На чем можно сэкономить в кризис, чтобы удержаться на плаву
время публикации: 12:30 16 июня 2015 года
Бизнес в России переживает непростые времена. По некоторым рынкам кризис ударил больнее, другим оказалось проще. Ясно одно: для всех наступило время мобилизовать силы, проявить свои лучшие качества, скинуть балласт и придумать, как повысить эффективность бизнес-процессов.
Ритейлеры переживают непростые времена. Особенно трудно приходится фешн-индустрии. В условиях падения покупательской способности и значительного роста расходов снизился уровень продаж и, как следствие, прибыль. Сильно закредитованный бизнес и вовсе на грани выживания – банки требуют досрочного погашения задолженности, а внешние кредиты недоступны в связи с общей экономической и политической ситуацией.
Оптимизация
Основные проблемы ритейлеров в кризис связаны с девальвацией рубля, в результате которой резко поднялись цены по ряду направлений.
Во-первых, это аренда. Многие ритейлеры заключали договора в валюте. Девелоперы предлагали долларовый расчет за аренду, так как ранее на строительство торговых центров были взяты валютные кредиты. Во-вторых, ритейлерам необходимы средства для выкупа коллекции на следующий год, а разница в стоимости из-за повышения курса значительно увеличилась, и не всем компаниям хватает средств.
Затраты растут, продажи падают, а особенно трудно приходится сегменту средней ценовой категории и рынкам в регионах, где средний класс как таковой отсутствует. В это непростое время розничные магазины среднего ценового сегмента здесь становятся убыточными. Однако масс-маркет и премиум-бренды чувствуют себя немного лучше.
Чтобы сохранить свой бизнес, ритейл-компании должны в первую очередь оценить эффективность каждого своего магазина. Возможно, с кем-то из арендодателей удастся перезаключить договор аренды на рублевый или установить фиксированный курс по оплате. Приведу в пример известный торговый центр в Самаре, который пользуется популярностью среди владельцев магазинов в связи с удачным месторасположением и большим потоком покупателей. Цены на аренду были достаточно высоки, но ритейлеры соглашались открывать здесь магазины и на таких условиях. Теперь, когда ситуация на рынке ухудшилась, арендодателям пришлось пойти на значительные уступки ритейлерам, которые теперь могут получить здесь аренду с 40%-ной скидкой. Таким образом, кризис влияет и на арендодателей, которые стараются удержать ритейлеров на своей территории.
Договориться удается не всегда, поэтому владельцам бизнеса приходится оценивать рентабельность каждой отдельной точки и принимать решение о закрытии магазинов, если они работают в убыток или находятся на грани. И это не самый плохой вариант развития событий.
Закрытие неудачно расположенных магазинов, которые не приносят прибыли, помогает ритейлеру сохранить свой бизнес, а дальнейшая удачная релокация – даже повысить продажи. Такую политику активно демонстрирует компания Sela, руководство которой уверено, что в кризис не время сидеть сложа руки. Менеджмент компании оперативно провел оценку неэффективных магазинов франчази по всей стране еще в начале экономического спада – убыточные были закрыты, а новые, уже собственные точки, открывались на освобожденных другими игроками рынка территориях. По словам вице-президента компании Эдуарда Остроброда: «Кризис – это то время, когда покупателю особенно важно настроение, поэтому именно сегодня необходимо эмоционально поддерживать и себя и покупателя, и тогда он придет именно в ваш магазин, чтобы получить эти эмоции». Похоже, этот принцип действует – продажи компании растут.
Экономия на персонале
Еще одна затратная статья в ритейле – заработная плата сотрудников. Сегодня компании стараются сэкономить, проводятся сокращения штата (хотя и не такие массовые, как в 2008 году), урезают оклады, часть сотрудников переводят на аутсорсинг. Но федеральных компаний в области эксплуатации магазинов не так много на рынке, ритейлерам тяжело найти подходящего подрядчика, кроме того, зачастую не удается договориться и о денежном вопросе. Поэтому все больше компаний прибегают к еще одному способу сэкономить – отказываются от штата сотрудников для обслуживания магазинов на местах, воспользовавшись разовыми услугами специалистов по всей стране с помощью такой технологии, как краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов»). Например, нужно заменить лампочку, покрасить урну перед входом в стрит-ритейл магазине, отремонтировать компьютер, наладить кондиционер или провести промоакцию, привлечь тайного покупателя, для того чтобы провести проверку в магазине и другое – все это могут выполнить специалисты, которым совсем необязательно находиться в штате. Таким образом, компания экономит на содержании сотрудников, а специалисты по всей стране получают возможность дополнительного заработка.
В настоящее время ритейлеры обращаются к краудсорсинговым услугам именно в связи с закрытием магазинов, когда требуется демонтаж, утилизация оборудования и т.д. Первая волна заявок отмечена в декабре 2014 – январе 2015 года. Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась. По нашим прогнозам, вторая волна возможна в июне-июле 2015 года.
В любом случае, главный совет: не поддавайтесь всеобщей истерии и панике, мобилизуйте себя изнутри, ищите положительные моменты во всем, подбирайте способы оптимизации и экономии, которые помогут именно вам удержаться на плаву в непростое время.
Сергей Дядиченко,
генеральный директор сервиса для ритейл-сетей WowWorks
0
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Приложение Максидом: как перенести гипермаркет в телефон и увеличить продажи
- Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
- Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
- Контент-маркетинг: как превращать интерес пользователей в лиды