0/5

Как устроены BNPL продукты в сегменте B2B, и почему они станут новым трендом

Как устроены BNPL продукты в сегменте B2B, и почему они станут новым трендом
время публикации: 10:00  27 февраля 2025 года
@Freepic
Объем российского рынка сервисов оплаты частями за 2024 год вырос до 300 млрд рублей, в 1,6 раз. Наибольшую популярность технология BNPL нашла в сегменте B2C, но потенциал роста заметно выше в сегменте B2B, так как обороты бизнеса значительно выше, чем у физических лиц.
Как устроены BNPL продукты в сегменте B2B, и почему они станут новым трендомГлобальный рынок B2B BNPL в 2023 году уже достиг $14 млрд в транзакциях. Прогнозируется, что среднегодовой темп роста B2B BNPL-платежей составит 27,4 % с 2024 по 2029 год.

Генеральный директор LIFE PAY Ашот Григорян рассказывает о том, как работает BNPL в B2B направлении, в чем его преимущества и риски, а также о перспективах технологии BNPL в России, и каким бизнесам наиболее эта модель.


Как обычно устроен BNPL

 
Принцип оплаты BNPL или «купи сейчас, плати потом» (Buy Now Pay Later) в розничном сегменте (B2C) хорошо известен на рынке. Эта услуга не является рассрочкой или кредитом, а позволяет розничным продавцам предоставлять покупателям возможность разделить оплату крупной покупки на несколько платежей. На российском рынке такую услугу предоставляют «Долями» от «Т-Банка», «Сплит» от «Яндекса», «Подели» от «Альфа-банка» и другие банки и провайдеры. 
 
Популярность BNPL объясняется тем, что эта услуга предлагает беспроцентный период. Это дает возможность клиентам приобретать товары, которые могут оказаться для них слишком дорогими для единовременной оплаты. Традиционные BNPL-сервисы, позволяющие проводить оплату в несколько частей, предлагают ключевое преимущество — возможность покупки без дополнительных процентов или комиссий. В некоторых случаях сервисы могут взимать комиссию, но это зачастую связано с теми ситуациями, когда количество платежей превышает четыре, например, сумма делится на шесть частей. При этом, покупателю не нужно подписывать кредитный договор, и сервис не станет проверять вашу кредитную историю.  

Итак, главное отличие BNPL от кредита или рассрочки:

— Нет процентов. Клиент оплачивает только цену товара, без лишних надбавок, тогда как рассрочка зачастую приводит к повышению итоговой стоимости.

— Краткосрочный период действия. Для BNPL характерны сроки выплат от 4 до 6 месяцев, в то время как рассрочка может длиться до 24 месяцев.

— Отсутствие обязательств по кредиту. Для совершения покупки покупателю достаточно указать свои имя, фамилию и адрес электронной почты.
 

BNPL для бизнеса: что важно знать 

 
Если на B2C рынке механизм BNPL — это просто возможность платить частями, то BNPL для бизнеса (B2B) — это, по сути, более быстрая и эффективная разновидность факторинга. В основном этот механизм сейчас применяется в сфере электронной коммерции. B2B формат "покупай сейчас, плати позже" представляет собой особый вид соглашения, при котором компании могут приобретать необходимые товары, услуги или ресурсы без необходимости немедленной оплаты. 

Проще говоря, это вид кредитной линии, предназначенной специально для бизнеса. Он удобен для организаций, которым нужно незамедлительно приобрести ресурсы, разделив платежи на части, что особенно актуально для молодых компаний или тех, кто хочет протестировать изменения в своих бизнес-процессах, без значительных вложений. 

Для того чтобы предоставлять возможность оплаты частями, бизнесу нужно выбрать провайдера или банк, который будет проводить финансовые операции и следить за сроками и переводами. Соглашения BNPL для бизнеса часто адаптируются под индивидуальные нужды компании и особенности ее взаимодействия с поставщиками, предлагая кредитные лимиты, гибкие условия оплаты и потенциальные скидки для крупных закупок, а также возможность досрочных или регулярных платежей.


