Инструменты Поставщика: карта профиля сети и циклограммы
время публикации: 10:00 22 мая 2017 года
Сотрудничество поставщиков с торговыми сетями имеет свои особенности, которые отражаются на выборе инструментов управления и менеджмента. Какие инструменты управления бизнес-процессами могут повысить эффективность сотрудничества с розничными сетями?
Сегодня для успешного сотрудничества с торговыми сетями в условиях быстроменяющегося конкурентного рынка и постоянного изменения внешних условий, не зависящих от поставщиков, ключевой задачей менеджмента является оперативное принятие эффективных и правильных бизнес-решений. А для этого поставщики должны не только обладать полной и своевременной информацией, но и упрощать и оптимизировать обработку этой информации, и, прежде всего, информации, связанной с торговыми сетями.
Карта профиля торговой сети
Остановимся немного поподробнее на такой вещи, как базовая информация о торговой сети – досье торговых сетей, которое хранится либо в электронном виде в CRM, либо в специальной папке в бумажном виде. Такое досье обычно называется Картой профиля торговой сети, которая позволяет:
- иметь все необходимые данные для составления ценностного предложения, используемого для переговоров с сетью;
- осуществлять правильное позиционирование и осознанный выбор стратегии при проведении переговоров по улучшению условий и других переговоров;
- управлять знаниями и снижать риски при преемственности и ротации сотрудников на позиции КАМ;
- сделать более конкурентоспособной операционную эффективность счет лучшего использования информации, знаний и поддержки процессов сети.
Карта профиля торговой сети должна обновляться по мере получения новой информации. По большинству параметров трудно задать какой-то цикл обновления, например, неизвестно, когда у торговой сети появится новое видение и миссия. С другой стороны, очевидно, что с приходом нового CEO эти цели высшего уровня, как правило, изменяются. Аналогично, у каждого из параметров такой Карты профиля есть своя индивидуальная частота обновления.
Основными источниками сбора данных Карты профиля являются:
- надежные источники в сети Интернет;
- переговоры с сотрудниками клиента;
- инсайдерская информация;
- пресс-релизы и собрания поставщиков сети;
- общение с представителями других компаний;
- общение с профессиональными сообществами.
Для удобства заполнения и настройки прав на изменение информации, Карта профиля обычно разбита на несколько отдельных разделов, в которых храниться информация о бизнес-философии торговой сети, структуре ее управления, розничных брендах, финансовых показателя, форматах торговли, логистике и о ее операционной деятельности:
- Масштаб бизнеса (год основания сети, количество магазинов, информацию о выручке, общую торговую площадь, используемые каналы развития (франчайзинг и пр.);
- Ценности высшего уровня (Миссия, Видение, Цели, Стратегия);
- Протокольная информация о встречах и подарках (порядок встречи с сотрудниками торговой сети за пределами офиса, максимальная сумма протокольного подарка, который может принять сотрудник торговой сети);
- История развития, структура капитала, слияния и поглощения;
- Акционерный капитал и бенефициары (обычно в виде диаграммы);
- Совет директоров;
- Топ-менеджмент;
- Динамика изменения состава топ-менеджеров;
- Органиграмма коммерческого отдела – для понимания зон ответственности и полномочий байеров и других сотрудников торговой сети (у «байерской сети» и сети с «матричной ответственностью» у байеров разные полномочия);
- Основные показатели форматов в разрезе дивизионов и регионов (количество магазинов, торговые площади, количество ассортиментных позиций, средний чек, время работы, средний оборот с квадратного метра и т.д.);
- Форматы и другие каналы продаж (оптовые продажи, E-commerce);
- Особенности менеджмента и управления в магазинах (количество сотрудников, используемое оборудование (кассы самообслуживания, биометрическое оборудование, пр.), планограммы, развитие определенных форматов, пр.);
- Стратегический и потребительский маркетинг (информация о брендах и ребрендинге, изменении форматов, программах лояльности, акциях и промо, других проектах);
- Динамика чистой розничной выручки;
- Динамика выручки с кв. метра по форматам/брендам;
- Структура выручки по форматам/дивизионам;
- Динамика количества магазинов;
- Долговая нагрузка;
- Собственные торговые марки (включая динамику доли СТМ в выручке, логотипы торговых марок, категории и описание СТМ)
- Коммерческая политика, включающая в себя Ассортиментную политику (количество категорий в торговой сети и их классификацию), Ценовую политику (позиционирование ценообразования (HiLo, EDLP , пр.), позиционирование ассортиментных групп и отдельных СКЮ, ТОП СКЮ, параметры мониторинга и т.д.);
- Политика промо;
- Текущие коммерческие условия и динамика их изменений;
- Распределительные центры (количество, федеральные округа, регионы, города, площади, право собственности, количество грузовых автомобилей и пр.);
- Логистические условия (диспо-схема, контрактные условия по приемке);
- Региональная представленность;
- Структура выручки по регионам присутствия;
- Стратегия и планы регионального развития;
- Контакты и контактные данные сотрудников (включая ФИО, должность, телефоны, электронную почту, профили в соцсетях, предыдущие места работы, KPI, зоны ответственности (в т.ч. категорию), потребности и привычки).
- Факторы привлекательности поставщика для сети (коммерческие условия, производство СТМ, сильные бренды, сбалансированная ценовая политика в разрезе каналов, пр.);
- Факторы привлекательности сети для поставщика (ТОП по выручке, пр.).
