0/5

Share economy: как новая экономика может изменить ритейл

Share economy: как новая экономика может изменить ритейл
время публикации: 13:30  12 мая 2016 года
Алексей Федосеев, основатель сервиса бесплатных объявлений Aiwona, поделился своим мнением о том, как экономика совместного потребления меняет ритейл и какие сервисы могут предложить традиционные магазины и e-commerce, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Начало 2016 года оказалось для россиян крайне неудачным – согласно данным Nielsen, доля россиян со свободными деньгами оказалась ниже, чем в кризис 2009 года, а от покупки новой одежды и электроники отказались 61% и 45% россиян соответственно. 

Сложившаяся ситуация ставит в сложное положение не только потребителей, но и предпринимателей – ритейл терпит убытки, а малый бизнес теряет надежду. Эксперты не прогнозируют существенных улучшений в ближайшее время, а значит, и потребителям, и предпринимателям придется искать новые пути снижения издержек. Одним из таких путей может стать концепция share economy или совместного потребления, популярная на Западе в течение последних 6 лет. 

Экономическая модель share economy предлагает совместное использование товаров и услуг, основной упор при этом делается на аренду вместо владения или покупки. В некоторых случаях удобнее и дешевле взять вещь в аренду в краткосрочное или долгосрочное пользование, чем покупать ее. Важную роль в концепции играет бартер – обмен собственных вещей или навыков на чужие. Зачастую люди предпочитают брать вещи в аренду у частных лиц, а не у компаний – последнее сопряжено с бюрократическими процедурами и стоит дороже. Множество американских стартапов сделали ставку на совместное потребление, и не прогадали – так, например, Airbnb, Uber и Rentoid позволяют снять комнату, автомобиль или различные вещи в аренду у частных лиц ровно на тот срок, на который вам нужна эта вещь. Популярностью пользуется и возможность получать доход с имеющихся, но редко использующихся вещей – старого велосипеда, который можно сдать туристу для прогулки, пустующей комнаты или фотоаппарата, на который вы снимаете только в отпуске.
shutterstock_300482888.jpg

Несмотря на широкое распространение концепции в Америке и Европе, в России к ней пока относятся с недоверием – сказывается советский опыт жизни в коммунальных квартирах и донашивания старых вещей за старшими братьями и сестрами. Тем не менее, сложившиеся экономические обстоятельства могут сделать эту концепцию актуальной вопреки желанию россиян. Нельзя сказать, что в России нет сервисов, позволяющих взять вещи в аренду или приобрести то, что уже использовалось – существует множество досок объявлений и форумов, сайты, где люди отдают старые вещи даром, группы в социальных сетях. Уже сейчас наблюдается рост доли секонд-хендов в общих продажах одежды, а количество пользователей бесплатных досок объявлений растет – более 60% россиян хотя бы раз пользовались такими сервисами для покупки или продажи. В то же время доски объявлений поглощены стремлением к монетизации: так, eBay переориентировался с C2C на B2C и стал предлагать в основном товары различных предприятий; доска бесплатных объявлений Avito недавно ввела лимит на количество бесплатных объявлений в некоторых категориях. Такая политика отталкивает пользователей, и они уходят в небольшие комьюнити, которые не стремятся к монетизации – например, на базе социальных сетей.

Те, кто сейчас не готов покупать новые вещи, а это, по данным Nielsen, около 50% россиян, отправятся на доски объявлений, в то время, как ритейл будет терять покупателей и терпеть убытки. Масштабы этой тенденции велики, и предпринимателям стоит придумать способы взаимодействия с той частью населения, которая не может позволить себе покупать новые вещи даже со скидкой. Учитывая тенденцию осмысленного потребления, которая также ставится популярна, мы можем говорить о формировании нового типа потребителя, который не станет переплачивать только ради того, чтобы приобрести новую вещь. 
Ритейл и e-commerce будут терять клиентов до тех пор, пока не придумают, как приспособиться к новой экономике и что предложить тем, кто не хочет переплачивать за вещи, нужные на один раз.

