0/5

Качество ПО в ритейле: как его добиться и на что обращать внимание?

Качество ПО в ритейле: как его добиться и на что обращать внимание?
время публикации: 10:00  26 июня 2018 года
В условиях как никогда высокой конкуренции важно стремиться к совершенству во всем. И ритейла это касается, возможно, в первую очередь. Причем, говоря о качестве сегодня, уже нужно учитывать не только товары и сервис, но и задействованное в бизнесе ПО.
О том, как обеспечить стабильную работу ИТ в розничной и онлайн-торговле, мы поговорили с Еленой Якимовой – менеджером компании A1QA, крупнейшего в Восточной и Центральной Европе поставщика услуг по тестированию.

- Елена, чем ритейл отличается от других отраслей с точки зрения ПО и его тестирования?

- Каждый более-менее крупный бизнес использует ИТ-системы для организации внутренних и внешних процессов. Иногда достаточно сравнительно простого коробочного продукта, который не нуждается в дополнительном тестировании, ведь о его качестве уже позаботился производитель. Но чаще это доработанное комплексное решение с множеством модулей: для взаимодействия с поставщиками, курьерами и платежными службами, управления финансами, складского учета и так далее. И как раз на уровне надстроек вероятность возникновения ошибок наиболее высока.

Пожалуй, в огромном количестве интеграций с сопутствующими для ИТ рисками и заключается ключевая специфика ритейла в сравнении с остальными сферами.

- Какие особенности есть у традиционного и у онлайн-ритейла?

- Принципы работы офлайн- и онлайн-магазинов очень схожи, поэтому серьезных различий между ними почти нет. Но определенные нюансы выделить можно.

Одна из особенностей традиционного ритейла – более сложные ERP-системы. В нем также часто используется специфическое оборудование со своим особым программным обеспечением. В своей практике мы сталкивались с терминалами для взвешивания и расчета стоимости товаров, сканирования чеков и приема оплаты, к которым подключались весы, считыватели штрих-кодов и денежные ящики. Доводилось нам работать и с mPOS-терминалами для мобильного эквайринга и технологией NFC.

Качество ПО в ритейле: как его добиться и на что обращать внимание?
 
Онлайн, в свою очередь, кроме внутренних систем, то есть CRM и CMS, подразумевает клиентскую часть. Здесь также есть технические тонкости. Кроме того, интернет-магазины предполагают самообслуживание и потому требуют продумывания пользовательских сценариев и тестирования юзабилити, то есть удобства использования продукта для покупателя. К особенностям этой категории можно отнести и большее количество интеграций, ведь нужно взаимодействовать с электронными кошельками, сторонними ритейлерскими службами и социальными сетями.

Добавлю, что понятие «ритейл» куда более широкое, чем просто сеть магазинов и торговые интернет-площадки. 
В портфолио A1QA уже более 100 проектов, выполненных в одной только сфере ритейла. Мы располагаем огромным опытом, умеем работать с разными технологиями и по разным методологиям.
В отрасли много нестандартных нужд, для которых необходимы нестандартные ИТ-решения и подходы к обеспечению качества. Среди наших проектов – тестирование системы для оптимизации доставки и продажи возвращенных товаров и ПО для расчета НДС и таможенных пошлин на купленные онлайн товары. Для работы с ним пришлось собрать и проанализировать информацию о налогообложении в разных странах. К ритейлу, по сути, относятся и мобильные приложения операторов связи для оформления и оплаты услуг через интернет-банкинг.

- Какие работы по тестированию наиболее востребованы среди ритейлеров?

- Как и во всех отраслях, в ритейле не обойтись без ручного функционального тестирования. Ведь прежде всего нужно, чтобы каждый компонент системы в отдельности работал согласно требованиям бизнеса и пользователей.

Также, повторюсь, критично проводить тестирование интеграций, так как сбои чаще возникают на уровне надстроек и при взаимодействии административной и пользовательской частей ПО. Пожалуй, это одно из самых технически сложных направлений.








Продвинутых технических навыков требует и тестирование миграций. При обновлении ПО, слиянии систем и переходе с одного инструмента на другой эту процедуру нужно проводить обязательно! А тестировщик, среди прочего, должен четко распознавать коробочное решение, его кастомизацию и разработанный с нуля продукт, а также быть хорошо знакомым с принципами работы с базами данных.

Не менее важно тестирование производительности. Это особенно актуально для электронной коммерции. Медленная работа приложения и задержка в обработке запросов подтолкнут покупателя к поиску альтернативы, тем более в условиях широкого выбора. А бывает, что система банально не справляется с усилившимся в разы потоком клиентов, привлеченных акцией или распродажей. Узнать заранее, сможет ли ПО обслуживать растущий бизнес и в какой временной перспективе, поможет нагрузочное тестирование.

Кроме того, ритейл неразрывно связан с пользовательскими данными, в том числе финансовыми. В результате даже единичного инцидента бизнес может понести не только прямые, но и косвенные потери, утратив доверие покупателей или базу клиентов. Поэтому в розничной торговле особое внимание нужно уделять и защищенности информации.

Качество ПО в ритейле: как его добиться и на что обращать внимание?
 
Из более узких направлений отмечу тестирование совместимости сайтов и приложений с разной техникой, операционными системами и браузерами. Его мы рекомендуем проводить на реальных устройствах.

При региональном масштабировании бизнеса к нам обращаются и за тестированием локализации. У каждого региона есть свои особенности – от языка и валюты до законодательства, – которые необходимо учитывать при адаптации продукта. 