Какие преимущества бизнесу дает механизм BNPL

 
BNPL для бизнеса предполагает мгновенную закупку товаров, минимальные проверки при оформлении, а также возможность управлять сплитовыми платежами во избежание накопления долгов. 
 
Чем механизм BNPL полезен при закупках? 

В первую очередь, гибкая система управления денежными потоками позволяет предприятиям откладывать оплаты на более поздний срок, согласовывая их с бизнес-циклами или ключевыми этапами проектов. Это положительно влияет на стратегическое распределение финансов, обеспечивая капиталом все необходимые операционные нужды. 
 
Если речь идет о продажах, то механизм BNPL дает возможность стимулировать клиентов совершать покупки чаще и больше. Это позволяет компаниям увеличивать средний размер корзины, иногда даже удваивая суммы заказов. Бизнес также получает возможность закупать все необходимое без единовременной оплаты, что позволяет потратить свободные средства для следующих инвестиций или решения срочных вопросов. Финансовые риски снижаются, так как BNPL избавляет бизнес от забот с кредитным контролем: ответственность за риск берет на себя провайдер, а компания получает выплату сразу. 




Читайте также: Как бизнес оценивает продажи с использованием электронных кошельков и BNPL - исследование




А есть ли риски?

 
Предоставляя возможность платить частями, бизнесу необходимо учитывать возможную задержку поступления части прибыли, что может усложнить управление денежным потоком и привести к просрочкам. Кроме того, чрезмерная зависимость от системы BNPL может стать проблемой, так как бизнесу нужно объективно оценивать степень своей зависимости от опций рассрочки, предложенных партнерами или банками. 
 
Также важно учитывать дополнительные сборы и штрафы, которые, хотя и могут быть меньше, чем при обычном кредитовании, зависят от условий соглашений с провайдерами. Несоблюдение этих условий может привести к увеличению расходов и напряженным отношениям с поставщиками. Если бизнес слишком часто полагается на BNPL для покрытия непредвиденных расходов и не соблюдает сроки оплаты, это может негативно сказаться на сотрудничестве. Важно также соблюдать нормативные требования, так как операции с BNPL регулируются законодательством. 


BNPL в России: ключевые игроки и регулирование

 
Сейчас на нашем рынке работает несколько BNPL-провайдеров для бизнеса. Часть из них я уже упоминал, говоря о сегменте B2C. Например, это «Подели» от «Альфа-банка». 
 
Другой игрок – это Paylate от МКК «КредитЛайн». Хотя Paylate не может похвастаться таким же количеством партнеров, как Сбербанк, более 1000 продавцов онлайн по всей России уже сотрудничают с этой платформой. Приобретая товар, покупатели могут выбрать Paylate в качестве метода оплаты. Тем, кто еще не зарегистрировался в системе, необходимо заполнить короткую анкету, после чего следует ожидать одобрения перевода и подтверждения покупки. В личном кабинете пользователя можно проверить баланс счета и выбрать наиболее удобный способ выплаты полной суммы.
 
Кроме того, услуги для B2B предоставляет и «Долями» от «Т-Банка», «Сплит» от «Яндекса» и «Заплатить по частям» от ЮKassa.


Что выбрать: кредит или BNPL

 
Итак, BNPL для бизнеса – это гибкий механизм финансирования, скорее, близкий по своей сути к факторингу. B2B BNPL представляет собой разновидность коммерческого кредитования, но более быстрый и эффективный в привлечении. 

В России BNPL-инструменты для B2B будут становиться более востребованными, становясь удобной альтернативой факторингу для малого бизнеса. Это новый механизм, который упрощает доступ к отсрочке платежей, сокращает бюрократию и ускоряет сделки. 

В отличие от традиционного факторинга, BNPL-решения работают быстрее, гибче и не требуют сложных процедур согласования. При этом потенциал рынка огромен: спрос на доступное финансирование среди малого и среднего бизнеса только растет, а новые технологии делают BNPL всё более привлекательным инструментом для компаний, стремящихся к развитию.

Ашот Григорян, 
Генеральный директор LIFE PAY.

Для NEW RETAIL 



0
Реклама на New Retail. Медиакит