Изменения в налогообложении для ИП из ювелирного сегмента: чем это грозит рынку
время публикации: 10:00 02 февраля 2023 года
1 января 2023 года вступили в силу важные обновления в российском налогообложении, которые коснутся ИП, работающих в сегменте торговли ювелирными украшениями. New Retail пообщался с предпринимателями, работающими в этом сегменте. Какие меры они уже предпринимают? Каких негативных последствий для потребителей и рынка не избежать?
Напомним, что до конца 2022 года ювелирные компании, чей штат не превышает 130 сотрудников, а годовая выручка менее 219.2 млн рублей, а также ИП с выручкой менее 60 млн рублей и 15 сотрудниками в команде могли работать на упрощенной системе налогообложения, то есть платить единый налог – 6% с дохода или 15% с разницы между доходами и расходами. ИП на патенте платили фиксированный налог, который зависит от региона, количества сотрудников и вида деятельности.С 1 января всё изменилось. Государство давно хотело привести налогообложение в ювелирном сегменте в определенной универсальной схеме, и привело. Теперь, независимо от числа сотрудников, выручки, вида деятельности и продукции игроки ювелирного сегмента не смогут работать по УСН и на патенте. Теперь юрлица будут платить 20% налога на прибыль, 20% НДС и до 2,2% — на недвижимость, земельный участок и транспорт, а индивидуальным предпринимателям придется платить те же 20% НДС и НДФЛ по ставке 13-15%.
Таким образом органы регулирования хотят пресечь практику дробления крупных компаний на более мелкие с целью сокращения налогового бремени, а также остановить производство ювелирных изделий из инвестиционных слитков драгметаллов, приобретенных физлицами без уплаты НДС. Результатом нововведений должен стать рост налоговых поступлений в казну РФ на 20-30 млрд рублей в год.
Рост налоговых поступлений в казну – это хорошо, и борьба с «серыми» схемами – неплохо, однако, как часто это бывает, благие цели поставили под удар целый сегмент ювелирного рынка. Небольшие ИП, которые производят и продают дизайнерские украшения небольшими партиями, и сейчас находятся в зоне минимальной рентабельности, с введением ОСН уйдут в критический минус, и уже звучат мнения о том, что в краткие сроки целый сегмент может «схлопнуться».
New Retail решил опросить несколько небольших компаний, которые как раз до конца прошлого года работали на «упрощенке», а с нового года будут вынуждены в разы увеличить налоговые и прочие выплаты.
● Как изменения в налогообложении отразится на бизнесе в сегменте?
● Какие меры придется принять? Будут ли они прогнозируемо эффективны?
● Как изменится стоимость товаров для конечного потребителя?
● Какие варианты ухода от нового бремени будут неизбежно использовать игроки?
● Какие меры поддержки могут хотя бы отчасти компенсировать новое налоговое бремя?
Веста Астапович, основатель Ювелирного дома ЮВЕТОН, г. Новокузнецк напоминает о том, каким образом родилась идея внести такие тотальные изменения в налогообложение игроков ювелирной отрасли. Ведь начиналось всё с совершенно других инструментов рынка.
«Изначально предложенный законопроект предусматривал освобождение от НДС инвестиционных операций по продаже золотых слитков, – отмечает Веста Астапович, – Но при обсуждении его в Государственной Думе России Министерство Финансов внесло поправку: с целью компенсации выпадающих доходов отменить специальные налоговые режимы для всех предприятий и предпринимателей ювелирной отрасли. И в таком виде без анализа и обсуждения Федеральный закон РФ от 9 марта 2022 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» был принят сразу в трех чтениях и через пять дней подписан Президентом».
Фактически, крупные инвесторы получили ещё один удобный финансовый инструмент. Но, как отмечает эксперт, помимо долларовых миллионеров, для который актуален вопрос перевода валютных запасов в золотые слитки, есть еще миллионы простых граждан, потребителей, большинство из которых держало в руках золото только в виду обручального кольца. Для них это золото будет менее доступно по причине сокращения предложения и ассортимента и роста цен:
«Цена для розничного покупателя однозначно повысится. Причин несколько: рост цен на сырье (золото, серебро, драгоценные камни — как финансовые резервы), плюс рост цен производителей (у них тоже переход на ОСН). Как минимум, придется отказываться от скидок и программ лояльности для покупателей и неизбежно сократится ассортимент — многие производители (как и ритейл) уйдут с рынка».
Веста Астапович ссылается на исследование, проведенное в декабре прошлого года учеными МГУ им. Ломоносова и Финансового Университета при Правительстве РФ. В соответствии с полученными данными, в результате банкротства/ликвидации малых предприятий тысячи индивидуальных предпринимателей потеряют работу почти несколько десятков тысяч человек. Также без работы останутся десятки тысяч контрагентов этих предпринимателей во всех регионах России. Местные бюджеты во всех регионах не только потеряют налоговую базу, но и получат дополнительные расходы по поддержке безработных.
При этом эксперт отмечает, что игроки сегмента не ждут и не просят никаких дотаций и особых режимов:
«Мы просим лишь сохранить для ювелирной отрасли принятые ранее меры поддержки малого бизнеса России. В стране принята государственная политика поддержки малого бизнеса, как минимум — специальные налоговые режимы, упрощенное налоговое администрирование. Не может малое предприятие содержать штат бухгалтеров как у международного холдинга. Кроме того, вертикально-интегрированные компании (производство+ритейл) существенно экономят на налогах за счет внутренних перемещений и «обновления» остатков. Например, к возмещению принимается НДС по товарам, полученным только за последние три года, а у нас есть ювелирные украшения, приобретенные более чем три года назад.