Конечно, такой объем информации должен заполнять и контролировать ни один, а несколько сотрудников, отвечающих каждый за свою часть. В итоге, вся информация должна быть удобно структурирована и, в идеале, автоматически печататься из CRM в единый отчет по торговой сети, в котором отдельно должны быть выделены все изменения, произошедшие с последнего формирования отчетности.
Читайте также: Методика «6С» и управление знаниями, необходимыми для эффективного сотрудничества с торговыми сетями
Циклограммы
Еще одним инструментом, используемым для увеличения эффективности, уменьшения рисков и ускорения принятия необходимых управленческих решений, являются циклограммы, в которых при возникновении того или иного события, описаны необходимые действия со стороны сотрудников поставщика, сроки их исполнения, а также цели, зоны принятия решения и ответственность.
Каждая циклограмма разрабатывается и утверждается для конкретной торговой сети, которая учитывает особенности этой сети и нюансы сотрудничества. Наличие таких циклограмм позволяет увеличить эффективность всех процессов, влияющих на своевременность и правильность принимаемых решений. В таких циклограммах рассматриваются только концептуальные процессы, влияющие на возможные стратегические изменения в сотрудничестве с торговой сетью. Технические действия, например, прием и авизация заказов, в циклограммах не рассматриваются.
Такие циклограммы также могут быть «встроены» в CRM и автоматически формировать задачи ответственным сотрудникам и контролировать сроки исполнения задач. Примеры некоторых пунктов из таких циклограмм приведены в Таблице 1. Данная таблица должна быть обязательно дополнена столбцом с ответственными сотрудниками и сроками, в которые должна быть выполнена та или иная задача.
Таблица 1. Примеры некоторых пунктов из циклограмм торговых сетей
Событие в торговой сети | Задача для ответственного сотрудника | Цель |
Изменение Ценностей высшего уровня | Оценка и, при необходимости, пересмотр Стратегии сотрудничества с торговыми сетями | Снижение финансовых и репутационных рисков |
Изменение иерархии распределения ассортимента по географии и форматам | Оценка и, при необходимости, пересмотр Прогнозного плана на год.
Оценка и, при необходимости, пересмотр Ассортиментной стратегии с добавлением в нее новых продуктов. Создание и утверждение Оперативного плана мероприятий по увеличению присутствия по географии и форматам. | Увеличение своего присутствия по географии и форматам.
Увеличение доходности бизнеса и актуализация финансового прогнозирования |
Пересмотр категорий или ролей категорий | ||
Утверждение rolling плана промо в категории | Оценка и, при необходимости, пересмотр Прогнозного плана на год.
Оценка и, при необходимости, внесение изменений в годовой План проведения маркетинговых и промо-акций | Снижение финансовых потерь и актуализация финансового прогнозирования |
Изменение коммерческих условий сети | Провести внеочередной мониторинг полочных цен собственной продукции и продукции конкурентов в разных торговых сетях и других каналах сбыта.
На основании анализа мониторинга, при необходимости принять решение об изменении цены на собственную продукцию. | Увеличение доходности бизнеса
|
Вообще, поставщикам достаточно часто приходится реагировать на те, или иные события, причем в разных случаях приходится проводить разные комплексные мероприятия. Поэтому проще всего это делать в рамках разработки, согласовании, утверждения и исполнения оперативных планов с конкретными мероприятиями, ответственными, сроками, KPI и ожидаемыми результатами. Именно такие оперативные планы, направленные на использование открывшихся возможностей, удобнее всего использовать в циклограммах, направленных на использование открывшихся возможностей.
При этом, естественно, необходимо исполнять годовой План мероприятий, утверждаемый для каждой торговой сети. В этом плане, который также должен содержать ответственных сотрудников, сроки, KPI и ожидаемый результат, должны быть представлены регулярные и разовые мероприятия, необходимые для успешного сотрудничества с торговыми сетями.
Такой годовой План мероприятий, должен включать в себя, например, следующие операционные мероприятия:
- Предоставление торговой сети ежеквартальной аналитической отчетности установленного образца;
- Согласование с сетью годового прогнозного плана (ожидаемые продажи в разрезе СКЮ и РЦ с учетом промо);
- Письменное согласование с торговой сетью объемов и механики промо-акций;
- Проведение полугодового анализа продаж, маржинальности сети и товарного сегмента сети для возможной ротации СКЮ и подготовки новых предложений для торговой сети;
- Согласование с торговой сетью и проведение ежемесячных или ежеквартальных Категорийных дней;
- Подготовка ежемесячного отчета о посещении контрольных точек продаж;
- Утверждение и реализация Плана по мерчендайзингу;
Утверждение и исполнение годового Плана мероприятий по взаимодействию с конкретной торговой сетью и внесение в него оперативных изменений либо проведение дополнительных оперативных мероприятий при наступлении тех или иных ключевых событий, контролируемых с помощью циклограмм, позволяет существенно увеличить эффективность коммуникаций с торговой сетью и, в конечном итоге, увеличить прибыльность бизнеса.
Использование таких инструментов управления бизнес-процессами, как Карта профиля торговой сети и циклограммы также говорят о высоком уровне менеджмента в целом на предприятии. А высокий уровень менеджмента всегда являлся, и будет являться ключевым конкурентным преимуществом, тем более на таком конкурентном рынке, как продуктовый ритейл.
Дмитрий Леонов, консультант и бизнес-тренер,
Заместитель Председателя правления РУСПРОДСОЮЗА
Все статьи Дмитрия Леонова читайте в авторском спецпроекте «Практикум поставщика».
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...