Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
Новые товары, подлежащие маркировке в 2025 году
В обязательную маркировку в 2025 году планируют включить более 20 новых товарных групп. О многих решение уже принято, другие пока только на этапе эксперимента.
Так, с 1 марта в «Честном знаке» будут маркировать:
● влажные корма для животных;
● консервы из мяса, грибов, овощей, ягод и фруктов;
● текстиль, включая детскую одежду, шапки, перчатки, футболки и носки;
● косметику и бытовую химию;
● нижнее бельё и купальники;
● бакалейную продукцию — снеки, соусы, специи и пряности;
● смазочные материалы и жидкости для автомобилей;
● средства дезинфекции;
● медицинские перчатки.
«Сейчас многие товарные группы находятся на стадии эксперимента. Например, слабый алкоголь и пиротехника пока не включены в обязательную маркировку 2025 года. Это стандартная практика Минпромторга: сначала обкатать процесс, и за ним сразу начать обязательную маркировку товарной группы. Эксперимент — это предупреждение для участников рынка, мол, готовьтесь», — утверждает Зинаида Цветкова, руководитель направления маркировки Эвотора.
Так, в 2025 году скорее всего включат в маркировку и другие товарные группы, которые сейчас в эксперименте, а именно:
● слабоалкогольные напитки;
● детские игрушки;
● учебники;
● отопительные приборы;
● строительные материалы;
● пиротехника и огнетушители;
● электроника;
● осветительное оборудование и т.д.
У каждой группы свои сроки и этапы завершения эксперимента, окончательного решения по ним нет. Но по мнению экспертов, торговым сетям лучше заранее подготовиться к изменениям и проверять правильность маркировки ещё на этапе приёмки товара.
«Представьте, приезжает поставщик с консервами и говорит: «Извините, у вас 20 минут на приёмку». Не проверите товар — есть риск получить продукт с не введённой в оборот или выбытой маркой. Такой товар не продать через кассу и поставщику не вернуть, а у магазина на ровном месте убытки. Чтобы такого не произошло, перед приёмкой товар надо просканировать и убедиться, что это действительно то, что должно было прийти», — советует директор по отраслевым решениям Эвотора Вячеслав Предыбайло.
Быстро и удобно оптимизировать и автоматизировать процесс приёмки и проверки кодов маркировки в торговой сети помогают терминалы сбора данных в связке с товароучёткой и POS-системой.
Сотрудник с помощью ТСД сканирует код на товарах из поставки, а устройство автоматически сверяет корректность данных в документах поставки и отправляет результат в товароучётную систему на кассе. В итоге сразу видно: какой товар по факту приехал, в каком количестве и всё ли в порядке с маркировкой.
Так выглядит ТСД. Он помогает автоматизировать процессы приёмки и проверки товаров с данными из документов поставки в торговой сети.
Новые правила маркировки в 2025 году: продажи только через кассу
Расширение категорий товаров в маркировке 2025 — не единственное изменение. У многих товарных групп, которые уже в системе, начинаются новые этапы маркировки в «Честном знаке» в 2025 году. Торговые сети будут отчитываться оператору о продажах и иных причинах выбытия товаров. С 1 марта новые правила вводятся для:
● соков, компотов и морсов;
● пива и слабоалкоголок в кегах;
● одежды и белья;
● велосипедов и рам;
● медицинских перчаток;
● ветеринарных препаратов.
Аналогичные требования с 1 апреля вводятся для безалкогольного пива и икры в банках, с 1 сентября — для пива в потребительской таре, кормов для животных, товаров для инвалидов и средств дезинфекции, а с 1 ноября — для растительного масла.
«Главная проблема в работе с маркированным товаром — автоматизировать процесс передачи данных о продажах и списаниях марок в «Честный знак». Так государство контролирует оборот маркированных товаров. Если не автоматизировать процесс, легко потерять сотню-другую позиций в товарном учёте. Это индикаторы риска для налоговой: если инспектор видит, что товары приезжают в магазин, но не выбывают — вероятно, в магазине есть нарушения, туда стоит прийти с проверкой», — говорит Зинаида Цветкова.
Чтобы исключить проблемы с маркировкой, в решениях для автоматизации торговли обычно используют специальный софт для обмена с «Честным знаком». В системе для торговых сетей Power POS это приложения «Маркировка» и «Управление ассортиментом».
Первое всегда запрашивает сканирование марок при продаже маркированных товаров — чтобы кассир не ошибся, и отправляет их в «Честный знак». А второе организует списание марок, например, при порче или использовании товаров для собственных нужд.
Эвотор Power не даёт кассиру торговой сети продать маркированный товар без сканирования марок
«Ещё одно новшество обязательной маркировки в 2025 году — необходимость маркировать остатки или снимать с полки немаркированные товары. Это правило действует для некоторых товарных групп. Например, до 1 августа нужно промаркировать немаркированный текстиль, шапки и перчатки, а до 1 сентября — средства дезинфекции. Иначе их придётся убрать с полок, их продажа незаконна. И если мы говорим про торговые сети, это могут быть тысячи позиций», — объясняет Максим Белый, ведущий менеджер по развитию фокусных продуктов Эвотора.
Найти непромаркированные остатки в торговой сети обычно помогают решения для автоматизации торговли в комплексе с системами товарного учёта. С помощью фильтров по товарной базе работники склада находят товары, какие подлежат маркировке в 2025 году, и товары, у которых нет кода маркировки. Сравнивают их с базой «Честного знака» и так находят непромаркированные остатки, чтобы заказать на них коды Data-matrix.