Пользователи готовы сами создавать удобные для своих нужд сервисы, тем более, что открытых платформ достаточно – в социальных сетях поддерживается множество групп, где вещи обменивают, например, на еду или другую одежду, а количество сайтов и групп для совместных покупок растет. Совместные покупки в данном случае означают покупку одной вещи вскладчину (например, электронных книг, игр и других легко и без ущерба делимых вещей), или оптом, чтобы сэкономить. На Авито можно найти объявления о сдаче в аренду, например, дрели – но в интерфейсе подходящего раздела для таких объявлений нет, и добраться до них не так легко. Люди все равно используют существующие сервисы по-своему – почему бы не предоставить им возможность делать это удобно, не ожидая появления нового стартапа, который сделает это возможным? Так, например, из крупных досок объявлений только одна предлагает пользователям сервис для организации совместных покупок, в интернет-магазинах такой практики нет в принципе.

shutterstock_231269674.jpg

Несмотря на то, что тенденция уже получила некоторое распространение – в крупных российских городах население предпочитает Uber обычному такси и по выходным избавляется от старой одежды на гаражных распродажах, в целом россияне с недоверием относятся к покупкам в интернете, тем более, с рук. Это одна из причин, по которым крупные компании уверены, что не потеряют свою аудиторию. Однако темпы снижения реальных расходов россиян вызывают опасения, и многие уже готовы превозмочь свое недоверие. Задача e-commerce в данном случае не в том, чтобы предложить более привлекательные цены – невозможно конкурировать с подержанными товарами или арендой у частного лица. Скорее, компаниям стоит попытаться поймать этот тренд и использовать его в своей работе. В связи с низким уровнем доверия в городах тем сервисам e-commerce, которые решатся использовать тренд share economy, стоит обратить внимание на уже сложившиеся сообщества.

Согласно исследованию Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала, большинство россиян не ощущают своей связи с крупными социальными группами (например, городским населением), но зато тесно связаны с малыми сообществами (семьей, соседями). Возможно, совместное потребление сможет лучше развиваться в небольших тесных сообществах – например, микрорайонах. В таком случае для досок объявлений и агрегаторов интернет-магазинов важной может стать возможность создания небольших внутренних сообществ, точной геолокации объявлений, возможность оставить свой отзыв продавцу или посмотреть чужие. 
Можно сказать, что осмысленное и совместное потребление, особенно в условиях нестабильной экономики и низких реальных доходов россиян, может стать серьезной угрозой как для традиционного ритейла и e-commerce, так и для сервисов купли-продажи подержанных вещей.

И тем, и другим нужно сосредоточиться на новых способах взаимодействия с покупателями и предоставить им новые возможности для покупок. Так, например, инструменты для совместных покупок, задействованные в работе интернет-магазина, позволят снизить количество пользователей, уходящих на другие площадки в поисках этой опции, а возможность обозначить сдачу вещи в аренду в интерфейсе доски объявлений не только для недвижимости, но и для более мелких вещей, позволит привлечь часть пользователей, которая ищет эти вещи у знакомых. Главное – прислушиваться к пользователям, обращать внимание на то, как они взаимодействуют друг с другом в социальных сетях или на форумах. Вполне возможно, они сами подскажут, чего не хватает вашему сервису. Есть о чем задуматься и ритейлу – возможно, в скором времени возникнет спрос на краткосрочную аренду строительных инструментов, техники, карнавальных костюмов, музыкальной аппаратуры. Велика вероятность, что те, кто сейчас начнет тестирование и задействует новое направление, например, с помощью витринных образцов, сможет использовать тренд на пользу своему бизнесу.

Алексей Федосеев, 
основатель сервиса бесплатных объявлений Aiwona
0
Реклама на New Retail. Медиакит