Изменения в законе об утилизации упаковки, чем это грозит DIY?
время публикации: 10:00 21 ноября 2023 года
Фото: Freepic
Если коротко и по существу, новый документ N 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – это корректировка Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который, в числе прочего, регламентирует: как предприятиям и организациям утилизировать промышленные отходы, в том числе упаковку.
Но новый мир диктует новые правила и сегодня Россия стремится наращивать темпы вторичного использования ресурсов, стимулируя развитие экономики замкнутого цикла. Поэтому 25 лет спустя поправки в первую очередь нацелены на совершенствование системы ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.
Если компании не готовы заниматься переработкой своей упаковки, то они должны будут оплатить экосбор государству. Эти средства, в том числе, пойдут на создание необходимой инфраструктуры для обработки отходов - от контейнеров для сортировки мусора до производств, занимающихся его переработкой. Так, по задумке законотворцев, государство возьмет на себя контроль по переработки картона, пластика и прочих упаковочных материалов.
По сути, теперь именно производители упаковки будут обязаны утилизировать ее отходы, а не компании, которые производят товары. А предусмотренные в документе механизмы отчетности сделают процесс сбора информации автоматизированным и централизованным, позволяя ей сконцентрироваться в единой государственной информационной системе ФГИС УОИТ.
Фото: Freepic
Расширенная ответственность производителей была введена в России еще в 2015 году, но это не привело к стимулированию развития системы обращения с отходами. На сегодняшний день в России недостаточно мощностей для переработки вторичного сырья, а методики расчета ставок экосбора не было вообще. Текущие же ставки не актуализировались в течение шести лет.
При этом в России ежегодно производители различных товаров, по разным оценкам, тратят на утилизацию около 200 миллиардов рублей. А доходы в бюджет от экосбора составляют не более 3 миллиардов ежегодно. При этом по данным ППК РЭО более половины всех отходов, которые собирают региональные операторы по всей стране – упаковка. Вопрос, как утилизируют производители свою упаковку, если стоит это дорого и все равно картонные коробки отправляются не в макулатуру, а в мусор?
Согласно нововведениям, экосбор вообще можно будет не платить: ставка уменьшается в зависимости от степени экологичности товара. Компании, которые сами утилизируют свои отходы, освобождаются от уплаты экосбора. Кроме того, будет создан реестр утилизаторов, которые позволят бизнесу реально оценивать производственные мощности той или иной компании, которая занимается вторичной переработкой упаковки.
А вот неуплата экосбора чревата неприятными последствиями: штрафом в трехкратном размере по каждой группе товаров/упаковки, и не менее 500 тыс. рублей. За отчетность, сданную с ошибками или не в полном объеме, сумма взыскания предусмотрена в двукратном размере платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей. А если не сдать отчетность вовсе или опоздать - штраф составит от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
В соответствии с предложенными поправками в законодательство, Правительство будет утверждать список продукции, в которой должна использоваться определенная доля вторичного сырья.
Читайте также: Как «ВкусВилл» мотивирует покупателей участвовать в экологических инициативах
Любой ритейлер, в том числе из сферы DIY — это море упаковки. В связи с изменениями в законодательстве, многие компании не понимают, как действовать дальше и как нововведения скажутся на цене упаковки, а значит, и на конечной цене товара.
Напрямую небольшие компании-производители товаров в упаковке, предприятия общественного питания, компании-производители импортированной оборонной продукции, предоставляемой по государственному заказу, а также ритейл не подпадают под расширенную ответственность производителя по утилизации отходов от упаковки товаров.
Переориентация ответственности именно на производителей упаковки, с одной стороны, позволит собирать аналитику по видам и составу упаковки, а с другой – коробки и бутылки составляют около половины всех твердых коммунальных отходов (ТКО), и производители самих товаров далеко не всегда могут контролировать, как и из чего она изготавливается — в отличие от производителей упаковки.
А благодаря вторичному использованию, упаковочные материалы станут дешевле, что, в конечном счете может способствовать снижению цен и на товары, ведь по данным экспертов, в некоторых случаях издержки на упаковку составляют до 30% всех производственных затрат.
Законопроект «Об отходах производства и потребления» уже принят депутатами Государственной думы в третьем чтении и подписан Президентом. Нововведения вступят в силу с 1 января 2024 года. Аналитики трейд-маркетингового агентства «Планограмма» внимательно изучили поправки и рассказали, могут ли изменения коснуться DIY-ритейла, и, самое главное, отразится ли это на покупателях?
