0/5

Российские ритейлеры не боятся китайской экспансии

Российские ритейлеры не боятся китайской экспансии
время публикации: 22:41  20 мая 2015 года
По всем признакам, 2015 год в российском e-commerce пройдёт под знаком Китая. Так, в середине мая стало известно, что на рынок выходит второй по величине (и первый по обороту) китайский онлайн-ритейлер JD.com, и планы его впечатляют: к 2020 году компания намерена занять 20% рынка и довести оборот до $10 млрд. Его главный конкурент — AliExpress — нашёл первого партнёра в России ещё в 2012 году, с тех пор эта площадка контролирует львиную долю трансграничной онлайн-коммерции в стране. Ежедневно со складов AliExpress в Россию едет около 200 тысяч посылок, а в пиковые дни их число доходит до 2 миллионов.
За 2014 год доля китайских ритейлеров в российском e-commerce выросла вдвое: сейчас на долю китайских интернет-магазинов приходится 70% всех покупок россиян на зарубежных площадках. Эксперты считают, что эта цифра будет только расти — как из-за геополитики, так и из-за валютных скачков. Даже при нынешнем курсе рубля товары из Китая, не в пример западным, остаются доступны для массового покупателя.

В прошлом году услугами китайских интернет-магазинов воспользовались 15 миллионов россиян, они заказали около 50 миллионов посылок. В денежном выражении доля КНР на рынке трансграничной торговли достигла 50%. Исходя из оценки рынка в $5 млрд в 2014 году, речь идёт минимум о $2,5 млрд.

Казалось бы, столь стремительная экспансия из Китая должна насторожить отечественных игроков. Однако российские онлайн-ритейлеры восприняли последние события, в частности, выход JD.com на рынок довольно спокойно и не спешат предпринимать срочных мер.

Специалист по интернет-маркетингу, совладелец исследовательского агентства Data Insight Фёдор Вирин уверен, что говорить о серьёзной перетасовке сил преждевременно:

"Ничего страшного в появлении нового китайского интернет-ритейлера на российском рынке нет. Структура зарубежных и российских покупок отличается, и то, что покупается в Китае, не покупается в России. Поэтому JD.com может быть угрозой только тем российским онлайн-ритейлерам, которые занимаются перепродажей китайских товаров. Что касается уже работающих в России китайских ритейлеров, то JD.com понадобится немало усилий, чтобы составить им конкуренцию.

Каких-то глобальных изменений из-за этого ждать не стоит. Российский e-commerce будет меняться, как и меняется российский ритейл в целом. Так обустроена наша экономика. А выход новых игроков из Китая на наш рынок обусловлен тем, что меняется и их экономика тоже.

Вторит ему и менеджер по развитию бизнеса FM Logistic Екатерина Степаненко:

"JD.com, крупнейший китайский интернет-магазин бытовой техники и электронных гаджетов, сообщил о своем выходе на российский рынок, что, безусловно, не может не повлиять на расстановку сил между российскими игроками е-commerce. В то же время крупнейшие отечественные продавцы бытовой техники и электроники, такие как «Юлмарт», «МВидео», «Эльдорадо», DNS, чувствуют себя достаточно уверенно и продолжают наращивать рыночную долю благодаря широкому ассортименту продукции и разветвленной схеме доставки (до двери клиента, из пунктов самовывоза и т.д.).

Для того, чтобы достичь заявленной доли рынка в 20%, JD.com придется "удивить" российских покупателей действительно низкими ценами и маленькими сроками доставки, в том числе в регионы."



Партнёром JD.com в России стала логистическая компания SPSR Express. Эта же фирма работает с AliExpress — в феврале они открыли первый центр выдачи заказов в Москве.

Представители компании настроены ожидаемо оптимистично. Руководитель департамента международного развития SPSR Express Алекс Васильев так прокомментировал новое партнёрство:

"Мы верим, что у JD.com большое будущее. Это компания прямых продаж: она контролирует стоки, качество продукции, имеет большие ценовые преимущества, так как закупает товары в очень серьезных объемах. В сотрудничестве с JD.com возможно создать трансграничный продукт, который успешно будет конкурировать с предложениями внутренних российских игроков, в том числе и с точки зрения сроков. Наличие собственного склада позволяет осуществлять доставку из Китая, например, в Москву за 2-3 дня.

Благодаря подписанному договору о сотрудничестве в Россию из Китая приходит крупнейший игрок в сфере прямых продаж в электронной коммерции."

Площадка JD.com, урождённая 360Buy, вышла на мировой рынок всего 2,5 года назад — в октябре 2012 года у неё впервые появился англоязычный сайт. Тем нагляднее выглядят темпы роста китайского рынка онлайн-торговли за рубеж: сегодня JD.com лидирует в Китае по обороту (занимает 49% рынка), в компании работает 62 тысячи человек. После заключения сделки с SPSR Express ритейлер намерен доставлять российским покупателям до 100 тысяч посылок в день со средним чеком $40-200.

JD.com специализируется на бытовой технике и электронике, в его ассортименте — больше 50 миллионов позиций. 

Представитель компании Huawei Consumer Business Group в России, менеджер проекта shop.huawei.ru Илья Тюрин считает выход JD.com в РФ благом:

"Российский рынок e-commerce только за 2014 год вырос на 31%, а китайский рынок интернет-торговли, по оценке экспертов, уже к 2020 году достигнет объемов 430 млрд долларов. Крупнейшие китайские игроки успешно развиваются на внешних рынках и применяют реализованные на «родном» рынке бизнес-кейсы. Например, заметный тренд в китайской онлайн коммерции - сбор данных по потенциальному спросу и доставка товара на склад партиями в зависимости от этого спроса. В нашем случае и смартфоны не залеживаются на складе, и мы избегаем возможных рисков в отношениях с покупателями. Мы уже успешно опробовали эту модель продаж на российском рынке: завтра в нашем интернет-магазине стартует очередной раунд продаж смартфона Huawei Honor 4 C.

В этих условиях выход на российский рынок Jd.com был ожидаем и мы уверены, будет полезен для российского рынка, т.к. создаст еще более благоприятные условия для рыночной конкуренции."

Акциями JD.com и Alibaba Group (материнская компания AliExpress) владеют крупнейшие отечественные инвесторы, в частности, Алишер Усманов и Юрий Мильнер. Их интерес ещё раз подчёркивает стойкий тренд на развитие китайской торговли в России.

Летом 2015 года в РФ должен начать работу третий крупный e-commerce проект из Китая — малоизвестная площадка TradeEase из провинции Хэйлунцзян, что у границы с Россией. Задача стоит амбициозная: заменить онлайн-торговлей традиционную «челночную» торговлю приграничных регионов. Объём торговли между Хэйлунцзяном и Россией за прошлый год оценивается в $23 млрд, что лишь немногим меньше оценки всего рынка e-commerce в стране и равно четверти товарооборота между странами. В капитал проекта войдут «Яндекс.Деньги», Bank of China, министерство финансов провинции, правительство города Суйфэньхэ и компания PayEase. Ожидается, что до конца 2015 года к TradeEase подключится около тысячи компаний.

Алексей Максимук
0
Реклама на New Retail. Медиакит