Перевод ювелирной отрасли на ОСН «убивает» малый бизнес и устраняет конкурентов у нескольких крупных монополий ювелирного ритейла. Как известно, любая монополия приводит к «упрощению» и «оптимизации» как общества, так и рынка. Пострадают и крупные ювелирные заводы, не имеющие собственных розничных подразделений — у них сократится количество каналов сбыта. Обеднеет ассортимент и сократится предложение. Следующим шагом будет товарный дефицит и рост розничных цен», – дает свой прогноз Веста Астапович, Ювелирный дом ЮВЕТОН, г. Новокузнецк.
Виктор Исаков, основатель ювелирной компании Isakov Jewelry, рассказал, что рентабельность бизнеса пока держится на уровне 40%. Специфика работы компании Виктора позволяет удерживать стабильную рентабельность, – здесь, в основном, для корпоративных заказчиков производят большими тиражами значки из серебра.
По мнению предпринимателя, рентабельность упадет до 10-15%, ведь уже сейчас в компании были вынуждены поднять стоимость продукции:
«Мы уже подняли стоимость. Пока резкого негатива не встретили, поскольку мы всё же решаем прикладную задачу для бизнеса заказчика. Надеюсь, что так и будет дальше. Спрогнозировать, что и как будет дальше, достаточно сложно сейчас.
Думаю, что большинство частных ювелиров вернутся обратно в привычную серую зону, из которой они всего 10 лет как выбрались. Вернется также практика не учитывать полный объем продаж с целью сократить налоговое бремя», – считает эксперт. – Лучшей компенсацией этого налогового бремени, будет его отмена. Иначе, на горизонте 3-5 лет официальная отрасль вымрет. Останутся только крупные игроки, которые монополизируют рынок. А конечный потребитель потеряет возможность выбора частного исполнителя, который мог бы сделать что-то уникальное, кастомизированное».
Мария Кингсли, сооснователь бренда MOSSA Jewelry считает, что рост стоимости ювелирных изделий неизбежен. Однако эксперт уверена, что именно сейчас бонусы получат бренды, которые сумели выстроить коммуникацию с покупателями, собрав большую лояльную аудиторию:
«Те, у кого сильная концепция и есть возможность быть гибкими, быть в контакте со своей аудиторией, имеют ресурс, чтобы переждать сложный период. Изменения в налогообложении не могут не повлиять на конечную цену украшений для потребителя: соответственно наши клиенты разделяют с нами эту проблему. Но те бизнесы, у кого эта аудитория лояльна и покупает не только из-за низкой стоимости, имеют больше шансов на выживание».
В Mossa Jewelry уже повысили цены на 20-25%, и отмечают, что повышение достаточно заметное. Но клиенты бренда уже привыкли к определенной эстетике, редко совершают спонтанные покупки, но критического снижения объема продаж пока не наблюдается.
Читайте также: Авито Работа ко Дню ювелира: зарплата в сфере за год выросла на 18%
«В условиях нового налогового режима небольшие игроки будут закрываться или уходить в серую зону, торговать нелегально. Часть коллег по рынку уже открывают новые юрлица, некоторые из них — в других странах», – поделилась своим мнением Мария Кингсли.
Мария Голенкова, вице-президент по детским и ювелирным товарам Inventive Retail Group (управляет ювелирным брендом Unode50), считает, что решение новых задач стоит искать в пересмотре ассортиментной матрицы. И, по мнению эксперта, многие ИП так и поступят.
«Например, испанские украшения UNOde50, которыми мы занимаемся, не являются ювелирным изделием и на них эти нововведения не распространяются. То есть с их продажи НДС ИП, как и ранее, не платит. При этом изделия обладают необычным дизайном ручной работы, позволяющим создать неповторимый образ», – рассказывает Мария.
Она рассказала, что с начала года бренд уже получил несколько обращений от компаний, работающих в формате ИП, кого данные изменения в налогообложении побудили посмотреть шире на то, что продавать. Таким образом, вариант с расширением или изменением ассортимента небольшие игроки уже начали брать в работу.
По итогам всего сказанного нашими экспертами – владельцами небольших ювелирных компаний – можно подвести итог:
● Повышение стоимости ювелирных изделий для покупателей неизбежно, но оно будет менее чувствительным для брендов, предлагающих уникальный ассортимент и обладающих лояльной аудиторией.
● Часть компаний снова начнут практиковать «серые схемы», от которых рынок не так давно очистился.
● Уже появляются кейсы по открытию юрлиц за границей.
● Значительная часть предприятий закроется, люди лишатся рабочих мест.
● Стоит задуматься о диверсификации ассортимента, расширении предложения дизайнерских украшений, которые не являются ювелирными (ювелирные изделия — это украшения, которые выполнены из драгоценных металлов: золота, серебра, платины или палладия, и имеющие пробу».
● На рынке останутся крупные игроки, произойдет вымывание культуры ювелирного дизайна, так как крупные сети преимущественно работают на массового потребителя, предлагая им стандартные вещи.
Редакция New Retail благодарит героев статьи за предоставленные комментарии.
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...