В A1QA работают профессиональные лингвисты, которые совместно с тестировщиками проверяют как перевод, так и графические элементы и интерфейс. Иногда счет локализаций идет на десятки: мы на практике сталкивались с тестированием более 20 локализаций одного продукта.

- A1QA оказывает и услуги, которые не связаны непосредственно с тестированием технической части продуктов. Какие из них пользуются самым высоким спросом у ритейлеров?

- Практически каждый онлайновый продукт как минимум на базовом уровне проходит процедуру тестирования юзабилити. Сюда относятся проверки отображения и сортировки товаров, интуитивности интерфейса и процесса работы с корзиной. Ведь существует масса нюансов, которые влияют на поведение пользователей и, как следствие, на прибыль.
Если сервисы, которые клиент хочет заказать, с нашей точки зрения будут неэффективны для его бизнеса, мы об этом скажем и обсудим другие варианты. Наша первостепенная задача – приносить реальную пользу.
Помимо базового тестирования юзабилити мы часто занимаемся расширенным, по сути, помогая заказчику настроить его бизнес. Так, мы проводим бизнес-анализ и разрабатываем сценарии поведения покупателя. Это особенно полезно ритейлерам, в чьих системах заложена сложная логика с массой процессов. Кроме того, мы исследуем продукт с привлечением конечных пользователей, чтобы сделать решение для них максимально удобным, а их поведение – соответствующим ожиданиям и задачам бизнеса. Для этого существует процедура А/Б-тестирования: наши специалисты создают разные варианты интерфейса и выбирают оптимальные с помощью фокус-групп. Все это позволяет улучшить основные показатели продукта, включая продажи.

Качество ПО в ритейле: как его добиться и на что обращать внимание?
 
- Выходит, в ритейле для тестировщиков важны не только технические навыки, но и знание специфики отрасли?

- Да. Одна из главных тенденций в ритейле – сокращение сроков выпуска новых продуктов на рынок при сохранении качества. Очевидно, что бизнес предпочитает общаться с подрядчиком на одном языке, не тратя время на его погружение в терминологию и прочие аспекты индустрии. Не помешает также знание правовых норм. Кроме этого, на рынке регулярно появляются новые технологии. Скажем, сейчас в мире происходит быстрое распространение криптовалют – и тестировщик обязан понимать, как они функционируют.

- Какие еще тренды наблюдаются в российском и мировом ритейле?

- Работая с клиентами из разных стран, мы видим, что в России тренды совпадают с глобальными. Пожалуй, главный из них – смещение акцентов в сторону онлайн-торговли и усиление роли мобильных устройств. Впрочем, это уже даже не тренд, а сложившиеся реалии.

Кроме этого, ритейлеры активно совершенствуют и усложняют свои системы. Например, сейчас набирают популярность криптовалюты и блокчейн, в интернет-магазинах все чаще появляются так называемые дизайн-центры, или конструкторы заказов. Все это требует отдельного подхода к тестированию.

Качество ПО в ритейле: как его добиться и на что обращать внимание?
 
Если говорить о видах тестирования, то резкого повышения спроса на какой-либо из них не наблюдается. Да, сегодня почти повсеместно в тренде автоматизация тестирования, но именно в ритейле пространства для ее применения меньше из-за частых изменений, которые вносятся в пользовательскую часть ПО, и множества интеграций. Тем не менее она действительно эффективна при тестировании непосредственно интеграций, а также относительно стабильных решений.

- Что особенно ценят клиенты из розничной торговли? Какие преимущества своей компании вы можете им предложить?

- Ключевое – это качество услуг. Зачастую заказчики, которые располагают собственным отделом тестирования или работают с другим подрядчиком, приходят к выводу, что мы можем успешно заменить и тех, и других. Причем с крупными клиентами мы готовы сотрудничать по принципу выделенной команды, размер которой может достигать десятков специалистов.
Мы не только выступаем непосредственным исполнителем работ по тестированию, но и консультируем по вопросам обеспечения качества.
Во-вторых, мы предоставляем полный набор сервисов и можем привлекаться на любой стадии жизненного цикла проекта. Клиенту не нужно искать несколько исполнителей и координировать их – достаточно обратиться к нам. При этом мы рекомендуем только оптимальные для конкретного проекта услуги. Если сервисы, которые клиент хочет заказать, с нашей точки зрения будут неэффективны для его бизнеса, мы об этом скажем и обсудим другие варианты. Наша первостепенная задача – приносить реальную пользу.

Кроме этого, в портфолио A1QA уже более 100 проектов, выполненных в одной только сфере ритейла. Мы располагаем огромным опытом, умеем работать с разными технологиями и по разным методологиям. А около полутора лет в нашей компании открылся центр компетенции по тестированию ПО в ритейле. Его основные задачи – накопление экспертизы в индустрии, ускорение обработки клиентских запросов и проведение тренингов для сотрудников нашей компании. 

Отмечу также, что мы не только выступаем непосредственным исполнителем работ по тестированию, но и консультируем по вопросам обеспечения качества. Наши менеджеры помогают выстраивать с нуля и перестраивать текущие процессы по тестированию, внедряя лучшие методологии и актуальные инструменты.

И, конечно же, одно из наших главных преимуществ – прочная репутация квалифицированного подрядчика и надежного партнера. Убедиться в том, что это не просто слова, можно как на практике, так и изучив отзывы наших состоявшихся клиентов.


0
Реклама на New Retail. Медиакит