0/5

Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы

Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
время публикации: 10:00  11 февраля 2025 года
@Freepic
Государство вводит систему сплошной маркировки товаров в 2025 году. Пока она действует не для всех товарных групп, но власти не отступают и усиливают регулирование.
В 2025 году в «Честный знак» попадут новые товарные группы массового спроса, а контроль за товарами, которые уже в этом списке, усилится. Уже сейчас понятно, что маркировка в 2025 году в первую очередь коснётся торговых сетей и точек, которые планируют ими стать. Эксперты утверждают, что готовиться нужно прямо сейчас, фокусируя внимание на организации процесса приёмки и товароучёта. 


Новые товары, подлежащие маркировке в 2025 году 


В обязательную маркировку в 2025 году планируют включить более 20 новых товарных групп. О многих решение уже принято, другие пока только на этапе эксперимента.
Так, с 1 марта в «Честном знаке» будут маркировать: 

● влажные корма для животных;
● консервы из мяса, грибов, овощей, ягод и фруктов;
● текстиль, включая детскую одежду, шапки, перчатки, футболки и носки; 
● косметику и бытовую химию;
● нижнее бельё и купальники;
● бакалейную продукцию — снеки, соусы, специи и пряности;
● смазочные материалы и жидкости для автомобилей;
● средства дезинфекции;
● медицинские перчатки. 


Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы«Сейчас многие товарные группы находятся на стадии эксперимента. Например, слабый алкоголь и пиротехника пока не включены в обязательную маркировку 2025 года. Это стандартная практика Минпромторга: сначала обкатать процесс, и за ним сразу начать обязательную маркировку товарной группы. Эксперимент — это предупреждение для участников рынка, мол, готовьтесь», — утверждает Зинаида Цветкова, руководитель направления маркировки Эвотора.



Так, в 2025 году скорее всего включат в маркировку и другие товарные группы, которые сейчас в эксперименте, а именно: 

● слабоалкогольные напитки;
● детские игрушки;
● учебники;
● отопительные приборы;
● строительные материалы;
● пиротехника и огнетушители; 
● электроника;
● осветительное оборудование и т.д. 

У каждой группы свои сроки и этапы завершения эксперимента, окончательного решения по ним нет. Но по мнению экспертов, торговым сетям лучше заранее подготовиться к изменениям и проверять правильность маркировки ещё на этапе приёмки товара.


Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы«Представьте, приезжает поставщик с консервами и говорит: «Извините, у вас 20 минут на приёмку». Не проверите товар — есть риск получить продукт с не введённой в оборот или выбытой маркой. Такой товар не продать через кассу и поставщику не вернуть, а у магазина на ровном месте убытки. Чтобы такого не произошло, перед приёмкой товар надо просканировать и убедиться, что это действительно то, что должно было прийти», — советует директор по отраслевым решениям Эвотора Вячеслав Предыбайло.



Быстро и удобно оптимизировать и автоматизировать процесс приёмки и проверки кодов маркировки в торговой сети помогают терминалы сбора данных в связке с товароучёткой и POS-системой.


Сотрудник с помощью ТСД сканирует код на товарах из поставки, а устройство автоматически сверяет корректность данных в документах поставки и отправляет результат в товароучётную систему на кассе. В итоге сразу видно: какой товар по факту приехал, в каком количестве и всё ли в порядке с маркировкой.

Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
Так выглядит ТСД. Он помогает автоматизировать процессы приёмки и проверки товаров с данными из документов поставки в торговой сети.


Новые правила маркировки в 2025 году: продажи только через кассу 


Расширение категорий товаров в маркировке 2025 — не единственное изменение. У многих товарных групп, которые уже в системе, начинаются новые этапы маркировки в «Честном знаке» в 2025 году. Торговые сети будут отчитываться оператору о продажах и иных причинах выбытия товаров. С 1 марта новые правила вводятся для: 

● соков, компотов и морсов;
● пива и слабоалкоголок в кегах;
● одежды и белья; 
● велосипедов и рам;
● медицинских перчаток;
● ветеринарных препаратов.

Аналогичные требования с 1 апреля вводятся для безалкогольного пива и икры в банках, с 1 сентября — для пива в потребительской таре, кормов для животных, товаров для инвалидов и средств дезинфекции, а с 1 ноября — для растительного масла.


«Главная проблема в работе с маркированным товаром — автоматизировать процесс передачи данных о продажах и списаниях марок в «Честный знак». Так государство контролирует оборот маркированных товаров. Если не автоматизировать процесс, легко потерять сотню-другую позиций в товарном учёте. Это индикаторы риска для налоговой: если инспектор видит, что товары приезжают в магазин, но не выбывают — вероятно, в магазине есть нарушения, туда стоит прийти с проверкой», — говорит Зинаида Цветкова.


Чтобы исключить проблемы с маркировкой, в решениях для автоматизации торговли обычно используют специальный софт для обмена с «Честным знаком». В системе для торговых сетей Power POS это приложения «Маркировка» и «Управление ассортиментом». 


Первое всегда запрашивает сканирование марок при продаже маркированных товаров — чтобы кассир не ошибся, и отправляет их в «Честный знак». А второе организует списание марок, например, при порче или использовании товаров для собственных нужд.  

Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
Эвотор Power не даёт кассиру торговой сети продать маркированный товар без сканирования марок


Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы«Ещё одно новшество обязательной маркировки в 2025 году — необходимость маркировать остатки или снимать с полки немаркированные товары. Это правило действует для некоторых товарных групп. Например, до 1 августа нужно промаркировать немаркированный текстиль, шапки и перчатки, а до 1 сентября — средства дезинфекции. Иначе их придётся убрать с полок, их продажа незаконна. И если мы говорим про торговые сети, это могут быть тысячи позиций», — объясняет Максим Белый, ведущий менеджер по развитию фокусных продуктов Эвотора.



