Кому в ритейле не знаком деловой цикл «Деньги – Товар – Деньги’»? Наверное, нет таких. Но повторение – спасение от досадных ошибок. Тем более что разбор теории на конкретных примерах магазинов из разных ценовых сегментов, сделает знания более практическими.
«Хочешь жить, умей вертеться»
Русская народная пословица
Каждый день, ну или почти каждый день, мы ходим в магазины и покупаем товары – продукты, одежду, телефоны, бытовую технику. Мы ходим в абсолютно разные магазины, и в каждом из них царит своя атмосфера.
Наверное, каждый из вас бывал в «Азбуке Вкуса», где людей относительно мало, здесь можно купить уникальные продукты, каких не встретишь в другом магазине. Здесь чувствуется, что ты желанный гость, персонал окружает тебя заботой, играет приятная музыка и создается ненавязчивая атмосфера. Здесь нет очередей на кассе. Здесь откровенно дорого. Порой не понятно почему.
Наверное, каждый из вас также бывал в «Ашане» и видел совершенно другую картину. Здесь много людей, продукты и товары повседневного спроса навалены горами, здесь шумно и ты стираешься с толпой. Здесь можно увидеть, как люди роются в тоннах овощей и потом тратят до получаса на кассе в час пик. Здесь реально дешево.
Эти модели бизнеса такие разные, но обе процветают. Как же так получается?
Вы скажете, что они нацелены на разных покупателей, у них разная целевая аудитория и будете абсолютно правы.
А еще у них абсолютно разная оборачиваемость продукции.
Все мы помним деловой цикл «Деньги – Товар – Деньги’». Предприниматель вкладывает 100 рублей в товар, продает его с наценкой и получает денег больше, чем вложил в начале.
Модель дорогого магазина всегда рассчитана на состоятельного покупателя. Их, как известно, не бывает много. Поэтому дорогой магазин продает уникальные товары, делает на них большую или очень большую наценку, но их оборачиваемость не высока.
Приведем такой пример. На протяжении 12 месяцев (или 1 года) дорогой магазин имеет 3 жизненных цикла «Деньги – Товар – Деньги’». Каждый раз владелец вкладывает в партию товара 100 рублей, делает наценку еще 100 рублей и продает всю партию товара за 200 рублей в течение 4 месяцев. В течение 4 месяцев он, соответственно, получает маржу 100 рублей и так 3 раза в течение года. Его общая маржа составляет 300 рублей за год, при этом 100 рублей всегда находятся в обороте (в деле). Схематично модель выглядит так.
Магазин эконом сегмента ведет себя совсем иначе. Его продукция ориентирована на массового потребителя, магазин продает самые обычные товары народного потребления безо всякого изыска, но при этом делает относительно маленькую наценку. Логично, иначе кто купит стандартную связку картофеля в 3 раза дороже, чем такая же связка картофеля в соседнем магазине?
А вот как раз при малой наценке товар становится привлекательным для множества покупателей – товар продается быстро и многим покупателям, модель «Деньги – Товар – Деньги’» работает гораздо быстрее – оборачиваемость денег и товара выше.
Что происходит дальше – это очень важный момент. Приведем аналогичный пример по дешевому магазину. Предприниматель вкладывает те же 100 рублей, но делает небольшую наценку, всего 50 рублей, и продает продукцию за 150 рублей. За каждый такой цикл после продажи всего товара он получает всего 50 рублей маржи, а не 100 как в дорогом магазине. Но за те же 12 месяцев у него происходит не 3 цикла «Деньги – Товар – Деньги’», а целых 9, потому что покупателей в разы больше и товар быстро сметают с прилавков. Для наглядности смотрим следующий рисунок.
Если мы умножим маржу 1 цикла, которая равна 50 рублям, на количество циклов, то получим маржу за год = 50 х 9 = 450 рублей.
Сравнив маржу дорогого и дешевого магазинов за год, мы увидим замечательную историю – дешевый магазин заработал 450 рублей, а дорогой всего 300. При этом каждый из них пользуется одной и той же массой денег в обороте – 100 рублями. Вот только оборачиваемость, как денег, так и товара, у обоих магазинов разная.
Теперь мы понимаем, что каждый бизнес и любая модель имеет право на существование. Главное – правильно управлять оборачиваемостью товарного запаса и денежной массой.