Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике
![Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике](/upload/iblock/e79/e79bba3debac53d0f88c3e0780333bba.jpg)
время публикации: 10:00 31 марта 2022 года
Компания Tiburon Research провела исследование потребительского поведения россиян, целью которого стало выяснить, какие траты в условиях экономической неустойчивости потребители сократили в первую очередь. Как россияне готовятся к «тяжелым временам», наступления которых ожидают 71% опрошенных? На чем и как россияне экономят? Как эти новые сценарии может использовать бизнес?
У 65% россиян снизился доход, 64% уменьшили расходы, 33% закупили продукты и другие товары впрок. Такие результаты дало исследование потребительского поведения жителей городов России, проведенное компанией Tiburon Research. Первыми категориями трат, которые пошли под нож, стали еда вне дома и поездки. При этом более половины опрошенных (66%) испытывают те или иные сложности с работой.Чтобы отследить изменение покупательского и финансового поведения россиян, компания Tiburon Research начала серию регулярных исследований «Мониторинг потребительского поведения». Первая волна стартовала 16 марта 2022 года и будет повторяться каждые 2 недели. Каждую волну в проекте принимает участие 1 тысяча россиян в возрасте 20-55 лет, выборка репрезентативна населению российских городов с населением более 100 тысяч человек. Метод исследования – онлайн-опрос.
![Нелли Мамян Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике](/upload/medialibrary/cb3/cb34f03225c93b838676144446a0b595.jpg)
Инфляция
94% респондентов заметили повышение цен, особенно на продукты и другие товары базовой потребительской корзины: одежду и обувь, лекарства, мебель, товары для детей и животных. По мнению большинства (88%), экономическая ситуация ухудшилась, особенно это сказалось на людях с невысоким достатком. 71% считает, что в следующем месяце будет хуже.
Изменение трат
Россияне готовятся к тяжелым временам: 64% опрошенных за последний месяц стали меньше тратить и больше экономить (среди людей с низким доходом - 74%). 52% отказались от крупных трат, 33% закупились впрок (в Москве — 44%). В основном впрок купили еду (76%), лекарства (48%), товары для животных (35%), одежду и обувь (31%), косметику (28%). Хорошая новость для Avito и подобных сервисов – 20% говорят о росте интереса к подержанным товарам.
![Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике](/upload/medialibrary/0f9/0f90a8e520ba4e41c8f929ed1d9b737e.png)
![Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике](/upload/medialibrary/ffa/ffa5b84b0c588222059d61c36b54fea0.png)
На чем экономят
Россияне стали больше обращать внимание на промо-акции (82%), отказались от необязательных расходов (72%), переключились на более дешевые магазины (52%). Все это – стратегии, типичные для всех кризисных периодов.
Пять основных категорий, на которых экономили в последний месяц: еда вне дома – 64%, поездки – 57%, досуг (кино, театр) – 50%, ремонт и обустройство дома – 47%, мебель – 46%. Экономят также на хобби, алкоголе, косметике и косметологии. Расходы на одежду снизили 40%, на продукты – 30%. Связь, лекарства, товары для детей, образование – категории, которые пока затронуты не сильно (в среднем 9-13% опрошенных декларируют экономию).
![Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике](/upload/medialibrary/0cf/0cfc2ddc25ed4c04e4dbfc0ab8f0c2bb.png)
Работа и доход
Те или иные сложности с работой отмечают 66% опрошенных. 8% потеряли работу, столько же временно не работают с сохранением зарплаты, а среди людей с высшим образованием в Москве таких больше – 14%. Вероятно, это эффект от ухода международных компаний. Можно предположить, что через какое-то время, если ситуация не нормализуется, эта группа потеряет работу. 26% отмечают проблемы с поиском работы (34% в Москве), у 28% отменили премии, 44% жалуются на снижение доходов от работы.
Читайте также: Ромир назвал доминирующие стратегии потребления россиян
Падение доходов семьи за последний месяц отмечают 65% участников опроса, 20% характеризуют его как сильное. Особенно пострадали официально не работающие. Среди них 30% заметили сильное снижение семейного дохода. Для сравнения: 13 апреля 2020 года, через месяц после ковидного локдауна, о снижении дохода сообщили 39% опрошенных.
![Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике Исследование: Россияне «затягивают пояса» и готовятся к дальнейшему спаду в экономике](/upload/medialibrary/887/887d3019015512bb7f0a9b64507c90cd.png)
Финансовое поведение
Финансовое поведение россиян за последний месяц довольно хаотично. Кто-то предпочел снять денег про запас (20% по России, 31% в Москве), кто-то — наоборот, открыл вклад под текущие высокие проценты (17%). 6% продали иностранную валюту (вероятно, из-за боязни ее запрета), 5% купили, опасаясь роста курса. Аналогично с ценными бумагами: 3% — купили, 3% — продали.
Сбербанк — по-прежнему лидирующий основной банк, в топ-5 входят также Тинькофф, ВТБ, Альфа-банк, Почта-банк и Райффайзен-банк. В целом россияне лояльны — только 10% задумываются об отказе от пользования одним из своих банков. 18% хотят открыть счет в новом банке.
Обзор подготовлен компанией Tiburon Research.
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
-
Experiential retail: Шопинг как Диснейленд для взрослых
-
Кейс «Экстра-М», производителя макарон Pasteroni: как за 3 месяца автоматизирова...
-
Кейс Munz Group: как в компании увеличили конверсию в ритейле с помощью «Офисног...
-
SEO продвижение сайтов B2B-тематики в 2024-2025 году
-
Цифровизация ритейла: MDM-система как способ повысить эффективность управления