Найти непромаркированные остатки в торговой сети обычно помогают решения для автоматизации торговли в комплексе с системами товарного учёта. С помощью фильтров по товарной базе работники склада находят товары, какие подлежат маркировке в 2025 году, и товары, у которых нет кода маркировки. Сравнивают их с базой «Честного знака» и так находят непромаркированные остатки, чтобы заказать на них коды Data-matrix.




Читайте также: Как за год изменились цены на мандарины, хурму, яблоки и бананы – исследование




Усиление контроля в маркировке товаров с 2025 года

 
В 2024 году в маркировке появился новый способ контроля торговых сетей и розницы — разрешительный режим продажи на кассах.


«Суть разрешительного режима в том, что перед продажей маркированного товара, касса должна проверить марку в «Честном знаке» — соблюдены ли правила маркировки, и сообщать кассиру о нарушениях. Проверка должна проходить онлайн и оффлайн. Если обнаружатся нарушения, кассир должен отложить товар — его продажа может стать причиной проверки со стороны ФНС», — объясняет Зинаида Цветкова.



Сейчас разрешительный режим действует не для всех товарных групп, но по правилам маркировки, в 2025 году список расширится. Торговым сетям нужно подготовить кассы. 

«Механизм проверки марки в торговой сети выглядит так: кассир сканирует код, POS-система отправляет его в “Честный знак” с запросом — проверить марку. Если марка вышла или не введена в оборот, или продажа запрещена по иным причинам, “Честный знак” сообщает об этом кассе, а она выдаёт кассиру предупреждение. Кассир сам решает, продать товар, несмотря на предупреждение, или отложить. Либо можно настроить POS-систему так, чтобы она автоматически отклоняла продажу и товар с проблемной маркой вообще нельзя было добавить в чек», — говорит Вячеслав Предыбайло.



Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
Эвотор Power предупреждает кассира — с маркой проблемы, такой товар лучше не продавать

Сама по себе касса не умеет проверять марки в «Честном знаке». Чтобы проверка сработала, в решения для автоматизации торговых сетей включают специальный софт, который и запрашивает статус кодов в системе маркировки. Розничным точкам нужно обновить кассовое оборудование и снабдить точки программами для онлайн-проверок, иначе есть риск вызвать интерес у контролёров.


«Продажа проблемной марки фиксируется в системе маркировки. Если это происходит регулярно, «Честный знак» воспринимает такое поведение как определенный маркер, индикатор риска. Это может стать поводом для проверки со стороны налоговой, которая и так усиливает контроль — проверяют чеки, формат фискальных документов, ищут нарушения сильнее, чем раньше. Таких проблем можно избежать, если подобрать надёжное решения для автоматизации торговли, которое включает софт для онлайн-проверок», — предупреждает Максим Белый.


Как торговые сети готовятся к маркировке товаров в «Честном знаке» в 2025 году 


«Обязательная маркировка для первых товарных групп началась ещё в 2019 году, поэтому большинство сетей и точек технически давно готовы пробивать продажи маркированных товаров и отчитываться о них в “Честный знак”. Более проблемная зона — организация приёмки и учётных операций с маркированными товарами. Даже у крупных сетей мы видим низкий уровень автоматизации, что зачастую приводит к ошибкам и убыткам», — утверждает Зина Цветкова.



По словам эксперта, нельзя недооценивать пользу комплексных решений, ограничиваясь лишь установкой софта для обмена с «Честным знаком». Только они способны закрыть индивидуальные потребности торговых предприятий и гарантированно обезопасить от рисков с маркировкой. 

Например, в Эвоторе базовый набор комплексного решения по автоматизации торговли и работы с маркировкой состоит из аппаратной и программной части, состав которой подбирается индивидуально. 

Аппаратная частьPOS-система, собранная из кассового оборудования, сканеров для товаров, терминалов сбора данных и иных устройств, которые закрывают все вопросы автоматизации торговли и учёта в зале, кассовой зоне и на складе. 

Программная частьсофт, который управляет аппаратной инфраструктурой сети. Обычно программная часть состоит из кассовой программы, товароучётной системы, приложения для обмена с «Честным знаком» и ЕГАИС, бухгалтерских приложений. 

«Задача комплексной автоматизации — увидеть картину целиком. Всё начинается с интервью с директором, управляющим и бухгалтером. Собрав их потребности воедино, можно понять в каком программном продукте реализован нужный функционал и уже к нему подобрать оборудование. Не наоборот. Тогда внедрение, запуск и эксплуатация пройдут без сюрпризов», — подытоживает Вячеслав Предыбайло.



Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
Так выглядит комплексное решение по автоматизации торговли в сети на основе Power POS


Что в итоге:

1. В маркировке 2025 года три ключевых изменения: добавляются новые категории товаров, для розницы вводится обязанность отчитываться о продажах и маркировать остатки, а контроль по маркировке усиливается. 

2. Розничные сети преимущественно готовы к изменениям, но их решения закрывают лишь обязательные требования законодательства и не решают вопрос автоматизации работы с маркировкой. 

3. Чтобы закрыть основные проблемные зоны, эксперты советуют торговым сетям подходить к автоматизации комплексно, исходя из потребностей и задач конкретных точек и сети в целом. 


С этими задачами поможет Эвотор. Узнать стоимость автоматизации вашего бизнеса.

0
Реклама на New Retail. Медиакит