0/5

Индекс потребительского доверия пережил самое значительное снижение во всем мире

Индекс потребительского доверия пережил самое значительное снижение во всем мире
время публикации: 11:30  17 июля 2020 года
Теги: Nielsen
Во II квартале 2020 года уровень потребительского доверия во всем мире пережил самое драматичное снижение за все время измерений в течение последних 15 лет.
В России он опустился до 62 пунктов (-6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года — здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз аналогичный результат, ставший антирекордом, был зафиксирован в I квартале 2019 года.

Глобальные значения индекса опустились еще более существенно: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.

Nielsen 1.png
Основные показатели

В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги.

Число россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). А уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).

«Негативное влияние пандемии COVID-19 ощутили большинство стран во всем мире, поэтому текущее значение индекса потребительского доверия ни для кого не стало сюрпризом. Часть россиян потеряли работу, другие лишились части заработка и оказались в ситуации неопределенности, что привело к перераспределению трат и сокращению расходов. Сильнее всего во II квартале потребители в России переживали за экономику страны, в этом признались 39% опрошенных, тогда как даже о здоровье в текущей ситуации беспокоилось меньше опрошенных — только 30%. Но одновременно с этим доля тех, кто уверен в выходе из кризиса в течение года, увеличилась с 6% до 17%, что может быть признаком того, что в обозримом будущем тренд изменится в позитивную сторону», – комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Впрочем, даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, - 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).

Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG-бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).

Nielsen 2.png
«В период самоизоляции потребительское поведение пережило сильнейшие изменения: россияне стали меньше экономить на еде и алкоголе, больше развлекались дома, отказывая себе в удовольствиях, которые сегодня мы ассоциируем с миром «до пандемии», например, обновлении гардероба и отпусках.

Меньше других в текущей ситуации пострадали FMCG-производители и ритейлеры, которые, впрочем, были вынуждены сделать масштабные инвестиции в развитие логистических мощностей и сдерживание роста цен. С большой долей вероятности они пересмотрят свои стратегии, чтобы подготовиться к возможным сложностям в будущем, тем не менее, пока рано делать долгосрочные выводы, ведь с отменой самоизоляции многие процессы, пусть и медленно, но начали приходить в новую норму», — комментирует Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.

Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).

Nielsen 3.png
Исследование потребительского доверия The Conference Board® Global Consumer Confidence™ Survey, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen, проводилось в мае  2020 года среди более чем 32 тысяч онлайн-респондентов в 68 странах мира.

New Retail

 

 



0
Реклама на New Retail. Медиакит