Как изменился рынок доставки еды после февральских событий
время публикации: 10:00 06 апреля 2022 года
В кризис потребители в первую очередь отказываются от излишеств, в которые входят рестораны и доставка готовых блюд. Однако стоит ли говорить о критической угрозе в отношении рынка доставки? За два года привычка заказывать готовую еду закрепилась, и именно в сложные времена клиенты хотят вкусно и разнообразно питаться, не затрачивая время на готовку. Как изменился рынок доставки готовой еды после февраля 2022 года, и какие изменения его ждут в ближайшей перспективе?
У рынка большое будущее с триллионами рублей — но для начала он должен выстоять под ударом по экономике и логистике, считает кофаундер и СЕО сервиса курьерской доставки Broniboy Иван Труфанов.Российский рынок доставки готовой еды переживает второй серьезный кризис за последние два года. К примеру, рынок уже потрясла новость о возможной продаже или даже закрытии «Кухни на районе». В целом foodtech-проекты, ориентированные до февральских событий на масштабирование и экспоненциальный рост, вынуждены менять модель и думать в первую очередь об операционной прибыльности.
Что и как изменили февральские события
Риски того, что с завершением пандемии замедлится и рост рынка доставки, минимальны. Об этом можно было бы говорить спустя два месяца после начала самоизоляции, но не спустя два года. Потребитель изменился — он уже привык к другой реальности, другим удобствам. И даже посещая рестораны, как и до пандемии, от заказа на дом не отказывается. Но февральские события 2022 года создали новые тренды и сложности для food-индустрии в целом и доставки в частности.
Как и в начале 2020 года встала логистика: в первую очередь международная. Самолеты не летают или делают это с сильной корректировкой маршрута, потому что больше 30 стран закрыли воздушное пространство для российских самолетов. Россия в ответ для них сделала то же самое. Сухопутные и морские перевозки тоже застопорились. Ряд международных операторов приостановили работу с Россией — датский Maersk, французский CMA CGM, итальянский MSC.
Отдельная сложная ситуация возникла на юге России, который называют основными импортно-экспортными воротами страны. Они фактически заблокированы: авиасообщение в них приостановлено с 24 февраля и сроки его возобновления уже не раз сдвигались. Морские перевозки остались, но для них нужно пересматривать маршруты.
Но логистика — это проблема скорее всего food-сектора и заведений общепита, которые будут вынуждены поднимать цены на продукты и блюда, пересматривать меню и сокращать в нем позиции. Московские рестораны за период с 24 февраля по 1 марта уже увидели спад посещаемости на 60%, потому что в условиях неопределенности потребность в «посидеть и вкусно поесть за пределами дома» снижается. Рестораны и кафе становятся или способом где-то поесть, когда нет других вариантов (например, до дома ехать дальше, готовить долго), или способом порадовать себя в непростое время.
Сервисы доставки, работающие внутри города, от проблем с логистикой страдают в меньшей степени. А падение посещаемости ресторанов скорее может стать плюсом, если заведения общепита будут развивать канал доставки и предлагать, например, бонусы и скидки за заказ на дом или в офис. Для сервисов доставки появилась другая сложность, связанная с продвижением — ведением аккаунтов бренда в некоторых социальных сетях и рекламными кампаниями, которые нельзя запустить. Значит, шансы привлечь новую аудиторию стремительно снижаются.
В итоге охваты упали, бренды стали переходить в другие соцсети: в основном во ВКонтакте и в Telegram, однако, у этих площадок другая специфика. И под нее нужно подстроиться, понять, как взаимодействовать с аудиторией.
Но несмотря на эти проблемы, спрос на доставку готовой еды и продуктов в целом пока не снизился. Пока что россияне массово запасаются продуктами длительного хранения — сахаром, крупами, консервами. Торговым сетям уже пришлось ввести ограничения на количество товара в одни руки. Из-за роста числа заказов магазины повысили сумму бесплатной доставки (например, до 2000 рублей в Ленте — с 1000-1500 рублей) и сделали ее платной.
Второе популярное направление — доставка товаров, произведенных за рубежом: как продовольственных, так и непродовольственных. Россияне опасаются, что их в ближайшее время не будет в продаже, поскольку логистика застопорилась, а новые поставки могут оказаться дороже в два раза соответственно курсу валюты.
Мы в Broniboy пока не фиксируем снижения числа заказов и среднего чека на фоне кризиса, а в некоторых южных городах, например, в Анапе и Новороссийске, показатели даже выросли.
Чего ожидать в ближайшей перспективе
Несмотря на обозначенные сложности, рынок доставки продолжает развиваться и расти. Покупательская способность пока не упала — только в отношении товаров, зависящих от курса валюты. Сейчас каждый третий россиянин боится нехватки денег, особенно на товары первой необходимости, и соответственно многие урезают избыточные траты, спрос на доставку еды не упал. Напротив, у него есть причины вырасти.
Из-за текущей социально-экономической ситуации 70% россиян испытывают тревожность — такие данные приводит НАФИ. А один из самых простых и доступных многим способ бороться со стрессом — заесть его: хоть шоколадкой из ближайшего магазина, хоть стейком из ресторана. Поэтому увеличивается спрос на доставку готовой еды из заведений общепита.
Помимо этого, есть и другие факторы, способные сохранить текущие темпы роста рынка доставки.
Читайте также: Россияне стали экономить на доставке еды из ресторанов
Первый — окончательно сформировавшаяся за 2020-2021 годы новая модель поведения потребителя. Второй — потребность в пище базовая для человека и никуда не денется. При этом и без того максимально занятой современный человек в условиях социально-экономической неопределенности еще сильнее фокусируется на том, чтобы получить как можно больше денег. И ему проще заплатить за доставку условные 150 рублей, чем тратить время (и бензин) на поездку в магазин и выбор товара или в ресторан.
Рост цен на продукты питания и, соответственно, готовые блюда не исключен. Однако пока о каких-то цифрах говорить рано: как правительство, так и игроки рынка принимают меры, чтобы стабилизировать текущую ситуацию. В частности, на Кубани торговые сети, производители и департамент потребительской сферы намерены договориться о прямых поставках продукции, чтобы сдержать рост цен.
Поэтому, несмотря на санкции и ухудшение экономической ситуации, у рынка доставки как готовой еды, так и продуктов питания хорошие перспективы и большой потенциал. Есть куда развиваться и есть все шансы, что онлайн-продажи продуктов (главного драйвера рынка) действительно достигнут 1 трлн рублей к 2024 году.
Иван Труфанов,
кофаундер и СЕО сервиса курьерской доставки Broniboy.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...