Читайте также: Как за год изменились цены на мандарины, хурму, яблоки и бананы – исследование
Усиление контроля в маркировке товаров с 2025 года
В 2024 году в маркировке появился новый способ контроля торговых сетей и розницы — разрешительный режим продажи на кассах.
«Суть разрешительного режима в том, что перед продажей маркированного товара, касса должна проверить марку в «Честном знаке» — соблюдены ли правила маркировки, и сообщать кассиру о нарушениях. Проверка должна проходить онлайн и оффлайн. Если обнаружатся нарушения, кассир должен отложить товар — его продажа может стать причиной проверки со стороны ФНС», — объясняет Зинаида Цветкова.
Сейчас разрешительный режим действует не для всех товарных групп, но по правилам маркировки, в 2025 году список расширится. Торговым сетям нужно подготовить кассы.
«Механизм проверки марки в торговой сети выглядит так: кассир сканирует код, POS-система отправляет его в “Честный знак” с запросом — проверить марку. Если марка вышла или не введена в оборот, или продажа запрещена по иным причинам, “Честный знак” сообщает об этом кассе, а она выдаёт кассиру предупреждение. Кассир сам решает, продать товар, несмотря на предупреждение, или отложить. Либо можно настроить POS-систему так, чтобы она автоматически отклоняла продажу и товар с проблемной маркой вообще нельзя было добавить в чек», — говорит Вячеслав Предыбайло.
Эвотор Power предупреждает кассира — с маркой проблемы, такой товар лучше не продавать
Сама по себе касса не умеет проверять марки в «Честном знаке». Чтобы проверка сработала, в решения для автоматизации торговых сетей включают специальный софт, который и запрашивает статус кодов в системе маркировки. Розничным точкам нужно обновить кассовое оборудование и снабдить точки программами для онлайн-проверок, иначе есть риск вызвать интерес у контролёров.
«Продажа проблемной марки фиксируется в системе маркировки. Если это происходит регулярно, «Честный знак» воспринимает такое поведение как определенный маркер, индикатор риска. Это может стать поводом для проверки со стороны налоговой, которая и так усиливает контроль — проверяют чеки, формат фискальных документов, ищут нарушения сильнее, чем раньше. Таких проблем можно избежать, если подобрать надёжное решения для автоматизации торговли, которое включает софт для онлайн-проверок», — предупреждает Максим Белый.
Как торговые сети готовятся к маркировке товаров в «Честном знаке» в 2025 году
«Обязательная маркировка для первых товарных групп началась ещё в 2019 году, поэтому большинство сетей и точек технически давно готовы пробивать продажи маркированных товаров и отчитываться о них в “Честный знак”. Более проблемная зона — организация приёмки и учётных операций с маркированными товарами. Даже у крупных сетей мы видим низкий уровень автоматизации, что зачастую приводит к ошибкам и убыткам», — утверждает Зина Цветкова.
По словам эксперта, нельзя недооценивать пользу комплексных решений, ограничиваясь лишь установкой софта для обмена с «Честным знаком». Только они способны закрыть индивидуальные потребности торговых предприятий и гарантированно обезопасить от рисков с маркировкой.
Например, в Эвоторе базовый набор комплексного решения по автоматизации торговли и работы с маркировкой состоит из аппаратной и программной части, состав которой подбирается индивидуально.
● Аппаратная часть — POS-система, собранная из кассового оборудования, сканеров для товаров, терминалов сбора данных и иных устройств, которые закрывают все вопросы автоматизации торговли и учёта в зале, кассовой зоне и на складе.
● Программная часть — софт, который управляет аппаратной инфраструктурой сети. Обычно программная часть состоит из кассовой программы, товароучётной системы, приложения для обмена с «Честным знаком» и ЕГАИС, бухгалтерских приложений.
«Задача комплексной автоматизации — увидеть картину целиком. Всё начинается с интервью с директором, управляющим и бухгалтером. Собрав их потребности воедино, можно понять в каком программном продукте реализован нужный функционал и уже к нему подобрать оборудование. Не наоборот. Тогда внедрение, запуск и эксплуатация пройдут без сюрпризов», — подытоживает Вячеслав Предыбайло.
Так выглядит комплексное решение по автоматизации торговли в сети на основе Power POS
Что в итоге:
1. В маркировке 2025 года три ключевых изменения: добавляются новые категории товаров, для розницы вводится обязанность отчитываться о продажах и маркировать остатки, а контроль по маркировке усиливается.
2. Розничные сети преимущественно готовы к изменениям, но их решения закрывают лишь обязательные требования законодательства и не решают вопрос автоматизации работы с маркировкой.
3. Чтобы закрыть основные проблемные зоны, эксперты советуют торговым сетям подходить к автоматизации комплексно, исходя из потребностей и задач конкретных точек и сети в целом.
С этими задачами поможет Эвотор. Узнать стоимость автоматизации вашего бизнеса.
Последние новости
Самое популярное
- Умное ценообразование для бизнеса: определяем стоимость товаров с помощью ML-алг...
- Китайский ИИ победил американский ИИ? И какое место в этой гонке у России?
- Фэшн-дубликаты: как защитить бренд от копирования на маркетплейсах
- Пять товаров, которые хорошо продаются на маркетплейсах после Нового года
- Больше чем касса: как построить экосистему самообслуживания в рознице