дор-блю

Одной из самых сложных категорий для адаптации к новым условиям стали сыры, особенно после запрета на ввоз безлактозной продукции. Так, в «Глобусе» сообщили, что треть ассортимента пришлось вывести из продажи. Оставшиеся сыры подорожали примерно на 25% в закупке. В сети «Магнит» также пришлось снять с продажи некоторые виды сыров. В ГК «Дикси» европейские сыры активно заменялись аналогами: так, в магазинах у  дома появился маасдам из Армении, а в сети «Виктория» – аналоги голландских сыров от производителей Калининграда и краснодарские сыры с плесенью. Также экспериментирует гипермаркет «Ашан», где на заметно опустевших полках с сырами недавно появился дор-блю производства Аргентины. По словам Марии Курносовой, на российские сыры в «Ашане» сейчас приходится 75% ассортимента, в то время как до санкций их доля составляла 50%. По оценкам Росстата российское производство сыров в 2014 году выросло почти вдвое.

Под знаком импортозамещения: каким стал первый год санкций для российского ритейла



Фарерский лосось и чилийская семга

Перестраивать поставки пришлось и для замороженной рыбы. Так, в сети «Виктория» на долю российской продукции сейчас приходится 50% оборота этой категории. На полках «Дикси» появились стейки из чилийской семги под собственной торговой маркой. В «Глобусе» отметили, что помимо Исландии и России, замороженная рыба поставляется из Вьетнама и Китая. В «Ашан» лосось теперь завозится с Фарерских островов, а форель – из Исландии.


Ритейлеры выражают оптимизм

Продление санкций не вызывает беспокойства у ритейлеров. Так, в «Ашане» санкции повлияли не более, чем на 1% товарооборота. В «Ленте» говорят о том, что работа по импортозамещению уже давно выполнена, и сеть работает в нормальном режиме. Кроме того, стабилизировалась ситуация с ценами: уже несколько месяцев сеть не получает уведомлений о росте цен. В «Глобусе» отметили, что изначально ориентировались на российскую продукцию, поэтому адаптация к санкциям прошла достаточно быстро.


Светлана Зимина
0
Реклама на New Retail. Медиакит