В ситуации разобралась Ольга Токарева, ведущий эксперт по аутсорсингу персонала трейд-маркетингового агентства «Планограмма».Если коротко и по существу, новый документ N 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – это корректировка Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который, в числе прочего, регламентирует: как предприятиям и организациям утилизировать промышленные отходы, в том числе упаковку.
Но новый мир диктует новые правила и сегодня Россия стремится наращивать темпы вторичного использования ресурсов, стимулируя развитие экономики замкнутого цикла. Поэтому 25 лет спустя поправки в первую очередь нацелены на совершенствование системы ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.
Если компании не готовы заниматься переработкой своей упаковки, то они должны будут оплатить экосбор государству. Эти средства, в том числе, пойдут на создание необходимой инфраструктуры для обработки отходов - от контейнеров для сортировки мусора до производств, занимающихся его переработкой. Так, по задумке законотворцев, государство возьмет на себя контроль по переработки картона, пластика и прочих упаковочных материалов.
До вступления поправок в силу есть еще более трех месяцев, чтобы бизнес успел подготовиться и начал честно утилизировать упаковку, которую он выпускает. Нормативы по утилизации будут увеличиваться постепенно: 55% в 2025 году, 75% в 2026 году и 100% в 2027 году.
По сути, теперь именно производители упаковки будут обязаны утилизировать ее отходы, а не компании, которые производят товары. А предусмотренные в документе механизмы отчетности сделают процесс сбора информации автоматизированным и централизованным, позволяя ей сконцентрироваться в единой государственной информационной системе ФГИС УОИТ.
Фото: Freepic
Экосбор
Расширенная ответственность производителей была введена в России еще в 2015 году, но это не привело к стимулированию развития системы обращения с отходами. На сегодняшний день в России недостаточно мощностей для переработки вторичного сырья, а методики расчета ставок экосбора не было вообще. Текущие же ставки не актуализировались в течение шести лет.
При этом в России ежегодно производители различных товаров, по разным оценкам, тратят на утилизацию около 200 миллиардов рублей. А доходы в бюджет от экосбора составляют не более 3 миллиардов ежегодно. При этом по данным ППК РЭО более половины всех отходов, которые собирают региональные операторы по всей стране – упаковка. Вопрос, как утилизируют производители свою упаковку, если стоит это дорого и все равно картонные коробки отправляются не в макулатуру, а в мусор?
Согласно нововведениям, экосбор вообще можно будет не платить: ставка уменьшается в зависимости от степени экологичности товара. Компании, которые сами утилизируют свои отходы, освобождаются от уплаты экосбора. Кроме того, будет создан реестр утилизаторов, которые позволят бизнесу реально оценивать производственные мощности той или иной компании, которая занимается вторичной переработкой упаковки.
Теперь именно производители упаковки будут обязаны утилизировать ее отходы, а не компании, которые производят товары.
А вот неуплата экосбора чревата неприятными последствиями: штрафом в трехкратном размере по каждой группе товаров/упаковки, и не менее 500 тыс. рублей. За отчетность, сданную с ошибками или не в полном объеме, сумма взыскания предусмотрена в двукратном размере платы по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. рублей. А если не сдать отчетность вовсе или опоздать - штраф составит от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
В соответствии с предложенными поправками в законодательство, Правительство будет утверждать список продукции, в которой должна использоваться определенная доля вторичного сырья.
Читайте также: Как «ВкусВилл» мотивирует покупателей участвовать в экологических инициативах
Ритейл
Любой ритейлер, в том числе из сферы DIY — это море упаковки. В связи с изменениями в законодательстве, многие компании не понимают, как действовать дальше и как нововведения скажутся на цене упаковки, а значит, и на конечной цене товара.
Напрямую небольшие компании-производители товаров в упаковке, предприятия общественного питания, компании-производители импортированной оборонной продукции, предоставляемой по государственному заказу, а также ритейл не подпадают под расширенную ответственность производителя по утилизации отходов от упаковки товаров.
Переориентация ответственности именно на производителей упаковки, с одной стороны, позволит собирать аналитику по видам и составу упаковки, а с другой – коробки и бутылки составляют около половины всех твердых коммунальных отходов (ТКО), и производители самих товаров далеко не всегда могут контролировать, как и из чего она изготавливается — в отличие от производителей упаковки.
А благодаря вторичному использованию, упаковочные материалы станут дешевле, что, в конечном счете может способствовать снижению цен и на товары, ведь по данным экспертов, в некоторых случаях издержки на упаковку составляют до 30% всех производственных затрат.
Ольга Токарева,
ведущий эксперт по аутсорсингу персонала трейд-маркетингового агентства «Планограмма».
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...